№ 33а-3954/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Оренбург 31 мая 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:председательствующегосудьи Селютиной И.Ф.,судей Солопьева В.И., Кудряшова В.К. при секретаре Ершовой О.М.
с участием прокурора Губаревой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администраций Добринского, Марксовского, Каликинского, Новомихайловского, Хортицкого, Яфаровского, Чебоксаровского, Ждановского, Романовского сельсоветов Александровского района Оренбургской области на решение Александровского районного суда Оренбургской области от 15 марта 2018 года по административному делу по административным исковым заявлениям прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администраций муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области по реализации полномочий в части создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства и создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований.Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
прокурор Александровского района Оренбургской области (далее – прокурор Александровского района) в интересах неопределенного круга лиц обратился с административными исковыми заявлениями к администрациям муниципальных образований Ждановского сельсовета, Чебоксаровского сельсовета, Яфаровского сельсовета, Хортицкого сельсовета, Новомихайловского сельсовета, Каликинского сельсовета, Марксовского сельсовета, Добринского сельсовета, Романовского сельсовета, Тукаевского сельсовета, Султакаевского сельсовета, Зеленорощинского сельсовета, Георгиевского сельсовета, Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области (далее – администрации сельсоветов, административные ответчики) о признании незаконным бездействия указанных администраций сельсоветов, выразившегося в непринятии мер по созданию на территории указанных муниципальных образований координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства. С учетом уточнения заявленных административных исковых требований прокурор просил: признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований Ждановского сельсовета, Чебоксаровского сельсовета, Яфаровского сельсовета, Хортицкого сельсовета, Новомихайловского сельсовета, Каликинского сельсовета, Марксовского сельсовета, Добринского сельсовета, Султакаевского сельсовета, Романовского сельсовета, Тукаевского сельсовета, Зеленорощинского сельсовета, Георгиевского сельсовета, Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства и обязать администрации вышеуказанных муниципальных образований разработать порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, создать на территории муниципальных образований Ждановского сельсовета, Чебоксаровского сельсовета, Яфаровского сельсовета, Хортицкого сельсовета, Новомихайловского сельсовета, Каликинского сельсовета, Марксовского сельсовета, Добринского сельсовета, Романовского сельсовета, Тукаевского сельсовета, Зеленорощинского сельсовета, Султакаевского сельсовета, Георгиевского сельсовета, Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Определением суда от 15 марта 2018 года дела объединены в одно производство.
Решением Александровского районного суда Оренбургской области от 15 марта 2018 года административные исковые требования прокурора Александровского района удовлетворены: суд признал незаконным бездействие администраций муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области Александровского района Оренбургской области. Суд обязал администрации муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области: разработать Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства; создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в срок до (дата).
С таким решением не согласились администрации Добринского, Марксовского, Каликинского, Новомихайловского, Хортицкого, Яфаровского, Чебоксаровского, Ждановского, Романовского сельсоветов Александровского района Оренбургской области, подав апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В письменных возражениях прокурор Александровского района просил оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, от административных ответчиков поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., пояснение прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Губаревой О.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, проверив доводы апелляционных жалоб и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 28 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) определено, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В статье 3 указанного Федерального закона определены основные понятия. В частности, в пункте 1 указанной статьи определено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. В пункте 5 указанной статьи установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – это, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
В части 3 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ определены цели создания указанных координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и не оспаривается административными ответчиками, что на территории сельсоветов Александровского района Оренбургской области координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления не создано.
Тем самым не реализованы указанные выше полномочия органов местного самоуправления соответствующих сельских поселений и не созданы условия для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории указанных муниципальных образований Александровского района Оренбургской области, предусмотренных положениями Федерального закона № 209-ФЗ.
С указанными выводами, изложенными в решении суда, судебная коллегия соглашается. Полагает, что положения статьи 11 Федерального закона № 209-ФЗ в части необходимости создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе путем создания соответствующих координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, судом первой инстанции истолкованы и применены верно: отсутствие указанных координационных или совещательных органов на территориях муниципальных образований Александровского района Оренбургской области не способствует развитию и деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, то есть нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из положений Федерального закона № 131-ФЗ, Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» вопрос о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства не отнесен к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд первой инстанции имел право обязать именно административных ответчиков – администрации сельсоветов – разработать порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства и, соответственно, создать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований соответствующих сельсоветов.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, доводы же апелляционных жалоб в части отсутствия полномочий у административных ответчиков на разработку и принятие указанного порядка создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подтверждения в ходе судебного рассмотрения не нашли.
Доводы апелляционных жалоб о том, что судом не дана оценка возражениям административных ответчиков в части отсутствия нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц и полномочий прокурора на обращение с указанным иском в суд, не опровергают выводов суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта.
В связи с изложенным, создание органами местного самоуправления координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства направлено на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и развитие экономики страны в целом, в связи с этим затрагивает права неопределенного круга лиц.
Ссылки в апелляционных жалобах на положения части 1 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ о том, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления создаются только в случае обращения некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, не опровергает правильные выводы суда первой инстанции о необходимости создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований Александровского района вне зависимости от обращения каких-либо органов или организаций.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Другие доводы апелляционных жалоб повторяют позицию административных ответчиков при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции, сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционных жалоб отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Александровского районного суда Оренбургской области от 15 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администраций Добринского, Марксовского, Каликинского, Новомихайловского, Хортицкого, Яфаровского, Чебоксаровского, Ждановского, Романовского сельсоветов Александровского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: