Хасавюртовский районный суд РД
судья Магомедов Г. М.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2019 г. N 33а-3925/2019
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего - судьи Джарулаева А.-Н. К.,
судей Гончарова И. А. и Омарова Д. М.,
при секретаре Алиомаровой М. Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца ФИО1 на решение Хасавюртовского районного суда РД от 19 апреля 2019 года по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Хасавюртовский район» Республики Дагестан о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Хасавюртовский район», выразившееся в не опубликовании в средствах массовой информации сведений о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 кварталы 2018 года, о понуждении к опубликованию в средствах массовой информации сведений о ходе исполнения местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2018 года.
Заслушав доклад судьи Гончаров И.А., объяснения административного истца ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением, в котором просит признать бездействие администрации муниципального образования «Хасавюртовский район» РД, выразившееся в не опубликовании в средствах массовой информации сведений о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 кварталы 2018 года, и обязать администрацию муниципального образования «Хасавюртовский район» РД опубликовать сведения о ходе исполнения местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 кварталы 2018 года.
В обоснование требований указано, что в соответствии ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В части 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Согласно части 6 статьи 52 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета, подлежат официальному опубликованию.
В статье 36 БК РФ указано, что принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. В соответствии с ч. ч. 1,6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФВ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет); проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
В соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона от 25.12.2008 года № 73-ФЗ «О противодействии коррупции» обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является одним из основных направлений деятельности государственных органов, органов местного самоуправлении по повышению эффективности противодействия.
Несоблюдение органами местного самоуправления принципа прозрачности бюджетной системы создает предпосылки для коррупционных проявлений действиях должностных лиц в условиях «закрытости» для населения информации о ходе исполнения бюджета.
Администрацией муниципального образования «Хасавюртовский район» в нарушение требований закона официально не опубликованы сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 квартал 2018 года.
На основании изложенного административный истец ФИО1 просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хасавюртовский район», выразившееся в не опубликовании в средствах массовой информации сведений о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1 квартал 2018 года, за 2 квартал 2018 года, за 3 квартал 2018 года, за 4 квартал 2018 года, и обязать администрацию муниципального образования «Хасавюртовский район» опубликовать в средствах массовой информации сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 квартал 2018 года.
Решением Хасавюртовского районного суда РД от 19 апреля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит судебную коллегию отменить решение суда, как постановленного в нарушении норм материального и процессуального права принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1 поддержал апелляционную жалобу.
Представитель административного ответчика - администрации МО «Хасавюртовский район», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на заседание судебной коллегии не явился.
В связи с этим судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.4 ч.2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела были допущены.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, указал, что сведения, об опубликовании которых требовал административный истец, были согласно постановлению Главы муниципального образования «Хасавюртовский район» от 16.01.2017 г., которым утвержден порядок опубликования ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих администрации МО «Хасавюртовский район» с указанием фактических затрат на их содержание, опубликованы на официальном сайте МО «Хасавюртовский район, а также в газете «Вести Хасавюртовского района» за 29 декабря 2018 года..
Из сведений, опубликованных на официальном сайте администрации МО «Хасавюртовский район» за первый квартал 2018г., численность муниципальных служащих составляет 64 чел., фактические расходы на заработную плату служащих составляет 4652414 руб., за второй квартал 2018г., численность муниципальных служащих составляет 60 чел., фактические расходы на заработную плату служащих составляет 4746640 руб., за третий квартал 2018г., численность муниципальных служащих составляет 64 чел., фактические расходы на заработную плату служащих составляет 4890976 руб., за четвертый квартал 2018г., численность муниципальных служащих составляет 63 чел., фактические расходы на заработную плату служащих составляет 4822380 рублей.
Согласно печатного издания «Вести Хасавюртовского района» от 29 декабря 2018г., сведения о бюджете администрации МО «Хасавюртовский район», опубликованы в приложении за №50 (905).
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, о том, что поскольку не установлено бездействия ответчика администрации МО «Хасавюртовский район» в опубликовании сведений о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 квартал 2018 года, необходимо отказать в удовлетворении требований административного истца по изложенным выше основаниям.
Вместе с тем данные выводы сделаны вопреки установленным по делу обстоятельствам.
Согласно абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми или иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами..
Согласно ст. 6. ФЗ от 09.02.2009 г. №8 ФЗ способ обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способом: обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В части 1 ст.9 Бюджетного кодекса РФ установлено, что к бюджетным
полномочиям муниципальных образований относится составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
В соответствии ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).
Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса РФ, принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).
Согласно ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Согласно подп. «б» п. 7 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», к информации о деятельности органа местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет», отнесены сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к одному из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение ее в сети «Интернет». По ст. 10 названного закона организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», осуществляется путем размещения данной информации в созданных официальных сайтах с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, перечисленных в ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», в число которых входят, в частности принципы публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019), под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма
периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим законом.
Вместе с тем суд, сделав вывод, что сайт администрации МО «Хасавюртовский район», является средством массовой информации, не установил, что этот сайт не зарегистрирован в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019).
ФИО1 в суде первой инстанции утверждал, что сайт не зарегистрирован в соответствии с этим законом. Однако этот довод остался не проверенным и судом был сделан опровергающий его вывод.
Вместе с тем из ответа руководителя Управления Роскомнадзора по РД на имя административного истца указано, что официальный сайт администрации МО «Хасавюртовский район» не зарегистрирован в качестве средства массовой информации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции является необоснованным.
Также не обоснована ссылка суда и на публикацию указанных сведений в газете «Вести Хасавюртовского района» от 29 декабря 2018 года за № 50 (905), в котором были опубликованы сведения о внесении изменений в Решение Собрания депутатов МО «Хасавюртовский район» от 27 декабря 2018 г. №15-6 СД «О бюджете муниципального образования «Хасавюртовский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене, поскольку опубликование на сайте, который не зарегистрирован в качестве средства массовой информации указанных сведений, нельзя признать официальным опубликованием, а потому административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан,
определила:
апелляционную жалобу административного истца ФИО1 удовлетворить.
Решение Хасавюртовского районного суда РД от 19 апреля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление ФИО1, к администрации муниципального образования «Хасавюртовский район» Республики Дагестан о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Хасавюртовский район», выразившееся в не опубликовании в средствах массовой информации сведений о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 кварталы 2018 года, о понуждении к опубликованию в средствах массовой информации сведений о ходе исполнения местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 кварталы 2018 года удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хасавюртовский район», выразившееся в не опубликовании в средствах массовой информации сведений о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 кварталы 2018 года, о понуждении к опубликованию в средствах массовой информации сведений о ходе исполнения местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 кварталы 2018 года.
Обязать администрацию муниципального образования «Хасавюртовский район» опубликовать в средствах массовой информации сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 кварталы 2018 года, о ходе исполнения местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 и 4 кварталы 2018 года в месячный срок со дня вступления решения в силу.
Взыскать с администрации МО «Хасавюртовский район» в пользу ФИО1 возврат уплаченной им государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Председательствующий:
Судьи: