ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3874/2022 от 25.05.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Норкина М.В.

УИД 38RS0024-01-2022-000312-44

Судья-докладчик Махмудова О.С.

№ 33а-3874/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,

судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-535/2022 по административному исковому заявлению администрации городского поселения Белореченского муниципального образования к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, государственному инспектору г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО1, Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны по Иркутской области о признании незаконными акта проверки и предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности

по апелляционной жалобе администрации городского поселения Белореченского муниципального образования на решение Усольского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2022 г.,

установила:

в обоснование административного иска администрацией городского поседения Белореченкого муниципального образования указано, что государственным инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району ФИО1 в период с Дата изъята по Дата изъята проведена внеплановая проверка на предмет выполнения администрацией предписания органа ГПН Номер изъят от Дата изъята по устранению нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения до Дата изъята По окончании проверки составлен акт Номер изъят и выдано предписание Номер изъят от Дата изъята по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. С указанным предписанием администрация городского поселения Белореченского муниципального образования не согласна, поскольку оно не соответствует форме, утвержденной распоряжением МЧС России от 3 сентября 2021 г. № 777 «Об утверждении типовых форм документов, используемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора при осуществлении федерального государственного пожарного надзора», в предписании указаны пункты (1, 2, 4), которые выявлены ранее, но срок исполнения не истек. Государственный инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району не исполнил обязанность по ознакомлению администрации городского поселения Белореченского муниципального образования и ее законных представителей с порядком обжалования спорного предписания, тем самым нарушил право проверяемого на обжалование ненормативного правового акта. В предписании неверно указана дата подписания проверяющего и проверяемого. Акт проверки также является незаконным, поскольку форма акта не соответствует форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом)», к акту не приложены документы, подтверждающие факт выявленных нарушении, не указано, какие контрольные мероприятия проведены контролирующим органом, отсутствует отметка о направлении акта проверки в электронном виде (адрес электронной почты), в том числе через личный кабинет на специализированном электронном портале.

Администрация городского поселения Белореченского муниципального образования просила признать незаконными и отменить акт проверки Номер изъят от Дата изъята , предписание Номер изъят от Дата изъята по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданные государственным инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району ФИО1, в отношении администрации городского поселения Белореченского муниципального образования.

Решением Усольского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2022 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе администрация городского поселения Белореченского муниципального образования просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель административного истца указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что выданные предписания и акт не соответствуют утвержденной форме. Выражает свое несогласие с выводом суда о том, что осуществленная проверка проведена не в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле». Должностным лицом при проверке не соблюдены установленные данным законом положения о процедуре проведения проверки.

В отзыве на апелляционную жалобу государственный инспектор г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие не заявили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

В соответствии с части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Заслушав доклад судьи Махмудовой О.С., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Порядок вступления названного Федерального закона в силу установлен его статьей 98, согласно части 3 которой по общему правилу норма об обязательном досудебном обжаловании вступает в силу с 1 января 2023 г.

Вместе с тем частью 13 статьи 98 названного Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации наделено правом определять виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. № 663, принятым в соответствии с положениями части 13 статьи 98 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ, утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г.

Пунктом 1 указанного Перечня определено, что Федеральный государственный пожарный надзор, входит в перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок с 1 июля 2021 г.

Таким образом, с 1 июля 2021 г. для обжалования в суде решений (действий, бездействий) контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, принятых при осуществлении видов контроля в области пожарного надзора, от заявителя требуется соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Административным истцом оспаривается принятые 28 октября 2021 г., то есть после 1 июля 2021 г., предписание и акт проверки должностного лица при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрацией городского поселения Белореченкого муниципального образования не соблюден предусмотренный статьей 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» досудебный порядок оспаривания предписания.

В силу пункта 1 части 1 статьи 196 КАС суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,

определила:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2022 г. по данному административному делу отменить.

Административное исковое заявление администрации городского поселения Белореченского муниципального образования к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, государственному инспектору г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО1, Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны по Иркутской области о признании незаконными акта проверки и предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности оставить без рассмотрения по существу.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

И.М. Абрамчик

Судьи

Н.Н. ИсаковаО.С. Махмудова