ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3943/17 от 19.10.2017 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-3943/2017 Докладчик Семёнов А.В.

Судья Малиновская Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

судей Семёнова А.В. и Емельяновой О.И.

при секретаре Крисько В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 19 октября 2017 года дело по апелляционной жалобе административного ответчика главы Камешковского района Бутрякова Д.А. на решение Камешковского районного суда Владимирской области от 12 июля 2017 года, которым удовлетворены административные исковые заявления депутата Совета народных депутатов Камешковского района Ладышкиной М.А. и администрации Камешковского района; признано незаконным бездействие главы Камешковского района Бутрякова Д.А. в неподписании и в необнародовании решений Совета народных депутатов Камешковского района от 29.05.2017 г.; возложена обязанность принять меры по подписанию и обнародованию указанных решений, сообщить об исполнении данного решения суда Камешковскому районному суду, депутату Совета народных депутатов Камешковского района Ладышкиной М.А. и администрации Камешковского района.

Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Депутат Совета народных депутатов Камешковского района Ладышкина М.А., администрация Камешковского района обратились в суд с административными исками о признании бездействия главы Камешковского района Бутрякова Д.А., выразившегося в неподписании и необнародовании решений Совета народных депутатов Камешковского района от 29.05.2017 г., незаконным.

В обоснование требований указали, что 29.05.2017 г. в 13 часов 00 минут по адресу: **** состоялось очередное заседание Совета народных депутатов Камешковского района (далее - Совет), на котором были приняты, в том числе решения «О внесении изменений в решение СНД Камешковского района от 27.04.2011 г. № 21 «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района» и «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от 26.12.2016 г. № 160 «О бюджете муниципального образования Камешковский район на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Данные решения носят нормативный характер, поскольку издаются в установленном порядке, содержат правовые нормы, являются обязательными для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и направлены на урегулирование общественных отношений. Поскольку на заседании Совета 29.05.2017 г. отсутствовали глава Камешковского района и заместитель председателя Совета, решением Совета исполнение обязанностей (полномочий) председателя Совета было возложено на депутата П.

29.05.2017 г. решения, принятые Советом, были направлены главе Камешковского района Бутрякову Д.А. для подписания и последующего обнародования, однако до настоящего времени они не подписаны и не обнародованы.

Полагают, что в силу ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ глава Камешковского района не вправе отклонить принятый Советом нормативный правовой акт.

Административный истец Ладышкина М.А. считает бездействие главы Камешковского района Бутрякова Д.А. незаконным и нарушающим права депутатов Совета, в том числе её, препятствующим осуществлению депутатской деятельности, а также нарушает её права как жителя Камешковского района на осуществление местного самоуправления, нарушает права граждан на участие через представителя в назначении должностного лица.

Административный истец администрация Камешковского района также указывает, что данное бездействие является незаконным, нарушает законные интересы администрации, препятствует её нормальному функционированию, напрямую затрагивает вопросы, касающиеся бюджета района, соответственно нарушает права граждан, реализация которых зависит от бюджетного финансирования.

Определением суда от 16.06.2017 г. указанные административные исковые заявления приняты к производству суда и соединены в одно производство.

Административный истец Ладышкина М.А. и представитель административного истца администрации Камешковского района в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Административный ответчик глава Камешковского района Бутряков Д.А., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика главы Камешквоского района Бутрякова Д.А. и заинтересованного лица Совета народных депутатов Камешковского района возражала против удовлетворения требований. Суду пояснила, что 29.05.2017 г. депутатами Совета народных депутатов Камешковского района нарушена процедура принятия указанных решений.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик глава Камешковского района Бутряков Д.А. просит решение суда отменить, полагая, что неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы сделаны без надлежащего исследования всех доказательств по делу. Полагает, ссылаясь на п. 22 ст. 26 Регламента Совета народных депутатов Камешковского района, ошибочным вывод о том, что 29.05.2017 г. в установленное Регламентом время и в установленном месте состоялось очередное заседание Совета, на котором были приняты решения, указанные в административном иске; не учтено, что дата созыва очередного заседания не была определена на предыдущем заседании, глава района заседание Совета не созывал, о проведении заседания депутатов не уведомлял; не учтено, что ни законодательством, ни муниципальными правовыми актами района к полномочиям Совета не отнесены вопросы временного возложения на депутата Совета исполнения обязанностей председателя Совета в отсутствие на заседании главы района или заместителя председателя Совета; решение Совета или решение президиума о назначении П. временно исполняющим обязанности председателя Совета не принималось.

Возражения на жалобу представлены административными истцами депутатом Советом народных депутатов Камешковского района Ладышкиной М.А. и администрацией Камешковского района.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие административного истца Ладышкиной М.А. и представителя заинтересованного лица Совета народных депутатов Камешковского района, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения представителя административных истцов, административного ответчика Бутрякова Д.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции предусмотрены ст. 310 КАС РФ.В данном случае таких оснований не имеется.

Судом первой инстанции правильно определен материальный закон, подлежащий применению, и не допущено нарушений процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену принятого решения.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 13 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие главы Камешковского района Бутрякова Д.А. является незаконным и нарушает права депутатов Совета народных депутатов Камешковского района и законные интересы администрации Камешковского района.

Суд обоснованно исходил из того, что состоявшееся 29.05.2017 г. заседание Совета, на котором были приняты решения по вопросам повестки дня, в том числе о внесении изменения в бюджет района и в порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации района, является правомочным, кворум был соблюден, порядок подготовки к заседанию не нарушен.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

В соответствии с п.п. 1.2. ст. 42 Устава Камешковского района, принятого решением Советом народных депутатов Камешковского района от 25.06.2010 г. № 647 (далее – Устав), глава района подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом.

На основании ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (ч. 1.1 ст. 35 Федеральный закон № 131-ФЗ).

В силу п. 1 и п. 2 ст. 29 Устава Совет народных депутатов Камешковского района является представительным органом района и состоит из 15 депутатов.

Совет является правомочным, если в его состав избрано или в нем осталось не менее двух третей от установленной численности депутатов (п.4 ст. 29 Устава).

В соответствии с Регламентом Совета народных депутатов Камешковского района, утвержденным решением Совета народных депутатов Камешковского района от 25.01.2011 г. № 713, комиссии Совета в пределах своей компетенции подготавливают и предварительно рассматривают вопросы, относящиеся к сфере своей деятельности, готовят проекты решений к заседанию Совета (п. 2.1 ст. 23), заседание Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее 8 депутатов (п. 2 ст. 26), решения, принятые Советом, подписываются и обнародуются главой района (п. 3 ст. 34).

Периодичность, время и место проведения заседаний Совета определены п.22 ст.26 Регламента, согласно которому заседания проходят каждый последний понедельник месяца в 13.00 часов по адресу : ****

Таким образом, довод административного ответчика, что без его уведомления проведение заседания совета является неправомерным, является несостоятельным. Довод об отклонении от указанной периодичности проведения заседаний в предшествующий период также не свидетельствует о незаконности проведения заседания Совета 29.05.2017г.

Возложение полномочий председателя Совета на одного из депутатов в случае отсутствия главы и его заместителя предусмотрено ст.19 Регламента.

Как следует из материалов дела 29.05.2017 г. в 13 часов 00 минут состоялось очередное заседание Совета народных депутатов Камешковского района.

Установлено, что вопросы повестки дня указанного заседания о внесении изменения в бюджет района и в порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации района были рассмотрены 22.05.2017 г. на заседаниях комиссии Совета по вопросам экономической политики, земельным отношениям и собственности, комиссии по вопросам социальной политики и рекомендованы к рассмотрению и принятию Советом.

Из протокола заседания Совета от 29.05.2017 г. следует, что единогласным решением 9 присутствующих депутатов временно исполняющим обязанности председателя Совета избран депутат П.

Также единогласно были приняты решения «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от 27.04.2011 г. № 21 «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района» и «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от 26.12.2016 г. № 160 «О бюджете муниципального образования Камешковский район на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Однако до настоящего времени решения не подписаны и не обнародованы Бутряковым Д.А., что является нарушением установленного порядка принятия нормативного правового акта.

Довод административного ответчика об отсутствии доказательств направления ему проектов для подписания и обнародования является несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не оспаривалось им в суде первой инстанции, где его представитель выражал несогласие с принятыми решениями, указывая на нарушение процедуры. Специальной процедуры направления проекта решения Совета главе для подписания и обнародования не предусмотрено, при этом из приведенных выше положений закона вытекает обязанность главы совершить указанные действия.

При таких обстоятельствах, учитывая фактические обстоятельства дела, суд обоснованно обязал главу Камешковского района Бутрякова Д.А. принять меры к подписанию и обнародованию указанных решений.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции и свидетельствующих о неправильности постановленного им решения.

На основании изложенного оснований для отмены судебного решения, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Камешковского районного суда Владимирской области от 12 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Камешковского района Бутрякова Д. А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Р.Е. Судакова

Судьи: А.В. Семёнов

О.И. Емельянова