ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-39599/17 от 11.01.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Радионов А.А. Дело № 33а-39599/17

Апелляционное определение

«11» января 2018 г. г. Краснодар

судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Агибаловой В.О.,

судей: Диянова С.П., Пегушина В.Г.,

по докладу судьи Пегушина В.Г.

при секретаре Кравченко М.В.

с участием прокурора Стукова Д.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации и муниципального образования к администрации муниципального образования Славянский район о признании незаконными бездействий администрации муниципального образования Славянский район, выразившиеся в непринятии решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Славянского городского поселения,

по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Славянский район, по доверенности < Ф.И.О. >5, на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 15 сентября 2017 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Славянский межрайонный прокурор обратился в Славянский городской суд в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации и муниципального образования с административным иском к администрации муниципального образования (АМО) <...> о признании незаконными бездействий администрации муниципального образования <...>, выразившиеся в непринятии решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Славянского городского поселения. Указал, что прокуратурой в результате проверки соблюдения органами местного самоуправления градостроительного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами были выявлены грубые нарушения в указанной сфере. Установлено, что проект генерального плана Славянского городского поселения утвержден решением 37 сессии Совета Славянского городского поселения <...> от <...>. Этим решением в нарушение требований ч.5 статьи 12 Федерального закона от <...><...>- ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «Об установлении границ муниципального образования <...>, наделении его статусом муниципального района, образования в его составе муниципальных образований - городского и сельских поселений - и установлении их границ», в границы Славянского городского поселения вошел земельный участок с кадастровым номером 23:27:13 01000: 124, предоставленный ООО «Экологический полигон» для нужд полигона ТБО сроком на 49 лет по договору аренды от <...>. Вместе с тем, до утверждения проекта генерального плана земельный участок с кадастровым номером 23:27:1301000:124 входил в границы Прикубанского сельского поселения. Изложенные обстоятельства препятствуют ООО «Экологический полигон» осуществлять на земельном участке заявленную деятельность. До настоящего времени АМО <...> не инициирована процедура внесения изменений в Генеральный план Славянского городского поселения в части исключения из границ поселения земельного участка с кадастровым номером 23:27:1301000:124. В результате вышеуказанного бездействия администрации у ООО «Экологический полигон» отсутствовала возможность обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении соответствующего объекта размещения отходов в государственный реестр размещения отходов для его законной эксплуатации, чем нарушены права и законные интересы ООО «Экологический полигон», муниципального образования <...> и неопределенного круга лиц. Просил признать незаконным бездействие АМО <...> в части непринятия решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Славянского городского поселения <...> в части исключения земельного участка с кадастровым номером 23:27:1301000:124 из границ населенного пункта <...> и обязать ответчика принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Славянского городского поселения <...> в части исключения спорного земельного участка из границ населенного пункта <...>.

Обжалуемым решением Славянского городского суда от <...> административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель АМО <...> просит решение городского суда отменить в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования <...> в части непринятия решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Славянского городского поселения <...> в части исключения земельного участка с кадастровым номером 23:27:1301000:124 из границ населенного пункта <...>.

В своем отзыве представитель ООО «ЭКОПОЛ», по доверенности < Ф.И.О. >6, на апелляционную жалобу администрации <...>, просит оставить решение Славянского городского суда от <...> без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя АМО <...>, по доверенности < Ф.И.О. >7, настаивающего на доводах жалобы, мнение прокурора < Ф.И.О. >4 и представителя ООО «Экопол» по доверенности < Ф.И.О. >6, считающих решение городского суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является не подлежит изменению или отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции Федерального закона от

<...> № 196-ФЗ, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

Понятие захоронения отходов содержится в ст.1 вышеназванного Закона, в соответствии с которой захоронение - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Как следует из материалов дела, проект генерального плана Славянского городского поселения утвержден решением 37 сессии Совета Славянского городского поселения <...> от <...>. До утверждения проекта генерального плана земельный участок с кадастровым номером 23:27:1301000:124 входил в границы Прикубанского сельского поселения.

Указанным решением в границы Славянского городского поселения вошел земельный участок с кадастровым номером 23:27:1301000:124, категория земель - земли населенных пунктов.

Таким образом, со дня вступления в силу изменений (<...>), внесенных <...> в Федеральный закон от <...> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» пребывания земельного участка с кадастровым номером <...> в границах населенного пункта перестало отвечать требованиям ч.5 ст. 12 Федерального закона от <...> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно договору аренды от <...> указанный земельный участок, предоставлен администрацией Славянского городского поселения <...> ООО «Экологический полигон» для нужд полигона ТБО сроком на 49 лет.

ООО «Экологический полигон» осуществляет деятельность на основании выданной лицензии от <...> по сбору и размещению отходов I-IV класса опасности. Учредителем ООО «Экологический полигон» с долей участия 10 % является администрация муниципального образования <...>.

Земельный участок с кадастровым номером <...> входит в состав земель Славянского городского поселения, что препятствует ООО «Экологический полигон» осуществлять заявленную деятельность.

В силу ч.4 ст. 15 Федерального закона от <...><...>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 14 Федерального закона от <...> №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Решением семнадцатой сессии Совета Славянского городского поселения <...> от <...> полномочия Славянского городского поселения по осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности переданы с <...> администрации муниципального образования <...>.

В соответствии с п.п. 14,15 ч.1 ст. 15 Федерального закона от <...><...>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению

твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Таким образом, несмотря на то, что с <...> захоронение отходов в границах населенных пунктов противоречит требованиям ч.5 ст. 12 Федерального закона от <...> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а с <...> полномочия по внесению изменений в генеральный план Славянского городского поселения переданы администрации МО <...>, которая является соучредителем ООО «Экопол». Администрацией муниципального образования <...> не инициирована процедура внесения изменений в Генеральный план Славянского городского поселения в части исключения из границ поселения земельного участка с кадастровым номером 23:27:1301000:124 ни с <...>, ни с даты заключения договора аренды земельного участка <...>.

В результате вышеуказанного бездействия администрации муниципального образования <...> у ООО «Экологический полигон» отсутствовала возможность обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении объекта размещения отходов в государственный реестр размещения отходов для его законной эксплуатации, чем нарушены права и законные интересы не только ООО «Экологический полигон», но и муниципального образования <...>, а также неопределенного круга лиц, проживающих на территории указанного муниципального образования.

В силу ч.7 ст. 12 Федерального закона от <...> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании суда первой инстанции установлено, что <...> ООО «Экологический полигон» обратилось в администрацию муниципального образования <...> с заявлением о внесении изменений в генеральный план Славянского городского поселения в части исключения земельного участка с кадастровым номером 23:27:1301000:124 из границ населенного пункта <...>.

Письмом начальника управления архитектуры администрации муниципального образования <...> от <...> в принятии решения о подготовке постановления по внесению изменений в генеральный план Славянского городского поселения с целью исключения территории, предоставленной под размещение полигона ТБО, из границ населенного пункта отказано в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования <...> денежных средств на финансирование корректировки градостроительной документации.

Порядок внесения изменений в документы территориального планирования установлен ст.ст.24,25 ГК РФ.

В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов

государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. ст. 8, 13 Федерального закона от <...> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Довод жалобы заявителя о том, что в материалах дела нет подтверждения отсутствия у общества возможности обратиться в уполномоченный орган опровергается тем, что у администрации МО <...> обязанность по принятию решения о подготовке постановления по внесению изменений в генеральный план Славянского городского поселения с целью исключения территории, предоставленной под размещение полигона ТБО, из границ населенного пункта возникла вне зависимости от обращения ООО «Экологический полигон».

В результате бездействия администрации муниципального образования <...> нарушаются требования Федерального закона от <...> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от <...> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», неперсонифицированные интересы Российской Федерации, муниципального образования <...> как субъектов правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, ввиду чего доводы представителей административного ответчика о том, что нарушаются права только юридического лица ООО «Экологический полигон» верно признаны судом первой инстанции не состоятельными.

Таким образом, решение Славянского городского суда следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Славянского городского суда от 15 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Славянский район, по доверенности < Ф.И.О. >5, - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: