ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3884/19 от 14.01.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Прохоров А.Ю.

№ 33а-3884/2019 (10RS0014-01-2019-000346-57)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сильченко Р.П.,

судейДанилова О.И., Соляникова Р.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-249/2019 по апелляционным жалобамадминистрации Эссойльского сельского поселения, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 17.07.2019 по административному исковому заявлению Назарова М. М.ича об оспаривании постановления администрации Эссойльского сельского поселения от 30.12.2016 .

Заслушав докладпредседательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Назаров М.М., являющийся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: (...), обратился в суд с административным иском по следующим основаниям.Постановлением администрации Эссойльского сельского поселения от 30.12.2014 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Карелия, (.....), признан аварийным и подлежащим сносу. Указанное постановление было признано утратившим силу постановлением администрации Эссойльского сельского поселения от 30.12.2016 . На основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 22.12.2017 постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от 25.12.2017 названный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Поскольку многоквартирный жилой (.....) не попал в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы из-за вынесенного администрацией Эссойльского сельского поселения постановления от 30.12.2016 , чемнарушаются права административного истца, Назаров М.М. просил суд признать постановление от 30.12.2016 незаконным, а постановление от 30.12.2014 действительным, считать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Карелия, (.....), аварийным и подлежащим сносу на основании постановления от 30.12.2014 .

Решением судаадминистративный иск удовлетворен. Постановление администрации Эссойльского сельского поселения от 30.12.2016 признано незаконным. Постановлено считать жилой дом, расположенный по адресу: (...), признанным аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации Эссойльского сельского поселения от 30.12.2014 .

С принятым судебным постановлением не согласныадминистрация Эссойльского сельского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики К.., в апелляционных жалобахпросят его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы глава Эссойльского сельского поселения Ореханов А.И. указывает, что многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу 30.12.2014 без заключения специализированной организации, таким образом, процедура признания дома аварийным и подлежащим сносу была нарушена, в связи с чем 30.12.2016 администрацией постановление от 30.12.2014 было отменено.

ПредставительМинистерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Ткачук А.С., действующая на основании доверенности, в обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные доводам администрации Эссойльского сельского поселения, дополнительно указывая, что заявленные административным истцом требования направлены на последующее включение многоквартирного дома в Региональную адресную программу, вместе с тем Правительство Республики Карелия к участию в деле привлечено не было.

В возражениях на апелляционные жалобы административный истец выражает согласие с решением суда первой инстанции.

Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Ткачук А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела,Назаров М.М. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Республика К.., (.....), по договору социального найма жилого помещения от ХХ.ХХ.ХХ.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.05.2009 №111-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пряжинского муниципального района» (.....) в (.....)(далее – спорный дом) передан в собственность Эссойльского сельского поселения (п.(...) приложения к постановлению).

Постановлением администрации Эссойльского сельского поселения от 30.12.2014 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Карелия, (.....), признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 28.12.2016 №466-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Ведлозерского, Крошнозерского, Матросского, Святозерского, Чалнинского и Эссойльского сельских поселений» квартиры в спорном доме были переданы в муниципальную собственность Пряжинского национального муниципального района (п(...)). При этом право собственности на передаваемое имущество возникает у Пряжинского национального муниципального района со дня вступления в силу настоящего постановления (п.2 постановления).

Постановлением администрации Эссойльского сельского поселения от 30.12.2016 признаны утратившими силу постановления администрации Эссойльского сельского поселения от 30.12.2014 № «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу».

На основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 22.12.2017 (с учетом технического заключения (...) постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от 25.12.2017 названный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку спорный дом с 28.12.2016 находится в муниципальной собственности Пряжинского национального муниципального района, а не Эссойльского сельского поселения, следовательно,в соответствии с положениями ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) оспариваемое постановление от 30.12.2016 принято неуполномоченным лицом.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом в силу следующего.

Согласно абз.2 ч.4 ст.27 Закона Республики Карелия от 04.07.2012 №1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» правовые акты Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено законодательством.

Постановление Правительства Республики Карелия от 28.12.2016 №466-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Ведлозерского, Крошнозерского, Матросского, Святозерского, Чалнинского и Эссойльского сельских поселений» подписано 28.12.2016, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016. Таким образом, указанное постановление вступило в силу 28.12.2016, в тот же день право собственности на передаваемое имущество, в том числе на спорный дом, возникло у Пряжинского национального муниципального района.

В соответствии с ч.1 ст.48 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местногосамоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Из анализа ч.ч.1, 3, 4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ следует, что к полномочиям сельского поселения не относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищнымзаконодательством. Данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, полномочий у администрации Эссойльского сельского поселения на принятие оспариваемого постановления от 30.12.2016 не имелось.

Процедура признания многоквартирного дома аварийным определена Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее – Положение).

Вместе с тем придя к выводу о том, что спорный дом надлежит считать признанным аварийным по постановлению от 30.12.2014 (то есть до 01.01.2017), которое утратило силу в связи с изданием администрацией Пряжинского национального муниципального района постановления от 25.12.2017 , суд первой инстанции не учел следующего.

Пунктом 2 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон №185-ФЗ) установлено, что под аварийным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.16 Федерального закона №185-ФЗ).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обоснование объема средств финансирования с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда (п.п. 1,4 п.1 ч.2 ст.16 Федерального закона №185-ФЗ).

Постановлением Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 №136-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Приложением 1 к данному постановлению является перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017.

Спорный дом не включен в приложение к постановлению Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 -П.

Постановив считать спорный дом признанным аварийным до 01.01.2017, суд первой инстанции не привлек к участию в деле Правительство Республики Карелия, которое утверждаетРегиональную адресную программу.

При таких обстоятельствах на основании п.3 ст.309 КАС РФ судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и направляет дело на новое рассмотрение в связи с принятиям судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле (п.4 ч.1 ст.310 КАС РФ).

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пряжинского районного суда Республики К.. от 17.07.2019по настоящему делуотменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Пряжинский районный суд Республики К...

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи