Судья Ребус А.В. Дело № 33а-3910/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 декабря 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
судей: Цоя А.А., Бондаревой Н.А.,
при секретаре Беликовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу административного истца ФИО1 на решение Северского городского суда Томской области от 28 сентября 2018 года
по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации ЗАТО Северск о признании распоряжения не законным,
заслушав доклад судьи Цоя А.А., объяснение представителя административного истца ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в Северский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к Администрации ЗАТО Северск, в котором просит признать незаконным распоряжение Администрации ЗАТО Северск № 251-р от 21.02.2018 «О демонтаже самовольно размещенных объектов (навесов гаражных боксов /__/), расположенных по адресу: /__/».
В обоснование исковых требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения – гаража, расположенного по адресу: /__/. В начале августа 2018 года на стене соседнего гаража увидел копию распоряжения Администрации ЗАТО Северск № 251-р от 21.02.2018 «О демонтаже самовольно размещенных объектов (навесов гаражных боксов /__/, расположенных по адресу: /__/. Данное распоряжение было так же размещено на сайте Администрации ЗАТО Северск. С данным распоряжение он не согласен, оно не соответствует нормативному акту органа местного самоуправления и нарушает его права как собственника, угрожает причинением материально ущерба; 13.05.2015 Администрацией ЗАТО Северск принято постановление № 933 «Об утверждении Порядка освобождения территорий городского округа ЗАТО Северск Томской области от самовольно размещенных объектов». Настоящий Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует порядок демонтажа самовольно размещенных объектов, расположенных в пределах территории городского округа ЗАТО Северск Томской области на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и (или) на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В распоряжении Администрации ЗАТО Северск № 251-р от 21.02.2018 речь идет о навесе, который смонтирован непосредственно на боксе, крепится к нему и является продолжением перекрытия, а его опоры подвижны и с поверхностью земли не связаны, связи с чем полагает, что данный навес не относится к самовольно размещенному объекту. Земельный участок под гаражом принадлежит ему на праве собственности. Таким образом, распоряжение Администрации ЗАТО Северск № 251-р от 21.02.2018 не соответствует постановлению № 933 «Об утверждении Порядка освобождения территорий городского округа ЗАТО Северск Томской области от самовольно размещенных объектов», а его исполнение нарушит его права собственника по владению и пользованию имуществом и причинит материальный ущерб, наличие навеса прав иных лиц не нарушает. Кроме того, административным ответчиком нарушен порядок действий, предусмотренный распоряжением, уполномоченный орган не предпринял мер к установлению собственника гаражного бокса и его надлежащего уведомления.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО1 на требованиях настаивал. Полагал, что наличие навеса над его гаражом ни чьи права не нарушает. В соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации никаких разрешений, согласований на размещение подобных конструкций не требуется.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика ФИО3 требования не признала, полагала их необоснованными. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, где указано, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с постановлением № 933 «Об утверждении Порядка освобождения территорий городского округа ЗАТО Северск Томской области от самовольно размещенных объектов». В Администрацию ЗАТО Северск поступило обращение ФИО4 от 10.05.2017 с просьбой принять меры по поводу самовольно возведенных навесов к гаражным боксам в /__/», расположенным по адресу: /__/ В обращении указано, что боковая часть сооружения (навеса), расположенная перед гаражом /__/ препятствует полному открыванию ворот гаражного бокса /__/, собственником которого является заявитель, а вода, стекающая по данному сооружению, затапливает гаражный бокс /__/. По данному факту в соответствии с требованиями Порядка освобождения территории городского округа ЗАТО Северск Томской области от самовольно размещенных объектов, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.05.2015 № 933, составлен Акт № 2 обнаружения факта самовольно размещения объектов от 22.05.2017. Согласно данному акту, составленному начальником архитектурно-строительного отдела Комитета архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск, ведущим специалистом архитектурно-строительного отдела установлено, что на муниципальном земельном участке, перед въездом в гаражные боксы /__/», расположенные по адресу: /__/, самовольно размещены объекты, а именно навесы (черепица/металл) на всю ширину гаражных боксов. По результатам обследования было составлено требование /__/ о добровольном демонтаже самовольно размещенного объекта в срок до 22.06.2017. Собственником гаражного бокса /__/ является ФИО1, однако сведениями о его месте регистрации и фактическом проживании Администрация ЗАТО Северск не обладала. В соответствии с абзацем 3 пункта 6 постановления Администрации ЗАТО Северск № 933, требование о добровольном демонтаже самовольно размещенного объекта от 22.05.2017 было размещено на фасаде объекта. Таким образом, административным ответчиком полностью соблюден порядок демонтажа самовольно размещенных объектов на территории ЗАТО Северск, утвержденный постановлением Администрации ЗАТО Северск № 933. Наличие навеса нарушает права иных лиц. Земельный участок, примыкающий к земельному участку, расположенному по адресу: /__/, ряд перед въездом в гаражный бокс /__/, где расположен металлический навес, относится к землям государственной собственности, права на которые не разграничены. В соответствии с пп. 38 п.9 Положения об Управлении имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, утвержденного решением Думы ЗАТО Северск от 19.06.2008 № 53/7, для реализации основных направлений деятельности и возложенных задач Управление от имени и в интересах городского округа ЗАТО Северск осуществляет распоряжение и управление земельными участками, государственная, собственность на которые не разграничена. В нарушение требований законодательства истец не обращался в Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск за разрешением на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства навеса. Самовольно размещенным объектом в соответствии с Порядком освобождения территории городского округа ЗАТО Северск Томской области от самовольно размещенных объектов, утвержденным постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.05.2015 № 933, является объект, установленный (размещенный) с нарушением правил его установки. Навес гаражного бокса /__/, расположенного по адресу: /__/, относится к самовольно размещенному объекту в соответствии с постановлением Администрации ЗАТО Северск № 933 и подлежит демонтажу. Согласно Акту № 32 обследования земельного участка от 10.09.2018, перед въездом в гаражные боксы /__/ расположены конструкции (столбы), которые являются опорой металлического навеса над указанными боксами, территория перед гаражными боксами забетонирована. Данные металлические опоры связаны с поверхностью земли, что противоречит доводам ФИО1 в исковом заявлении об отсутствии опор, связанных с землей.
Обжалуемым решением суда административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить. Полагает, что суд не дал оценки юридически значимым обстоятельствам. Так навес, подлежащий демонтажу, не привел к образованию нового объекта, как это указано в решении, опоры навеса опираются на грунт только для безопасности и находятся в непосредственной близости к гаражному боксу. Считает, что суд ошибочно вынес решение относительно навесов над гаражными боксами с /__/ по /__/, так в жалобе, поступившей в Администрацию ЗАТО Северск было указано о невозможности открыть ворота в гаражном боксе /__/, который граничит только с гаражным боксом административного истца.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Администрации ЗАТО Северск ФИО3 просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, а также представленные Администрацией ЗАТО Северск по запросу суда апелляционной инстанции копии документов, заслушав представителя административного истца ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В Земельном кодексе Российской Федерации закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Под собственниками земельных участков понимаются лица, являющиеся собственниками земельных участков (п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1 ст.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Положениями главы V Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут, публичный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками (ст. 22 – 24)
Как установлено пп. 2 п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) на срок их строительства, реконструкции.
Согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов, связанных с благоустройством территории городского округа, отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.05.2015 № 933 утвержден Порядок освобождения территории городского округа ЗАТО Северск Томской области от самовольно размещенных объектов, которым предусмотрен порядок документирования обнаруженных фактов самовольного размещения объекта; порядок принятия мер к установлению лица, его разместившего; порядок определения срока демонтажа самовольно размещенного объекта в добровольном порядке; порядок информирование лица, самовольно разместившего объект, в случае если данные от нем не установлены; порядок подготовки проекта распоряжения Администрации ЗАТО Северск о демонтаже уполномоченным органом Администрации ЗАТО Северск самовольно размещенного объекта, а также порядок демонтажа названного объекта.
В соответствии с распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 21.02.2018 № 251-р «О демонтаже самовольно размещенных объектов (навесов гаражных боксов /__/»,), расположенных по адресу: /__/» Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск надлежит организовать работы по демонтажу вышеуказанных навесов. Распоряжение подлежит опубликованию в средстве массовой информации «Официальный бюллетень Администрации ЗАТО Северск» и размещению на официальном сайте Администрации ЗАТО Северск в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является собственником как нежилого помещения, расположенного по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м., так и земельного участка, относящегося к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации гаражного бокса, площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/.
Поскольку площадь земельного участка (/__/ кв.м), предназначенного для эксплуатации гаражного бокса, не превышает площадь самого гаражного бокса (/__/ кв.м), то земля, находящаяся за пределами границ внешних стен гаражного бокса, на законном основании в пользовании ФИО1 не находится. Данных об этом административным истцом не представлено.
Из акта № 2 от 22.05.2017 и прилагаемой к нему фототаблицы следует, что перед въездом в гаражные боксы /__/», расположенные по адресу: /__/, расположены самовольно размещенные объекты – навесы (черепица/металл) на всю ширину гаражных боксов /__/. Опоры навесов размещены на земельном участке за пределами внешних стен названных гаражных боксов, в том числе гаражного бокса /__/, тем самым навес, находящийся перед въездом в гаражный бокс /__/, конструктивно связан с земельным участком, законное пользование которым ФИО1 не подтверждено.
В соответствии с п. 2 Порядка освобождения территории городского округа ЗАТО Северск Томской области, утв. постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.05.2015 № 933, к числу самовольно размещенных объектов отнесены объекты, установленные (размещенные) на земельном участке (территории городского округа ЗАТО Северск Томской области), не отведенном для этих целей в установленном порядке.
Поскольку опоры навеса размещаются на земельном участке, не отведенном для этих целей, навес в соответствии с утвержденным постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.05.2015 № 933 Порядком обоснованно признан самовольно размещенным объектом.
Законность постановления Администрации ЗАТО Северск от 13.05.2015 №933 об утверждении Порядка освобождения территории городского округа ЗАТО Северск Томской области от самовольно размещенных объектов (далее – Порядок), опубликованного в Официальном бюллетене правовых актов органов местного самоуправления городского округа ЗАТО Северск Томской области № 6 (10) от 05.06.2015 и на в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.seversknet.ru), ни кем не оспорена.
22 мая 2017 года Администрацией ЗАТО Северск вынесено требование № 2 о демонтаже вышеуказанных самовольно размещенных объектов в добровольном порядке в установленный срок.
Довод апеллянта о непринятии административным ответчиком мер по установлению его данных и направлению ему по почте требования о демонтаже навеса не свидетельствует о существенном нарушении его прав, поскольку в отношении лица, самовольно разместившего объект, данные о котором не известны, соблюден порядок информирования через средства массовой информации, а также путем размещения на фасаде объекта соответствующего требования о демонтаже, тем самым надлежащие условия для получения указанной информации административным ответчиком были созданы, и ФИО1, являясь собственником гаражного бокса, действуя в этом качестве с должной степенью заботливости и осмотрительности, имел возможность получить исчерпывающую информацию о предъявленном ему административным ответчиком требовании о демонтаже навеса.
Так, в акте № 2 от 22.05.2017 имеется отметка о том, что копия письменного требования о добровольном демонтаже самовольно размещенного объекта от 22.05.2017 № 2 на фасаде объекта размещена, что согласуется с требованиями абз. 3 п.6 Порядка, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.05.2015 № 933.
Требование Администрации ЗАТО Северск от 22.05.2017 о необходимости демонтажа навесов размещено 29.06.2017 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.seversknet.ru) и в газете «Диалог» от 30.06.2017 № 25, тем самым требования абз. 5 п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.05.2015 №933, по информированию владельцев названных объектов через средства массовой информации также соблюдены.
Поскольку в добровольном порядке в установленный срок требование о демонтаже самовольно размещенного объекта исполнено не было Администрацией ЗАТО Северск вынесено оспариваемое распоряжение Администрации ЗАТО Северск № 251-р от 21.02.2018 «О демонтаже самовольно размещенных объектов (навесов гаражных боксов /__/»), расположенных по адресу: /__/», которое размещено в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.seversknet.ru) и опубликовано в Официальном бюллетене администрации ЗАТО Северск № 3 (19) от 06.04.2018, что соответствует требованиям п. 9 Порядка, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.05.2015 № 933.
Кроме того, ФИО1 с содержание распоряжения был ознакомлен, как он указывает в доводах своего административного искового заявления, копию названного распоряжения он обнаружил на стене соседнего гаража и приложил к административному исковому заявлению, поданному в суд.
Что касается доводов представителя административного ответчика ФИО2, согласно которым распоряжение Администрации о демонтаже вынесено в отношении иного ГСПО «Экос 2/1», а не в отношении ГСПО «Экос 2/2», то они являются несостоятельными, поскольку опровергаются содержанием оспариваемого распоряжения.
Понятие недвижимого имущества раскрывается в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из анализа положений ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что самовольно размещенный объект – навес над въездом в гаражный бокс к недвижимому имуществу не относится.
По смыслу закона положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом (п. 29
постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). В этой связи доводы представителя административного истца, согласно которым в настоящем деле подлежали применению положения ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании законе.
Довод жалобы апеллянта о том, что его гараж не соприкасается с гаражом ФИО4, не опровергает наличие самовольно размещенного объекта перед въездом в его гаражный бокс.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что факт наличия самовольно размещенного объекта нашел подтверждение материалами дела, действия Администрации ЗАТО Северск соответствуют требованиям нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения надлежащего благоустройства территорий городского округа ЗАТО Северск, порядок обнаружения самовольно размещенного объекта, порядок информирования владельца объекта о требовании по демонтажу в добровольном порядке, порядок принятия распоряжения о демонтаже уполномоченным органом, порядок его доведения до сведения заинтересованных лиц путем опубликования в средствах массовой информации и размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет соблюдены.
Судом первой инстанции всем исследованным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы суда мотивированы, соответствуют правильно установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях законодательства. Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают. В этой связи судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения и приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского городского суда Томской области от 28 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: