Судья Тарабрина Н.Н. | № 33а-3908/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.
при секретаре Пушаевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 сентября 2017 г. по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску к ФИО1 о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что ФИО1, являясь арбитражным управляющим, не исполнил обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и на обязательное медицинское страхование. В связи с этим налоговый орган просил взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 г. и 2015 г. в сумме 19210руб. 80 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2015 г. в размере 3650руб. 58 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 02 апреля 2015 г. по 26 февраля 2016г. в размере 446 руб. 72 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01 января по 26 февраля 2016г. в размере 76 руб. 30 коп.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, восстановить пропущенный срок и взыскать с ответчика сумму задолженности. В обоснование жалобы указывает, что в порядке приказного производства спорная задолженность была взыскана судебным приказом от 09сентября 2016 г., который был отменен по заявлению должника 18 октября 2016 г. Последним днем на подачу административного искового заявления являлось 18 апреля 2017 г., иск был подан 22 июня 2017 г. одновременно с заявлением ходатайства о восстановлении срока на его подачу. Полномочия по администрированию страховых взносов и их принудительному взысканию переданы налоговым органам с 01 января 2017 г. В качестве доводов о необходимости восстановления срока указано на неисполнение доходной части бюджета вследствие неуплаты страховых взносов, необходимость предоставления ответчику достаточного срока для погашения задолженности. Также истец ссылается на длительную передачу ему органом пенсионного обеспечения документов и сальдо расчетов в электронном виде, необходимость разработки проекта административного искового заявления и направления иска ответчику.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ФИО1 просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО2 поддержала доводы жалобы.
ФИО1 выразил согласие с решением суда.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
До 01 января 2017 г. отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, были урегулированы ныне утратившим силу Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В силу п. 1 ст. 28, подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» адвокаты, равно как индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивали страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ было предусмотрено общее правило, по которому страховые взносы за расчетный период уплачивались плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В связи с тем, что ФИО1 в установленный законом срок не были уплачены страховые взносы, 26 февраля 2016 г. ему было выставлено два требования об уплате в срок до 16 марта 2016 г. недоимки и пени.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В пределах указанного шестимесячного срока 07 сентября 2016 г. орган пенсионного обеспечения обратился к мировому судье судебного участка № 13 г.Петрозаводска с заявлением о вынесении судебного приказа.
18 октября 2016 г. судебный приказ, выданный 09 сентября 2016 г., был отменен в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Последний день на подачу административного искового заявления приходился на 18 апреля 2017 г. Административный иск был подан налоговым органом в суд 22 июня 2017 г., то есть с пропуском установленного законом срока более чем на два месяца.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал на отсутствие уважительных причин пропуска срока обращения за принудительным взысканием обязательных платежей.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается, исходя из следующего.
С 01 января 2017 г. утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. С указанной даты правоотношения по начислению, уплате и взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование урегулированы НК РФ.
Взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшейся на 01января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).
Таким образом, в настоящее время применительно к указанным видам платежей с заявлениями о вынесении судебного приказа, а также с административными исковыми заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций вправе обращаться налоговые органы.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Письмом ФНС России от 02.05.2017 № ГД-4-8/8281 разъяснено, что в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, а также Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части разового обмена информацией, предусмотрена передача сведений, указанных в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ в налоговые органы в электронном виде.
Согласно п. 5 Порядка взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденного Федеральной налоговой службой и Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации 22 июля 2016 г., срок представления Отделениями ПФР в Управления ФНС России информации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен до 01 февраля 2017 г.
Судебная коллегия полагает, что несвоевременная передача сведений, необходимых для осуществления налоговыми органами мероприятий по контролю за уплатой страховых взносов, как следствие ненадлежащей организации межведомственного взаимодействия и работы государственных органов, не является уважительной причиной пропуска срока принудительного взыскания.
Довод о том, что длительная передача сведений обусловлена действиями органов пенсионного обеспечения, судебной коллегией отклоняется ввиду отсутствия доказательств принятия административным истцом мер по истребованию сведений, которые он должен был получить в установленные сроки.
Утверждение о том, что административному истцу было необходимо время для подготовки проекта текста административного иска и направления иска ответчику также сводится к отсутствию у налогового органа должной организации и планирования работы по претензионно-исковой работе с плательщиками страховых взносов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске срока обращения в суд для взыскания недоимки и пени и отсутствии оснований для его восстановления.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В этой связи постановленное по делу решение является законным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 сентября 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи