№ 33a-3921/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 31 мая 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ночевника С.Г.,
судей Муратовой С.В., Шадриной Е.В.,
при секретаре Левичевой Н.С.,
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 24 мая 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО2 о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения административного ответчика ФИО1 и его представителя ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы и полагавших решение суда незаконным, возражения представителя административного истца ФИО4, представителей избирательной комиссии ФИО5 и ФИО6, полагавших решение суда не подлежащим отмене, заключение прокурора Чигаркиной Е.Н. о том, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
постановлением территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района, с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, (далее - ТИК) от 13.04.2018 № 33/1 назначены досрочные выборы совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (далее – СД МО Шлиссельбургское ГП) четвертого созыва на 24.06.2018.
Постановлением ТИК от 15.05.2018 № 326/8 зарегистрирован кандидатом в депутаты СД МО Шлиссельбургское ГП четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 19 ФИО1, выдвинутый избирательным объединением «Кировское районное отделение» политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Зарегистрированный кандидат в депутаты СД МО Шлиссельбургское ГП четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 19 ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления ТИК от 15.05.2018 № 326/8 о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты СД МО Шлиссельбургское ГП четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 19 указав, что ФИО1 не представлен документ о принадлежности к политической партии, поскольку копия партийного билета в качестве такого документа рассматриваться не может. В заявлении о согласии баллотироваться ФИО7 не указано название города при указании адреса местожительства (л.д.1).
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 24.05.2018 постановление ТИК от 15.05.2018 № 326/8 признано незаконным и отменено (л.д.91).
В апелляционной жалобе ФИО1 просит указанное решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе указано, что п.6 ст.76 Федерального закона № 67-ФЗ не устанавливает право на судебное обжалование регистрации кандидата для кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу. Данный кандидат имеет право обжаловать в суде регистрацию другого кандидата в случае вновь открывшихся обстоятельств, к которым не относится пп.«в» п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ (л.д.101).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представителем административного истца указано, что в силу ч.2 ст.239 КАС РФ административный истец вправе оспорить решение избирательной комиссии. Исходя из буквального толкования п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ необходимо предоставлять документ (а не копию) подтверждающий принадлежность к политической партии.
В судебное заседание суда апелляционной административный истец ФИО2, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, не явилась, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
Согласно п.6 ст.76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ приведены такие основания отказа регистрации кандидата как:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пп.«в»);
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (пп.«в.1»);
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (пп.«в.2»).
Исходя из положений п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении, среди прочего, указывается адрес места жительства, Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Как следует из материалов дела и судом установлено, постановлением ТИК от 03.05.2018 № 319/1 зарегистрирована кандидатом в депутаты СД МО Шлиссельбургское ГП четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 19 ФИО2
05.05.2018 в ТИК с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты СД МО Шлиссельбургское ГП четвертого созыва обратился ФИО1 (л.д.25).
В заявление ФИО1 указал адрес места жительства: <адрес>.
Кроме того, в заявление ФИО1 указано, что он является членом КПРФ.
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться ФИО1 представил партийный билет № №, выданный Ленинградским областным комитетом КПРФ 23.02.2014(л.д.42).
Также, ФИО1 были представлены подписанная первым секретарем ЛОК КПРФ выписка из протокола № 61 заседания Бюро Ленинградского областного комитета КПРФ по вопросу согласования списков кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления на досрочных выборах в Шлиссельбургском городском поселении Кировского района и решение Бюро Кировского РК КПФ от 03.05.2018 о выдвижение кандидатов на досрочных выборах депутатов СД МО Шлиссельбургское ГП по многомандатным избирательным округам № 18-21 (л.д.35).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что указывая свою принадлежность к политической партии ФИО1 не указал свой статус в ней и не представил в избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться документ, подтверждающий сведения о принадлежности к политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и свой статус в этой политической партии, подписанный уполномоченным лицом политической партии.
Копия партийного билета ФИО1, как указал суд первой инстанции, не может считаться документом, подтверждающим принадлежность к политической партии и статус ФИО1 в указанной партии на момент уведомления ТИК о выдвижении, поскольку партийный билет датирован 23.02.2014 и содержит только сведения об уплате членских взносов за 2014-2015 года.
Однако, указанные выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела и сделаны при неправильном применение норм материального права.
Ни положения п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ, ни положения какого-либо иного закона не содержит требований к форме и содержанию документа, удостоверяющего принадлежность кандидата к политической партии. Единственное требование – указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом.
Как разъяснено в п.5.3.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 (далее – Методические рекомендации), если в своем заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему округу кандидат указывает свою принадлежность к политической партии, указанную информацию кандидат обязан подтвердить, предоставив справку, иной документ, подтверждающий данные сведения (примерная форма приведена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям). В справке, ином документе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, членство, статус и наименование политической партии, в котором состоит кандидат, Справка должна быть подписана уполномоченным лицом политической партии, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, с проставлением печати.
Согласно п.2.7 Устава КПРФ членство в КПРФ удостоверятся партийным билетом единого образца, утвержденного ЦК КПРФ.
Инструкцией «О порядке учета членов КПРФ» предусмотрено, что партийные билеты оформляются в Комитетах местных или региональных отделений КПРФ, подписываются первыми секретарями Комитетов местных или региональных отделений и заверяются печатью соответствующего зарегистрированного в вышестоящем партийном Комитете структурного подразделения КПРФ.
Следовательно, представленный ФИО1 партийный билет подписан уполномоченным лицом и подтверждает принадлежность ФИО1 к КПРФ.
При этом, в представленном ФИО1 документе, подтверждающим принадлежность к политической партии, содержатся сведения, предусмотренные п.5.3.1 Методических рекомендаций.
Не указание в партийном билете полной даты рождения ФИО1 и его статуса в политической партии не может свидетельствовать о том, что ФИО1 не предоставлен документ, необходимый в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, либо данный документ оформлен с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, поскольку законом не установлено подобных требований к документу, подтверждающему принадлежность к политической партии.
Указание судом первой инстанции на то, что представленный ФИО1 партийный билет датирован 23.04.2014, не свидетельствует о нарушении ФИО1 требований какого-либо закона, поскольку даже приведенная в приложении 4 Методических рекомендациях рекомендуемая форма справки не содержит сведений о дате выдачи подобной справки.
Принимая во внимание, что в силу положений п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ ФИО1 был вправе как указать сведения о своем статусе в политической партии, так и не указывать данных сведений, то обязанности по предоставлению документа подтверждающего свой статус в политической партии у ФИО1 не возникло, поскольку в заявлении о согласии баллотироваться он не привел сведений о своем статусе в политической партии.
Доводы административного истца о том, что принадлежность кандидата к политической партии и статус в этой политической партии может быть подтверждена только справкой, форма которой приведена в приложении 4 Методических рекомендаций, основаны на ошибочном толковании закона, поскольку Федеральный закон № 67-ФЗ таких требований не содержит и Методические рекомендации предусматривают возможность предоставления не только справки, но и иного документа.
При этом, предоставление ФИО1 копии партийного билета не свидетельствует о несоблюдении п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку положения указанной статьи также требуют предоставления именно копий документов подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Вместе с тем, как разъяснено в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, пп. «б» п.2.2 ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и не предусматривает представления в подтверждение данного обстоятельства копии трудовой книжки. Справка с места работы может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы (роде занятий) кандидата.
Следовательно, предоставленная ФИО1 копия партийного билета может является документом, подтверждающим принадлежность кандидата к политической партии.
Судебная коллегия также учитывает, что заявлять о принадлежности к политической партии является правом кандидата, а не обязанностью, и если бы ФИО1 не заявил о членстве в КПРФ, ему не пришлось бы представлять подтверждающий документ.
Следовательно, документ о принадлежности кандидата к политической партии и о его статусе в партии не относится к документам, которые подлежат безусловному представлению в избирательную комиссию, поэтому нарушения, допущенные при оформлении такого документа, не могут являться основанием к отказу в регистрации кандидата.
Если же считать такой документ необходимым для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, то в таком случае избирательная комиссия в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ была обязана известить ФИО1 о несоблюдении требований закона к оформлению документов и предоставить ему возможность устранить выявленные недостатки.
Также, необходимо учитывать, что Федеральный закон N 67-ФЗ не содержит такого основания для отказа в регистрации кандидата, как предоставление кандидатом недостоверных сведений о принадлежности к политической партии и своем статусе в политической партии. Напротив, из п.8 ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что в такой ситуации избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения, о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.
Оснований полагать, что предоставление недостоверных сведений равнозначно не предоставлению сведений не имеется, поскольку это приведет к существенному ограничению избирательных прав граждан.
Следовательно, если ТИК придет к выводу о том, что кандидатом ФИО1 указаны недостоверные сведения о принадлежности к политической партии и своем членстве в указанной партии, то она вправе направить сведения об этом в средства массовой информации.
Таким образом, предусмотренных пп. «в» и «в.1» п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ оснований для отказа в регистрации кандидата ФИО1 не имелось, что свидетельствует о незаконности принятого судом первой инстанции решения.
Руководствуясь ст.ст.307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 24 мая 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Кировского муниципального района, с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, от 15 мая 2018 года № 326/8 «О регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 19 ФИО1, выдвинутого избирательным объединением «Кировское районное отделение» политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Туманова О.В.