ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3956/2016 от 05.05.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Л.Е.В.

Судья-докладчик Кошелева А.П. Дело № 33а-3956/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 05 мая 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Галиной В.А.,

Судей Кошелевой А.П., Никитиной Г.Н.,

При секретаре Низаметовой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 11 декабря 2015 года по административному иску общества с ограниченной ответственностью «БЕЛЛА Сибирь» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителей административного истца и административного ответчика, судебная коллегия

установила:

Общество с ограниченной ответственностью «БЕЛЛА Сибирь» обратилось в суд с административным иском к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу, просило:

признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 21 июля 2015 года о возврате материалов обращения от 07 июля 2015г. о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение без рассмотрения;

обязать ответчика переоформить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на основании обращения от 07 июля 2015г. о переоформлении норматив образования отходов и лимитов на их размещение

взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 07 февраля 2014г. «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» Обществу с ограниченной ответственностью «БЕЛЛА Сибирь» были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком на пять лет. 14 июля 2015 года ООО «БЕЛЛА Сибирь» подано в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу заявление от 07.07.2015 года о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи со сменой объекта размещения отходов.

Письмом от 21 июля 2015 года Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу возвратил материалы без рассмотрения в связи с тем, что в ЕГРЮЛ указано, что основным профилем деятельности Общества с ограниченной ответственностью «БЕЛЛА Сибирь» является оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами (ОКВЭД 51.46.1), следовательно, все виды отходов, образующиеся в процессе осуществления деятельности ООО «БЕЛЛА Сибирь» в соответствии с частью 1 ст. 49 Закона №323-Ф3 отнесены к медицинским отходам.

Письмом от 25 августа 2015 года ООО «БЕЛЛА Сибирь», выразив свое несогласие с возвратом заявления, обратилось к начальнику Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Калинину Е.Ф. с просьбой разобраться с причинами возврата документов на переоформление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. 30 сентября 2015г. истец получил от ответчика ответ, аналогичный ранее данному.

Считает, что административный ответчик необоснованно вернул без рассмотрения представленные административным истцом для переоформления нормативов образования отходов и лимитов их размещения документы, что в свою очередь повлекло для административного истца неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием возможности утилизации отходов в рамках ранее установленных лимитов и, как следствие, ограничение предпринимательской деятельности.

Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 11 декабря 2015 года исковые требования ООО «БЕЛЛА Сибирь» удовлетворены.

Признано незаконным решение Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу, изложенное в письме от 21 июля 2015 года исх. о возврате без рассмотрения заявления ООО «БЕЛЛА Сибирь» о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Возложена обязанность на Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу переоформить ООО «БЕЛЛА Сибирь» нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на основании обращения от 07 июля 2015г. исх. Взысканы с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу в пользу ООО «БЕЛЛА Сибирь» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

С указанным решением не согласился Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу. В апелляционной жалобе просит изменить решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении требования ООО «БЕЛЛА Сибирь» об обязании Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу переоформить ООО «БЕЛЛА Сибирь» нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на основании обращения от 07.07.2015

В доводах апелляционной жалобы указывает, что о судебном заседании 08.12.2015 Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу был извещен только 07.12.2015. Указанное судебное заседание по ходатайству представителя административного ответчика было отложено только на 3 рабочих дня на 11.12.2015, в связи с чем Департамент не имел возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению дела, не успел подготовить отзыв на иск общества. Позиция административного органа оставлена судьей без внимания и оценки, при этом в судебном заседании Департаментом было заявлено, что с 01.01.2016 вступают в силу положения Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ, которым создается новая редакция статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно пунктам 5 и 6 которой полномочия по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение (а следовательно, и переоформление) разделяются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня государственного экологического надзора. ООО «БЕЛЛА Сибирь» относится к юридическим лицам - объектам регионального государственного экологического надзора, следовательно с 01.01.2016 Департамент не уполномочен в отношении данного юридического лица осуществлять административные процедуры по утверждению или переоформлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а в случае такого переоформления - соответствующий документ Департамента не будет отвечать признакам легитимности, как изданный за пределами своей компетенции.

Одновременно судом не приняты во внимание положение статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и дана оценка деятельности заявителя только в разрезе медицинской деятельности.

Учитывая, что заявитель не требовал немедленного исполнения решения, равно как и само оспариваемое решение не содержит указание на его немедленное исполнение, суд, зная, что оспариваемое решение вступит в законную силу после 01.01.2016, не предпринял мер, предусмотренных для него законом в части обеспечения правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного решения в полной мере.

Также представителем административного ответчика поданы дополнения к апелляционной жалобе, в которых указано, что суд не проверил наличие комплектности документов, приложенных обществом к заявлению о переоформлении лимита, не дал оценку правильности оформления заявления, что не позволило выявить факт не достоверной информации в заявлении от 07.07.2015 – указание номера объекта размещения отходов, не соответствующего действительному.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 07 февраля 2014 года № 0212 ООО «БЕЛЛА Сибирь» были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком на пять лет.

14 июля 2015 года ООО «БЕЛЛА Сибирь» в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу подано заявление от 07.07.2015 исх. № 613 о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи со сменой объекта размещения отходов.

Письмом от 21 июля 2015 года исх. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу возвратил материалы без рассмотрения в связи с тем, что в ЕГРЮЛ указано, что основным профилем деятельности общества является оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, следовательно, все виды отходов, образующиеся в процессе осуществления деятельности общества в соответствии с ч.1 ст. 49 ФЗ № 323-ФЗ отнесены к медицинским отходам.

25 августа 2015 года ООО «Белла Сибирь» письменно обратилось к начальнику Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Калинину Е.Ю. с просьбой разобраться с причинами возврата документов, принять ранее представленные обществом документы и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

07 сентября 2015 года в ответ на обращение от 25.08.2015 обществом получен отказ в удовлетворении заявления, в котором также указано, что действие Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 № 50, не распространяется на вопросы обращения с медицинскими отходами.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу положений п.2 ч.2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании ч.4 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 29 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства (глава 22 АПК РФ) возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Статьей 3 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены принципы, в том числе презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьями 22,24 ФЗ № 7-ФЗ, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. ФЗ от 30.12.2008 № 309), в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Утвержденный Приказом Минприроды России № 50 25.02.2010 Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, как указано в пункте 2 данного Порядка, предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Указанный Порядок предусматривает также случаи переоформления документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п.14).

Как следует из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно положениям части 2 статьи 27, пункта 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 АПК РФ суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания предъявленного административного иска, положений ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», следует, что переоформление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение необходимо административному истцу непосредственно для осуществления его хозяйственной предпринимательской деятельности. Как указано в административном иске, возврат документов, являющийся фактически отказом в переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, повлек для истца неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием возможности утилизации отходов в рамках ранее установленных лимитов и, как следствие, ограничение предпринимательской деятельности. Заявленные административным истцом требования не связаны с защитой прав на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции РФ.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу непосредственно затрагивает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Потому предъявленный административный иск не подлежит рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с его не подведомственностью суду общей юрисдикции.

Судом первой инстанции указанные обстоятельства учтены не были.

В силу требований пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 настоящего Кодекса.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством (п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит, что судебное решение подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 11 декабря 2015 года отменить, производство по делу прекратить.

Председательствующий

Судьи