РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Паршукова Н.В. Дело № 33а-3884/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Костикова С.И.,
судей: Зеленского А.М., Струковой А.А.,
при секретаре Кондратьевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 августа 2017 г. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2017 г., которым ФИО1 отказано в удовлетворении административного иска к ОУФМС России Калининградской области по Ленинградскому району, старшему инспектору ОВМ УМВД России по г. Калининграду ФИО2, УВМ УМВД России по г. Калининграду о признании бездействия незаконным и понуждении совершить действие
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что 22 декабря 2016 года через свою подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги» подала в УФМС г. Калининграда заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства «в никуда». 27 декабря 2016 года в 14 часов 20 минут была приглашена в отделение УФМС России Калининградской области в Ленинградском районе по адресу: <...>, каб. № 1 – ФИО2, для представления оригиналов документов и последующего снятия с учета по месту жительства. Поскольку находится в г. Москве и не имеет возможности приехать в г. Калининград для процедуры снятия с регистрационного учета, в назначенное время в ОУФМС явился ее уполномоченный представитель по нотариальной доверенности с нотариально заверенным заявлением о снятии с регистрационного учета. Однако, должностное лицо – инспектор ФИО2 отказалась принять заявление и потребовала ее личное присутствие с паспортом для снятия с регистрационного учета с обязательным проставлением отметки в паспорте о «выписке». В связи с этим просит признать незаконным бездействие должностного лица ОУФМС незаконным и обязать ОУФМС устранить нарушение ее прав, сняв ее с регистрационного учета на основании доверенности и нотариально заверенного заявления о снятии с регистрационного учета.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить. Ссылается на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Порядок оказания государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным в Приложении к Приказу Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 года № 288 (далее Регламент).
В соответствии с п. 149 данного Регламента при подаче гражданином заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства в форме электронного документа одновременно представляются в электронной форме копия документа, удостоверяющего личность, адресный листок убытия по форме № 7 (приложение № 4 к Регламенту). Для лиц, выбывающих за пределы Российской Федерации, заполняется также листок статистического учета выбытия по форме № 12В (приложение № 12 к Регламенту).
Согласно п. 157 Регламента, в случае если гражданин в установленный п. 151 Регламента срок не прибыл и не предъявил лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, документ, удостоверяющий личность, рассмотрение заявления прекращается, о чем заявителю направляется уведомление, которое доступно для просмотра заявителю с использованием Единого портала. В уведомлении разъясняется порядок снятия с регистрационного учета по месту жительства при подаче заявления в форме электронного документа.
Учитывая, что ФИО1 в установленный срок в орган регистрационного учета не прибыла и не предъявила документ удостоверяющий личность, суд приходит к выводу о том, что уполномоченным должностным лицом ОУФМС в соответствии с п. 157 Регламента ее заявление о снятии с регистрационного учета было прекращено правомерно, о чем ей направлено соответствующее уведомление.
Нельзя согласиться с содержащимися в апелляционной жалобе доводами о том, что снятие с регистрационного учета должно было быть произведено без личной явки Подлесной к инспектору ОВМ МВД РФ.
В пункте 128 Регламента исчерпывающе перечислены все случаи снятия с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина.
Действительно, такое действие возможно при поступлении заявления гражданина, находящегося за пределами Российской Федерации, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания).
Однако ФИО3 за пределами Российской Федерации не находится, следовательно, её снятие с регистрационного учёта без личной явки и представления документа, удостоверяющего личность, невозможно.
Ссылки на то, что к данным отношениям следует применить аналогию закона, противоречат нормам материального права, поскольку настоящие отношения действующим законодательством урегулированы, и возможность снятия с регистрационного учета без личного присутствия предоставлена только гражданам, находящимся за пределами РФ.
Передача полномочий представителю по доверенности законодательством, регулирующим регистрационный учет граждан по месту жительства, не предусмотрена.
Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, к числу которых относятся и регистрационный учет граждан по месту жительства, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Гражданское законодательство регулирует отношения, основанные на равенстве сторон, и не применяется к оказанию государственных услуг по регистрационному учету граждан по месту жительства.
Снятие с регистрационного учёта по месту жительства является административным действием, следовательно, положения гражданского законодательства, регулирующего представительство, к нему не применяются.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не имеют правового значения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: