Судья: Герасимова У.А. Дело № 33а-3907/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Якутск 21 октября 2015г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Скакуна А.И.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием прокурора Посельского Ф.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Ленского районного суда РС (Я) от 09 июля 2015г., которым по делу по иску заместителя прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности организовать осуществление муниципального жилищного контроля и разработать административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО «Город Ленск»,
постановлено:
Иск заместителя прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности организовать осуществление муниципального жилищного контроля и разработать административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО «Город Ленск» удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление муниципального жилищного контроля и разработать административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО «Город Ленск».
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Ленского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчику с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Ленского района действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой установлено, что до настоящего времени в МО «Город Ленск» работа в области жилищного контроля не осуществляется, административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля не разработан. Считает, что отсутствие административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля препятствует реализации в муниципальном образовании вопросов местного значения в области жилищных правоотношений, что может явиться причиной нарушений жилищных прав граждан, также нарушений действующего законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, ввиду наличия в законе норм, устанавливающих особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок.
Просил суд обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление муниципального жилищного контроля и разработать административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО «Город Ленск».
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласился административный ответчик.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду не подведомственности спора суду общей юрисдикции. Полагает, что имеющийся спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде Республики Саха (Якутия).
В возражении на жалобу прокурор находит решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.2 ч.2 ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в совокупности с требованиями постановления Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" принял решение об удовлетворении требований прокурора о понуждении администрации МО г.Ленск об организации муниципального жилищного контроля и разработке административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля.
В соответствии со ст.20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Из системного толкования положений Постановления Правительства РФ от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" и Методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора, утвержденных Приказом Минрегиона России от 23 августа 2013 года N 360, следует, что содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю. При этом обязанность по разработке административных регламентов исполнения функций по муниципальному жилищному контролю возложена на органы местного самоуправления.
В силу п.2 ч.2 ст.6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, в нарушение действующего законодательства администрацией до настоящего времени не принят административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля.
Довод апелляционной жалобы о том, что при обращении в суд, прокурором нарушены правила подведомственности, основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
По смыслу положений ст. 22 ГПК РФ, ст. 27 АПК РФ основополагающими критериями отнесения гражданских дел к подведомственности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора. Для отнесения гражданского дела к подведомственности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, предметом спора является бездействие органа местного самоуправления исполнить требования жилищного законодательства об осуществлении муниципального жилищного контроля.
Спор возник не в результате осуществления экономической деятельности юридическими лицами, а в сфере осуществления надзора за соблюдением требований жилищного законодательства. Данный спор подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
В остальной части решение суда, сторонами не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного определения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Ленского районного суда РС (Я) от 09 июля 2015г. по делу по иску заместителя прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности организовать осуществление муниципального жилищного контроля и разработать административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО «Город Ленск» оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи Иванова М.Н.
Скакун А.И.