Судья: Куклин Ф.С.
Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-3881/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск 28 мая 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.
судей Харина Р.И. и Гусаровой Л.В.
при секретаре Колесниковой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Энергосфера-Иркутск» к администрации Вихоревского городского поселения, главе администрации Вихоревского городского поселения Дружинину Н.Ю. о признании постановления «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» в части установления тарифов для прочих потребителей на питьевую воду в и водоотведение не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия оспариваемого постановления,
по апелляционной жалобе администрации Вихоревского городского поселения,
на решение Братского районного суда Иркутской области от 27 декабря 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В обосновании заявленных требований с учетом дополнения указано, что Постановлением Администрации от 03.11.2017 № 262 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск», принятого по результатам рассмотрения соответствующей комиссии Администрации от 03.11.2017, установлены тарифы на питьевую воду (водоснабжение) и водоотведение сроком действия с 03.11.2017 по 31.12.2018 в размере: на питьевую воду (холодное водоснабжение) - 35,48 руб./куб.м. (для прочих потребителей, без НДС), на водоотведение - 35,21 руб./куб.м. (для прочих потребителей, без НДС).
Представитель полагает, что обжалуемым постановлением нарушены права и законные интересы ООО «Энергосфера-Иркутск», экономическая обоснованность расходов указанной ресурсоснабжающей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в г. Вихоревка Братского района Иркутской области, в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», не обеспечена.
В отношении административного истца на территории г. Вихоревка Братского района Иркутской области тарифы на питьевую воду (холодное водоснабжение) и водоотведение ранее принятия Постановления № 262 не устанавливались.
ООО «Энергосфера-Иркутск» были заявлены расходы по статьям, указанным в п.38 Основ ценообразования, в том числе производственные расходы, ремонтные расходы, административные расходы и другие расходы.
Заверенная копия обжалуемого постановления с приложением протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов (протокол заседания комиссии администрации от 03.11.2017) либо выписка из названного протокола в адрес ООО «Энергосфера-Иркутск» не направлялись, в связи с чем у административного истца отсутствуют сведения об определении Администрацией необходимой валовой выручки ООО «Энергосфера-Иркутск» по всем статьям расходов по регулируемым видам деятельности (холодное водоснабжение и водоотведение), а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов (части расходов), предложенных организацией.
Полагает, что размер необходимой валовой выручки ООО «Энергосфера-Иркутск» необоснованно снижен, а часть расходов вовсе исключена.
Решением Братского районного суда Иркутской области от 27 декабря 2018 года, было отказано в удовлетворении требований административного искового заявления.
В апелляционной жалобе глава администрации Вихоревского городского поселения Дружинин Н.Ю., выражает несогласие с судебным решением, полагают, что оно является незаконным и необоснованным
В обосновании жалобы приводит доводы, ранее изложенные в возражениях на административное исковое заявление, приводит свое толкование норм права регулирующих спорные правоотношения.
Указывает о недопустимости экспертных заключений по результатам проверки материалов, представленных для установления тарифов на питьевую воду и на водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» и протокола заседания комиссии по установлению тарифов на услуги организации коммунального комплекса от 03.11.2017.
В судебном заседании представитель административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Энергосфера-Иркутск» – С.В., возражал по доводам апелляционной жалобы.
Прокурор отдела прокуратуры Иркутской области Вокина А.А., возражала по доводам апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовое регулирование порядка установления тарифов на водоснабжение (водоотведение) установлено: Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее - Правила), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-Э (далее - Методические указания).
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится и организация в границах поселения, в том числе, водоснабжения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в частности установление тарифов.
Подпунктами 1, 3, 5 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено, в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с п. 6 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
Согласно ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ, пп. «а» п. 5 и пп. «а» п. 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов, начиная с очередного периода регулирования, устанавливает для регулируемых организаций, в том числе, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение.
В соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 41 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов и утверждается органами регулирования тарифов.
Согласно ч. 1. статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В ст. 2 Закона Иркутской области от 06.11.2012 № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» закреплено положение, согласно которому органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, в том числе, по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; выбору методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с Уставом Вихоревское муниципальное образование наделено статусом городского поселения Законом Иркутской области от 02.12.2004 № 76-оз «О статусе и границах муниципальных образований Братского района», понятия «городское поселение», «муниципальное образование» используются в равной мере для обозначения Вихоревского муниципального образования.
Органы местного самоуправления Вихоревского муниципального образования обладают полномочиями, в том числе: п. 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; п. 4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления Вихоревского городского поселения по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселения и органами местного самоуправления муниципального образования «Братский район; п. 4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в администрацию Вихоревского муниципального образования 04.09.2017 поступили заявления: № 176-В от ООО «Энергосфера-Иркутск» об установлении тарифа на водоотведение для потребителей г. Вихоревка в размере 50,60 руб./м.3 (без НДС) на период с 01.08.2017 по 31.12.2018 и заявление №177-В об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей г. Вихоревка в размере 40,31 руб./м.3 (без НДС) на период с 01.08.2017 по 31.12.2017 с приложенными документами.
07.09.2017г. ООО «Энергосфера-Иркутск» сообщено о принятии решения об открытии на основании заявлений от 04.09.2017 тарифных дел на питьевую воду и водоотведение для потребителей г. Вихоревка.
04.10.2017 администрацией направлено в адрес ООО «Энергосфера-Иркутск» письмо с просьбой рассмотреть замечания, предоставить дополнительные обоснования расходов, 13.10.2017 в адрес администрации поступил ответ от 12.10.2017 с просьбой о продлении сроков предоставления документов на 23.10.2017.
В письме администрации от 17.10.2017 ООО «Энергосфера-Иркутск» сообщено об отказе в продлении сроков для предоставления информации, ввиду сжатых сроков рассмотрения дела об установлении тарифов.
ООО «Энергосфера-Иркутск» представило в Администрацию Вихоревского муниципального образования Братского района Иркутской области заявления от 1 ноября 2017 года № 366-В об установлении тарифов на холодное водоснабжение (тарифа на питьевую воду) в размере 88,33 руб./куб.м. и № 367-В об установлении тарифа водоотведение в размере 79,57 руб./ куб.м. с применением метода экономически обоснованных расходов вместе с пояснительными записками, а также необходимые расчеты и обосновывающие документы.
02.11.2017 в адрес ООО «Энергосфера-Иркутск» направлено уведомление о заседании комиссии по вопросу установления тарифов на питьевую воду и водоотведение 03.11.2017.
По результатам рассмотрения дела об установлении тарифов администрацией Вихоревского городского поселения принято постановление № 262 от 03.11.2017 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск», находящихся на территории Вихоревского городского поселения».
Протокол заседания комиссии по установлению тарифов, а так же постановление № 262 от 03.11.2017 вручены исполнительному директору ООО «Энергосфера-Иркутск» Б.А.
Таким образом, оспариваемое постановление принято администрацией Вихоревского муниципального образования и главой администрации в пределах предоставленных полномочий и опубликовано.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что экспертные заключения по результатам проверки материалов, представленных для установления тарифов на питьевую воду и на водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» и протокол не могут быть положены в основу решения суда.
В соответствии с п. 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
Экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит в том числе: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно п. 29 Правил в протоколе заседания органа регулирования тарифов указываются также основные показатели расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе: ж) виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, с указанием оснований принятия такого решения.
Вместе с тем, представленные административным ответчиком экспертные заключения требованиям подпунктов а), г), д) пункта 26 Правил не соответствуют, в них отсутствуют анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Протокол заседания комиссии по установлению тарифов на услуги организаций коммунального администрации Вихоревского городского поселения от 03.11.2017 № 6, не соответствует пп.ж) п. 29 Правил.
Выбор метода регулирования по организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
При обращении административного истца в орган регулирования для установления тарифов в качестве метода регулирования обществом был предложен метод экономически обоснованных расходов (затрат), данный метод согласно экспертным заключениям по результатам проверки материалов, представленных для установления тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» применен и самим регулирующим органом - администрацией Вихоревского городского поселения.
С целью проверки экономической обоснованности установленных тарифов, суд первой инстанции, удовлетворив ходатайство административного истца, назначил по делу судебную экономическую экспертизу по правилам ст. 77 КАС РФ, на разрешение которой поставлены следующие вопросы: Обосновано ли определена необходимая валовая выручка ООО «Энергосфера-Иркутск» при расчете тарифов на питьевую воду (холодное водоснабжение), установленных постановлением администрации Вихоревского муниципального образования Братского района Иркутской области от 03.11.2017 № 262 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск»; Определить размер экономически обоснованного тарифа на питьевую воду (холодное водоснабжение) для ООО «Энергосфера-Иркутск»; Обоснованно ли определена необходимая валовая выручка ООО «Энергосфера-Иркутск» при расчете тарифов на водоотведение постановлением администрации Вихоревского муниципального образования Братского района Иркутской области от 03.11.2017 №262 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск»; Определить размер экономически обоснованного тарифа на водоотведение для ООО «Энергосфера-Иркутск».
Проведение судебной экспертизы поручено экспертному учреждению ФБУ ИЛСЭ Минюста РФ.
Согласно заключению эксперта от 14 декабря 2018 года № 1007/4-4:
В ходе исследования по первому вопросу определено, что при расчете тарифов на питьевую воду (холодное водоснабжение), установленных постановлением администрации Вихоревского муниципального образования Братского района Иркутской области от 03.11.2017 № 262 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск», необходимая валовая выручка ООО «Энергосфера-Иркутск» администрацией Вихоревского муниципального образования определена необоснованно, так как в ходе анализа всех статей расходов в составе НВВ установлено, что из 33 статей расходов: по 1 статье расходы необоснованно завышены, по 13 статьям расходы необоснованно занижены, по 8 статьям расходы приняты или не приняты обоснованно, по 11 статьям определить обоснованность не представляется возможным по причинам, указанным в соответствующих частях исследования по первому вопросу;
В связи с тем, что определить величину необходимой валовой выручки не представляется возможным, определить размер экономически обоснованного тарифа на питьевую воду (холодное водоснабжение) для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования также не представляется возможным.
Примечание к выводу по второму вопросу: Согласно Расчету тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) методом экономически обоснованным для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск», оказывающего услуги на территории Вихоревского муниципального образования Братского района тариф рассчитан следующим образом: 61 250,5 тыс. руб. * 1000 / 1 726 463,5 куб. м. = 35,48 руб./куб. м., где: 61 250,5 тыс. руб. – величина НВВ, принятая регулирующим органом при установлении тарифа, 1 726 463,5 куб. м. - объем воды, принятый регулирующим органом при установлении тарифа (1 182 041, куб. м. (п. 7.3 расчета) + 544 422,5 куб. м. (п. 7.1.1 расчета)).
При сопоставлении объемов воды установлено, что при расчете тарифа на питьевую воду для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования расчетный объем воды необоснованно завышен на 723 213,20 куб. м. (1 726 463,5 куб. м. - 1 003 250,35 куб. м.).В ходе исследования по третьему вопросу определено, что при расчете тарифов на водоотведение, установленных постановлением администрации Вихоревского муниципального образования Братского района Иркутской области от 03.11.2017 № 262 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск», необходимая валовая выручка ООО «Энергосфера-Иркутск» администрацией Вихоревского муниципального образования определена необоснованно, так как в ходе анализа всех статей расходов в составе НВВ установлено, что из 31 статьи расходов: по 3 статьям расходы необоснованно завышены, по 12 статьям расходы необоснованно занижены, по 6 статьям расходы приняты или не приняты обоснованно, по 10 статьям определить обоснованность не представляется возможным по причинам, указанным в соответствующих частях исследования по первому вопросу.
В связи с тем, что определить величину необходимой валовой выручки не представляется возможным, определить размер экономически обоснованного тарифа на водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования также не представляется возможным.
Примечание к выводу по четвертому вопросу: Согласно Расчету тарифа на водоотведение экономически обоснованным методом для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск», оказывающего услуги на территории Вихоревского муниципального образования Братского района тариф рассчитан следующим образом: 60 899,90 тыс. руб. * 1000 / 1 729 500,00 куб. м. = 35,21 руб./куб. м., где: 60 899,90 тыс. руб. - величина НВВ, принятая регулирующим органом при установлении тарифа, 1 729 500,00 куб. м. - объем сточных вод, принятый регулирующим органом при установлении тарифа.
При сопоставлении объемов воды установлено, что при расчете тарифа на водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования расчетный объем сточных вод необоснованно завышен на 946 140,6 куб. м. (1 729 500,00 куб. м. - 783 359,40 куб. м.).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Суд первой инстанции обсуждая обоснованность расчетов, принятых администрацией Вихоревского муниципального образования, при установлении тарифов, суд с учетом пояснения эксперта в заключении от 14.12.2018 № 1007/4-4 обоснованно пришел к следующему:
- Фонд оплаты труда основного производственного персонала, Фонд оплаты труда цехового персонала, Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, Фонд оплаты труда административного персонала: администрацией Вихоревского муниципального образования при установлении тарифа на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования необоснованно занижены.
При этом, вопреки утверждениям административных ответчиков, экспертом приняты за основу размеры оплаты труда основного производственного персонала, цехового персонала, ремонтного персонала и административного персонала, предоставленные администрацией, в том числе в возражениях на исковое заявление.
- Изменение обоснованного размера фонда оплаты труда по указанным выше категориям, повлекло соответственно и занижение размера страховых отчислений по соответствующим статьям расходов, что согласуется с заключением судебного эксперта.
- «Общехозяйственные расходы»: согласно расчету тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение методом экономически обоснованным для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» регулирующим органом утверждены общехозяйственные расходы, при этом расчет размера общехозяйственных расходов, произведенный экспертами администрации Вихоревского муниципального образования, не отражен.
В связи с чем определить экономическую обоснованность общехозяйственных расходов, утвержденных экспертами администрации Вихоревского муниципального образования в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Энергосфера-Иркутск» не представилось возможным.
- Расходы на приобретение (использование) вспомогательных материалов, запасных частей, уголь: в связи с отсутствием в материалах тарифного дела документов, подтверждающих цены на уголь и его транспортировку, установить размер экономически обоснованных расходов на приобретение (использование) вспомогательных материалов, запасных частей, уголь при установлении тарифа на водоснабжение для ООО «Энергосфера-Иркутск» не представляется возможным, а, следовательно, определить, являются ли расходы на приобретение (использование) вспомогательных материалов, запасных частей, уголь, утвержденные администрацией Вихоревского муниципального образования в размере 1 126,08 тыс. руб., экономически обоснованными не представляется возможным.
- Расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта: не приведен расчет размера расходов на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, произведенный экспертами администрации Вихоревского муниципального образования, в экспертном заключении по результатам проверки материалов, представленных для установления тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» в связи с чем определить экономическую обоснованность расходов на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, утвержденных экспертами администрации Вихоревского муниципального образования в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Энергосфера-Иркутск» не представляется возможным.
- Расходы на осуществление производственного контроля качества воды: При осуществлении деятельности ООО «Энергосфера-Иркутск» по водоснабжению имелась объективная потребность в расходах на осуществление производственного контроля качества воды, что при наличии Договора возмездного оказания услуг № 39 от 28.08.2017, заключенного между ФДУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» и ООО «Энергосфера-Иркутск» с приложением № 1 к договору (Расчет стоимости услуг), графиком производственного контроля качества питьевой воды, ГВС, поверхностного водоема эффективности обеззараживания сточных вод ООО «Энергосфера-Иркутск» ОП Вихоревское на 2017 год, позволяло определить величину экономически обоснованных расходов на осуществление производственного контроля качества воды в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифа на питьевое водоснабжение.
Администрацией Вихоревского муниципального образования необоснованно не приняты в расчет необходимой валовой выручки при установлении тарифа на питьевое водоснабжение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования расходы на осуществление производственного контроля качества воды.
- Расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, заявленные ООО «Энергосфера-Иркутск», а также эти расходы, утвержденные администрацией Вихоревского муниципального образования, являются экономически необоснованными.
Определить величину экономически обоснованных расходов на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, ООО «Энергосфера-Иркутск» для установления тарифа на питьевое водоснабжение не представляется возможным по причине отсутствия в материалах тарифного дела документов, являющихся экономическим обоснованием объемов данных расходов, и документов, являющихся источниками цен для расчета этих расходов.
- Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем: расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, заявленные ООО «Энергосфера-Иркутск», а также эти расходы, утвержденные администрацией Вихоревского муниципального образования, являются экономически необоснованными.
Определить величину экономически обоснованных расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, ООО «Энергосфера-Иркутск» для установления тарифа на питьевое водоснабжение не представляется возможным по причине отсутствия в материалах тарифного дела документов, являющихся экономическим обоснованием объемов данных расходов, и документов, являющихся источниками цен для расчета этих расходов.
- Расходы на покупку электрической энергии (среднее напряжение и низкое напряжение: при сопоставлении объема покупной электроэнергии (среднее напряжение) принятого администрацией Вихоревского муниципального образования в расчет при установлении тарифа на водоснабжение для ООО «Энергосвера-Иркутск» с экономически обоснованным объемом покупной электроэнергии (среднее напряжение) на 12 месяцев, рассчитанный экспертом, установлено, что администрация Вихоревского муниципального образования необоснованно занизила объем покупной электроэнергии (среднее напряжение).
Экономически обоснованные расходы на покупку электрической энергии (среднее напряжение) при установлении тарифа на водоснабжение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования администрацией Вихоревского муниципального образования необоснованно занижены.
При сопоставлении объема покупной электроэнергии (низкое напряжение) принятого администрацией Вихоревского муниципального образования в расчет при установлении тарифа на водоснабжение для ООО «Энергосвера-Иркутск» с экономически обоснованным объемом покупной электроэнергии (низкое напряжение) на 12 месяцев, рассчитанный экспертом, установлено, что администрация Вихоревского муниципального образования необоснованно занизила объем покупной электроэнергии (низкое напряжение).
Экономически обоснованные расходы на покупку электрической энергии (низкое напряжение) при установлении тарифа на водоснабжение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования администрацией Вихоревского муниципального образования необоснованно занижены.
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду: администрацией Вихоревского муниципального образования плата за негативное воздействие не окружающую среду при установлении тарифа на водоснабжение для ООО «Энергосфера-Иркутск» не принята в полном объеме, в обоснование экспертами регулирующего органа указано, что документов, подтверждающих размер установленных для предприятия нормативов (лимитов) не представлено, в связи с чем данные расходы не являются экономически обоснованными.
При этом, экспертом в рамках исследования произведен минимально возможный размер экономически обоснованных расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду для ООО «Энергосфера-Иркутск» при установлении тарифа на водоснабжение, в связи с чем, администрацией данные расходы необоснованно занижены.
- Расходы на приобретение (использование) вспомогательных материалов, запасных частей, уголь: в связи с отсутствием в материалах тарифного дела документов, подтверждающих цены на уголь и его транспортировку, установить размер экономически обоснованных расходов на приобретение (использование) вспомогательных материалов, запасных частей, уголь при установлении тарифа на водоотведение для ООО «Энергосфера-Иркутск» не представляется возможным, а, следовательно, определить, являются ли расходы на приобретение (использование) вспомогательных материалов, запасных частей, уголь, утвержденные администрацией Вихоревского муниципального образования в размере 390,86 тыс. руб., экономически обоснованными также не представляется возможным.
- Расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта: поскольку расчет размера расходов на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, произведенный экспертами администрации Вихоревского муниципального образования, в экспертном заключении по результатам проверки материалов, представленных для установления тарифов на водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» не отражен, определить экономическую обоснованность расходов на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, утвержденных экспертами администрации Вихоревского муниципального образования в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифа на водоотведение для ООО «Энергосфера-Иркутск» не представляется возможным.
- Расходы на текущий ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, заявленные ООО «Энергосфера-Иркутск», а также эти расходы, утвержденные администрацией Вихоревского муниципального образования, являются экономически необоснованными.
Определить величину экономически обоснованных расходов на текущий ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, ООО «Энергосфера-Иркутск» для установления тарифа на водоотведение не представляется возможным по причине отсутствия в материалах тарифного дела документов, являющихся экономическим обоснованием объемов данных расходов, и документов, являющихся источниками цен для расчета этих расходов.
- Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем: расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, утвержденные администрацией Вихоревского муниципального образования в размере 3 544,19 тыс. руб. необоснованно завышены. Экономически обоснованный размер этих расходов составляет 3 326 655,00 руб. завышение на сумму 217 353,00 руб. (3 544 190 руб. - 3 326 655,00 руб.)
- Расходы на покупку электрической энергии: При сопоставлении объема покупной электроэнергии (среднее напряжение) принятого администрацией Вихоревского муниципального образования в расчет при установлении тарифа на водоотведение для ООО «Энергосвера-Иркутск» с экономически обоснованным объемом покупной электроэнергии (среднее напряжение) на 12 месяцев, рассчитанный экспертом, установлено, что объем покупной электроэнергии (среднее напряжение) экономически обоснован, однако экономически обоснованные расходы на покупку электрической энергии (среднее напряжение) при установлении тарифа на водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования администрацией Вихоревского муниципального образования необоснованно занижены.
При сопоставлении объема покупной электроэнергии (низкое напряжение) принятого администрацией Вихоревского муниципального образования в расчет при установлении тарифа на водоснабжение для ООО «Энергосвера-Иркутск» с экономически обоснованным объемом покупной электроэнергии (низкое напряжение) на 12 месяцев, рассчитанный экспертом, установлено, что объем покупной электроэнергии (низкое напряжение) экономически обоснован, однако экономически обоснованные расходы на покупку электрической энергии (низкое напряжение) при установлении тарифа на водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования администрацией Вихоревского муниципального образования необоснованно занижен.
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду: администрацией Вихоревского муниципального образования плата за негативное воздействие не окружающую среду при установлении тарифа на водоотведение для ООО «Энергосфера-Иркутск» не принята в полном объеме, в обоснование экспертами регулирующего органа указано, что документов, подтверждающих размер установленных для предприятия нормативов (лимитов) не представлено, в связи с чем данные расходы не являются экономически обоснованными.
При этом, экспертом в рамках исследования произведен минимально возможный размер экономически обоснованных расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду для ООО «Энергосфера-Иркутск» при установлении тарифа, в связи с чем, администрацией данные расходы необоснованно занижены.
Суд первой инстанции при рассмотрении довод административного ответчика о необоснованном занижении по заключению эксперта объема реализуемой воды, а также объема сточных вод, принимаемых от потребителей (водоотведение), заявленные ООО «Энергосфера- Иркутск» и принятые по расчету администрацией Вихоревского муниципального образования, обоснованно принял во внимание, что в данной части экспертом учтены только имеющиеся в его распоряжении сведения, представленные по запросу эксперта, истребованные судом в службе по тарифам Иркутской области, что согласуется с пояснениями административного ответчика об отсутствии в заключении сведений об объемах холодного водоснабжения и соответственно водоотведения для юридических лиц.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие указанных сведений, а также невозможность, по заключению эксперта, определения величины необходимой валовой выручки, и следствие чего невозможности определения размера экономически обоснованного тарифа как на питьевую воду (холодное водоснабжение), так и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории Вихоревского муниципального образования, суд полагает возможным принять в данной части пояснения эксперта, поскольку предметом судебного рассмотрения является не установление экономически обоснованного тарифа, а проверка принятого акта на соответствие имеющему большую юридическую силу законодательству, в том числе, по статьям расходов: расходы на покупку электроэнергии (среднее и низкое напряжение) и плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что подход регулирующего органа не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере водоотведения и водоснабжения, поскольку не соблюдены принципы обеспечения экономической обоснованности расходов соответствующей организации.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их неправильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского районного суда Иркутской области от 27 декабря 2018 года,, по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Энергосфера-Иркутск» к администрации Вихоревского городского поселения, главе администрации Вихоревского городского поселения Дружинину Н.Ю. о признании постановления «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей ООО «Энергосфера-Иркутск» в части установления тарифов для прочих потребителей на питьевую воду в и водоотведение не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим со дня принятия оспариваемого постановления, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи: Р.И. Харин
Л.В. Гусарова