Дело № 33а-3912/2018 Председательствующий в первой
Категория 019а инстанции Степанова Ю.С.
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 октября 2018 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при секретаре: Гончаровой Е.А.
при участии:
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ющенко С.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Севастополю об оспаривании решения органа государственной власти, по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 31 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ющенко С.А. обратилась в суд с административным иском к УМВД России по г. Севастополю, просила признать незаконным и отменить решение комиссии № от 20.04.2018 года об отказе в признании Ющенко С.А. носителем русского языка.
Исковые требования мотивированы тем, что с целью получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке административный истец обратилась в УВМ УМВД России по г. Севастополю с заявлением о признании ее носителем русского языка, ссылаясь на то, что на протяжении жизни владеет только русским языком, повседневно использует его в семейно-бытовой и культурной сферах; ее родственники бабушки, тети в настоящее время проживают на территории Российской Федерации и являются ее гражданами. Дедушка ФИО3 проживал в Воронежской области, то есть на территории относившейся к СССР. До проведения заседания комиссии, которая состоялась 20.04.2018 года, ей не была предоставлена возможность ознакомиться с порядком проведения экзамена, во время экзамена не было определено четкой процедуры проведения устного опроса, четкого регламента беседы не существовало; каких-либо замечаний по существу собеседования в адрес административного истца не поступало; комиссией была нарушена процедура проведения собеседования и отражения ее результатов, так как вопросы членов комиссии в протоколе не зафиксированы, в связи с чем, протокол не может являться допустимым доказательством.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 31 июля 2018 года административное исковое заявление Ющенко С.А. удовлетворено.
Признано незаконным и отменено решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УМВД России по г. Севастополю № от 20.04.2018 года об отказе в признании иностранного гражданина Ющенко С.А. носителем русского языка.
На данное решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятии нового об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Судом первой инстанции дана неверная оценка нормативным документам, на основании которых проводилась комиссия, положений «Порядка формирования и работы комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка», Приложения № 1 к приказу МВД России от 28.09. 2017 года № 738.
В судебном заседании представитель административного ответчика апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней. Ссылался на положения Порядка формирования и работы комиссии, в части правомерности состава комиссии в количестве семи человек, указывал на высокую квалификацию состава комиссии, принимавшей решение в отношении административного истца.
Административный истец в удовлетворении апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения. Поясняла, что русским языком она владеет на протяжении своей жизни, повседневно использует его в семейно-бытовой и культурной сферах, свободно на нем общается, а допущение грамматических и стилистических ошибок не указывает на то, что она не владеет русским языком.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ющенко С.А. 17.04.2018 года обратилась с заявлением в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с просьбой признать ее носителем русского языка на основании ст. 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
20 апреля 2018 года состоялось заседание комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, на котором и было проведено собеседование с Ющенко С.А. по результатам проведения данного собеседования членами комиссии единогласно было принято решение не признавать Ющенко С.А. носителем русского языка, что отражено в протоколе заседания комиссии № от 20.04.2018 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных требований, административный ответчик правомерность оспариваемого решения не доказал.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, исходя из следующего.
В соответствии с требованиями ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33.1 данного Федерального закона комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с частью второй статьи 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Приказом МВД России от 28.09.2017 года N 738 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требований к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка" утверждены:
- Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 1).
- Требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 2).
- Правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (приложение N 3).
- Требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 4).
- Требования к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 5).
В силу пунктов 6, 9, 12, 13, 14 Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, являющегося Приложение № 1 к приказу МВД России от 28.09.2017 года № 738 комиссии состоят из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Число членов комиссий, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным, не менее семи человек.
Председатель комиссии осуществляет общее руководство комиссией и несет персональную ответственность за состояние ее работы, а также председательствует на ее заседаниях, определяет дату и время проведения заседаний, дает поручения членам комиссии.
Во время отсутствия председателя комиссии его полномочия осуществляет заместитель председателя комиссии.
Персональные составы комиссий утверждаются приказами МВД России и территориального органа МВД России соответственно.
Основной формой деятельности комиссий являются заседания.
Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом УМВД России по г. Севастополю № от 17.01.2018 года утвержден состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, а также утверждено положение о работе Комиссии.
В силу приложения №1 к вышеуказанному приказу комиссия состоит из 12 членов, включая председателя комиссии, его заместителя и секретаря.
Судом первой инстанции был проверен порядок проведения собеседования и установлено, что состав комиссии УМВД России по г. Севастополю по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденный приказом УМВД России по г. Севастополю № от 17.01.2018 года не соответствует требованиям приказа МВД России от 28.09.2017 года № 738.
Так, состав комиссии сформирован из четного количества ее членов (должно быть нечетное), на заседании комиссии 20.04.2018 года присутствовало 7 членов комиссии, что составляет менее 2/3 от общего числа членов комиссии, с учетом председателя, заместителя и секретаря.
Не согласиться с таким выводом у судебной коллегии оснований не имеется, поскольку административным ответчиком комиссия сформирована в количестве более 7 человек, следовательно, для признания ее заседания правомочным, необходимо участие 2/3 от общего числа членов комиссии.
Порядок организации проведения собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка в случае подачи им заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка установлен Правилами проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (приложение N 3 к приказу МВД России от 28.09.2017 года № 738).
Согласно пунктам 2,5,6,7,8 Правил, собеседование с иностранным гражданином проводится в целях подтверждения уровня владения русским языком как иностранным.
Продолжительность собеседования не может составлять более 30 минут на одного иностранного гражданина. Процедура собеседования оформляется протоколом. При собеседовании в протоколе фиксируются все вопросы членов комиссии.
До проведения собеседования иностранному гражданину предоставляется возможность получить консультации по вопросам проведения собеседования.
В день проведения собеседования, до начала его проведения, секретарь комиссии информирует иностранных граждан о порядке и форме проведения собеседования, продолжительности собеседования, о времени и месте выдачи решения о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо выписки из протокола по результатам собеседования о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.
Во время собеседования могут использоваться аудио-, видео- и мультимедийные материалы путем их воспроизведения и демонстрации.
Между тем в представленном протоколе отсутствуют вопросы, которые были заданы Ющенко С.А. при проведении собеседования, что не отвечает требованиям вышеуказанного приказа. При этом, сведений о наличии порядка и формы проведения собеседования, разработанных и утвержденных административным ответчиком, суду не представлена, а потому проведение собеседования путем тестирования в виде письменных ответов и непосредственно выполнения письменного задания, судебная коллегия считает безосновательным.
Согласно пункту 11 данных Правил, в ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами. Максимально полно понимать содержание, в частности, радио- и телепередач, кинофильмов, телеспектаклей, пьес, записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы. Уметь достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения. Уметь демонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.
Однако, из протокола заседания комиссии и иных материалов не усматривается на основании каких вопросов членов комиссии либо аудио-, видео- и мультимедийных материалов путем их воспроизведения и демонстрации, комиссия пришла к выводу о том, что у Ющенко С.А. не имеется способностей, указанных в пункте 11 Правил.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УМВД России по г. Севастополю № от 20.04.2018 года об отказе в признании иностранного гражданина Ющенко С.А. носителем русского языка.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 31 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Севастополю – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: