ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3962019 от 05.03.2019 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

1 Судья Ситникова С.Ю. дело № 33а-396 2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

05.03.2019 г. Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Мейстер В.М.,

судей – Мамий М.Р. и Шишева Б.А.

при секретаре – Аутлевой Д.А.,

рассмотрела в судебном заседании дело № 2а-3939/2018 по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной Службы национальной гвардии РФ по Республике Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13.12.2018, которым постановлено:

административное исковое заявление Стрюцкого <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РА, председателю жилищной комиссии Отдела Росгвардии по РА ФИО8 о признании протокола заседания жилищной комиссии незаконным и возложении обязанности по выплате денежной компенсации за найм (поднайм) жилого помещения и внесению изменений в жилищное дело удовлетворить.

Признать протокол заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части и отменить его в части отказа старшему оперуполномоченному СОБР Отдела Росгвардии по Республике Адыгея, майору полиции Стрюцкому <данные изъяты> в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на состав семьи 4 человека: он, супруга ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 5 400 рублей, и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения старшему оперуполномоченному СОБР Отдела Росгвардии по Республике Адыгея, майору полиции Стрюцкому Алексею Александровичу, на состав семьи 1 человек: он, в размере 3 600 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в части внесения изменений в жилищное дело на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, старшего оперуполномоченного СОБР Отдела Росгвардии по Республике Адыгея, майора полиции Стрюцкого <данные изъяты>, касаемо состава семьи и считать состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда с составом семьи 1 человек (только сотрудник).

Возложить на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея обязанность по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения как сотруднику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея Стрюцкому <данные изъяты> в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 400 рублей в месяц на состав семьи 4 человека: он, супруга ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а всего в размере 59 400 рублей.

Возложить на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея обязанность по внесению изменений в жилищное дело на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, старшего оперуполномоченного СОБР Отдела Росгвардии по Республике Адыгея, майора полиции Стрюцкого <данные изъяты>, касаемо состава семьи и считать состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда с составом семьи из 4-х человек: он, супруга ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Заслушав доклад председательствующего – судьи Мейстер В.М., пояснения представителей административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея Четверикова Д.В. и Шавва С.А. (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца Стрюцкого А.А. и его представителя – адвоката Коноковой М.А. (по ордеру), судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Стрюцкий А.А. обратился с административным иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РА, председателю жилищной комиссии Отдела Росгвардии по РА о признании протокола заседания жилищной комиссии незаконным и возложении обязанности по выплате денежной компенсации за найм (поднайм) жилого помещения и внесению изменений в жилищной дело.

В обоснование указал, что он проходит службу в Отделе Росгвардии по Республике Адыгея в должности старшего оперуполномоченного СОБР.

Так не имеет жилья по месту службы, ДД.ММ.ГГГГ заключил договор найма жилого помещения по адресу: Республика Адыгея, <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Полагая, что имеет право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, направил в жилищную комиссию рапорт о выплате ежемесячной денежной компенсации в размере 5 400 рублей за наем жилого помещения, а также необходимый пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в выплате денежной компенсации, на том основании, что его супруга и двое несовершеннолетних детей зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем отцу супруги сотрудника, и постановила производить выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3 600 рублей в месяц на состав семьи 1 человек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также внести изменения в жилищное, дело сотрудника на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, касаемо состава семьи и считать состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда с составом семьи 1 человек (только сотрудник). Считает данное решение административного ответчика неправомерным, нарушающим его права.

Просил суд признать протокол заседания жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа старшему оперуполномоченному СОБР Отдела Росгвардии по Республике Адыгея, майору полиции Стрюцкому А.А., в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на состав семьи 4 человека: он, супруга – ФИО6ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 5 400 рублей и в этой части его отменить, и решении в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения старшему оперуполномоченному СОБР Отдела Росгвардии по Республике Адыгея, майору полиции Стрюцкому А.А., на состав семьи 1 человек: он, в размере 3 600 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в части внесения изменений в жилищное дело на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, старшего оперуполномоченного СОБР Отдела Росгвардии по Республике Адыгея, майора полиции Стрюцкого А.А., касаемо состава семьи и считать состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда с составом семьи 1 человек (только сотрудник); возложить на Отдел Росгвардии по Республике Адыгея обязанность по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения как сотруднику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея Стрюцкому А.А. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 400 рублей в месяц на состав семьи 4 человека: он, супруга ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а всего в размере 59 400 рублей; возложить на Отдел Росгвардии по Республике Адыгея обязанность по внесению изменений в жилищное дело на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, старшего оперуполномоченного СОБР Отдела Росгвардии по Республике Адыгея, майора полиции Стрюцкого А.А., касаемо состава семьи и считать состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда с составом семьи из 4-х человек: он, супруга – ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В суде первой инстанции административный истец Стрюцкий А.А. и его представитель Конокова М.А. поддержали административные исковые требования, просили их удовлетворить.

Представитель представителя административного ответчика, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея, возражал против удовлетворения административных исковых требований, просил отказать в иске.

Административный ответчик председатель жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея, надлежаще извещённый о времени и месте слушания административного дела, не явился, не представил сведений об уважительности причин неявки.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела. Обращают внимание, что супруга административного истца с регистрационного учета по адресу: город <адрес> не снималась, следовательно право пользования жилым помещением как дочь собственника не утратила Считает, что принимая такое решение, суд фактически подменил орган, в компетенцию которого входит принятия решений по спорному вопросу. Кроме того, на момент рассмотрения рапорта Стрюцкого А.А., площадь жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, соответствовала установленной учетной норме. Доказательств невозможности пользоваться указанным выше жилым помещением, административный истец не предоставил.

В возражении на апелляционную жалобу административный истец Стрюцкий А.А. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные Стрюцким А.А. требования, суд первой исходил из наличия у Стрюцкого А.А. права на указанную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, судебная коллегия находит ошибочными такие выводы суда первой инстанции, поскольку юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора является наличие или отсутствие жилого помещения у сотрудника органов внутренних дел РФ, а также членов его семьи в населенном пункте по месту службы.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, Стрюцкий А.А. проходит службу в Отделе Росгвардии по Республике Адыгея в должности старшего оперуполномоченного СОБР Отдела Росгвардии по Республике Адыгея. С ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с ФИО6 JI.B., имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Стрюцкого М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Сведения о регистрации прав на недвижимое имущество за административным истцом и членами его семьи отсутствуют. Административный истец и члены его семьи жилым помещением специализированного жилого фонда не обеспечены.

Из справки ООО «Восход» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу город <адрес>, 2а, <адрес> зарегистрированы: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Жилое помещение, площадью 60.2 кв.м принадлежит на праве собственности родителям супруги – ФИО5 и ФИО1 в равных долях на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43,44).

При этом в судебном заседании апелляционной инстанции установлено, что ФИО2 и ФИО3 проживают в <адрес>, в <адрес> имеют только регистрацию.

Учитывая бессрочный характер регистрации, в соответствии с законодательством РФ супруга и дети административного истца имеют право проживания по месту регистрации на основании фактического предоставления жилого помещения. Каких-либо действий со стороны собственников жилого помещения, связанных с выселением ФИО6, ФИО7. и ФИО4 из <адрес> по адресу: город <адрес> не установлено.

ДД.ММ.ГГГГ Стрюцкий А.А. заключил договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Адыгея, <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, так как жильём по месту службы не обеспечен и вынужден снимать жилое помещение. Размер платы за наем жилого помещения составляет 5 400 рублей в месяц.

ДД.ММ.ГГГГ Стрюцкий А.А. в установленном порядке обратился с рапортом на имя начальника Отдела Росгвардии по Республике Адыгея о постановке его на учет составом семьи 4 человека в качестве нуждающегося в жилом помещении либо предоставлении ему служебного жилого помещения и выплате ему ежемесячной денежной компенсации в размере 5 400 рублей за наем жилого помещения, по адресу: Республика Адыгея, <адрес>, а также документы, подтверждающие отсутствие помещений, занимаемых по договору социального найма и помещений, принадлежащих на праве собственности (доли собственности на жилые помещения).

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Республике Адыгея следует, что жилищная комиссия Отдела Росгвардии по Республике Адыгея приняла решение об отказе в выплате денежной компенсации Стрюцкому А.А. за наем жилого помещения составом семьи из 4-х человек в размере 5 400 рублей в месяц. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что супруга и двое несовершеннолетних детей сотрудника зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем отцу супруги сотрудника, и постановила производить выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3 600 рублей в месяц на состав семьи 1 человек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также внести изменения в жилищное дело сотрудника на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, касаемо состава семьи и считать состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда с составом семьи 1 человек – только сотрудник.

Судебная коллегия полагает решение жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Республике Адыгея законным.

Супруга и двое несовершеннолетних детей сотрудника являются членами семьи собственника жилого помещения и имеют право проживания и пользования жилым помещением площадью 60,2 кв.м. в городе Майкопе.

Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4).

Пунктом 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

Из приведенных законоположений следует, что условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Из материалов дела следует, что в предоставлении служебного жилого помещения нуждается только сотрудник Стрюцкий А.А., который проживает в <адрес>, по договору найма жилого помещения.

При этом к моменту постановки на учет и до настоящего времени супруга и двое несовершеннолетних детей Стрюцкого А.А. зарегистрированы проживающими совместно с родителями супруги по месту своей регистрации, право пользования данным жилым помещением не утратили. При таких обстоятельствах жилищная комиссия Отдела Росгвардии по Республике Адыгея, была вправе внести изменения в жилищное дело сотрудника, на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, касаемо состава семьи и считать состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек – только сотрудник.

Таким образом, только административный истец отвечает обязательным условиям выплаты компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, так как у него отсутствует жилое помещение по месту службы в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, и положений постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.2016 N 894, а жилое помещение специализированного жилого фонда ему не предоставлялось.

То обстоятельство, что ранее в 2017 году административному истцу выплачивалась ежемесячная денежная компенсация за наем жилого помещения в размере 5 400 рублей на состав семьи из 4-х человек, не может свидетельствовать об отсутствии у административного ответчика права принять иное решение, если представленные административным истцом сведения об обеспеченности членов семьи жильем в <адрес>, препятствуют состоять на учете всем членам семьи.

Юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие у сотрудника нацгвардии, а также членов его семьи жилого помещения в населенном пункте по месту службы, так как законодатель связывает право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения с отсутствием у сотрудника и членов его семьи жилого помещения в населенном пункте по месту службы и не предоставлением ему жилого помещения специализированного жилищного фонда. То обстоятельство, что при наличии права на проживание по месту своей регистрации, члены семьи сотрудника проживают по договору найма, не влечет за собой обязанности административного ответчика производить выплату денежной компенсации на всех членов семьи.

С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене на основании п. 1 ч. 2 ст. 310 КАС РФ с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13.12.2019 отменить и принять новое которым:

в удовлетворении административного искового заявления Стрюцкого <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РА, председателю жилищной комиссии Отдела Росгвардии по Республике Адыгея о признании протокола заседания жилищной комиссии незаконным и возложении обязанности по выплате денежной компенсации за найм (поднайм) жилого помещения и внесению изменений в жилищное дело, отказать.

Председательствующий – В.М. Мейстер

Судьи – М.Р. Мамий

Б.А. Шишев