ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3973/20 от 14.08.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Ломановская Г.С. Дело № 33а-3973/2020

УИД 76RS0013-02-2019-003721-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.

судей Моисеевой О.Н., Емельяновой Ю.В.

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

14 августа 2020 года

административное дело по апелляционной жалобе Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 марта 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными решения Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области о переводе жилых помещений в нежилые, изложенные в уведомлениях от 05.07.2019 года и 04.09.2019 года.

Возложить на Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о переводе жилых помещений в нежилые в здании, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <данные изъяты>, в течение пяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу».

Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом его уточнения, к администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области, в котором просит признать решения органа местного самоуправления - администрации городского округа г. Рыбинск в лице Департамента архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Рыбинск - от 05.07.2019 г. и от 04.09.2019 г. и уведомление от 05.07.2019 г. о переводе жилого помещения в нежилое по заявлению о переводе в нежилые жилых помещений, расположенных в принадлежащем истице на праве собственности здании по адресу: <данные изъяты> (кадастровый номер объекта - № <данные изъяты>), незаконными; обязать Администрацию городского округа г. Рыбинск и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Рыбинск принять по ее заявлению решение о переводе жилых помещений в нежилые в здании по адресу: <данные изъяты> (кадастровый номер объекта - № <данные изъяты>), принадлежащим ей на праве собственности, исходя из первоначальной даты подачи заявления. Признать решение подлежащим немедленному исполнению.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в 2017 году истицей было завершено строительство двухэтажного индивидуального жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <данные изъяты> (кадастровый номер объекта <данные изъяты>). 21.03.2018 года жилой дом был зарегистрирован в ЕГРН одновременно с регистрацией права собственности на строение, о чем в ЕГРН была сделана запись № <данные изъяты> от 21.03.2018 года. Объект расположен на принадлежащем истице на праве собственности земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов.

В дальнейшем истица приняла решение о переоборудовании помещений строения в нежилые для использования всего здания полностью как стоматологической клиники. В связи с этим истицей в установленном порядке было изменено разрешенное использование земельного участка на «амбулаторно-поликлиническое обслуживание», по договору с сертифицированной проектной организацией - ООО «Стройсервис Модерн» изготовлен «Проект перепланировки помещений индивидуального жилого дома для размещения в них отделения стоматологии в связи с переводом жилых помещений в нежилые».

27.05.2019 года она обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Рыбинск с заявлением о переводе жилых помещений в нежилые с приложением необходимых документов, указанных в ст. 23 ЖК РФ.

По результатам рассмотрения ее заявления в июле 2019 года ей было выдано уведомление Департамента архитектуры и градостроительства за № <данные изъяты> от 05.07.2019 года, согласно которому решение о переводе жилых помещений в нежилые может быть принято при выполнении следующих условий:

1. получения в соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома в нежилое здание;

2. получения предусмотренного ст. 55 ГрК РФ разрешения на ввод нежилого здания в эксплуатацию;

3. осуществления приемочной комиссией приемки выполненных условий перевода жилых помещений в нежилые и подписание в установленном законодательством порядке акта приемочной комиссией о завершении перевода.

В качестве основания для данного решения в его тексте указан приказ заместителя Главы Администрации по городскому хозяйству от 05.07.2019 года № 69. Но данный приказ истице не направлен, о его содержании ей ничего не известно.

Выражая несогласие с указанным решением, истец вновь обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства, где ее заявление было рассмотрено повторно и 04.09.2019 года принято решение № <данные изъяты>, аналогичное уведомлению № <данные изъяты> от 05.07.2019 года об условиях перевода жилых помещений в нежилые.

Истец считает, что действия органа местного самоуправления в лице Департамента архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Рыбинск и соответствующей комиссии Администрации городского округа г. Рыбинск противоречат законодательству РФ, в том числе ст. 23 ЖК РФ, нарушают права истицы, в связи с чем обратилась с административным иском в суд.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Департамента архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Рыбинск по доверенности ФИО2 в поддержание доводов жалобы, представителя ФИО1 по доверенности ФИО3, возражавшего против доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что постановленное судом решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. площадью <данные изъяты> кв.м расположенный по адресу: <данные изъяты>, участок <данные изъяты> по результатам аукциона, на основании Постановления Главы городского округа город Рыбинск № <данные изъяты> от 02.03.2009 года был предоставлен гражданину ФИО4 для строительства индивидуального жилого дома. Между Департаментом по управлению земельными ресурсами и ФИО4 16.03.2009 года был заключен договор аренды указанного земельного участка № <данные изъяты>. Договор аренды заключен на неопределенный срок.

Градостроительный план земельного участка № <данные изъяты> утвержден постановлением главы городского округа город Рыбинск № <данные изъяты> от 22.04.2009 года.

На основании заявления от 27.04.2009 года Управлением градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Рыбинск застройщику выдано разрешение № <данные изъяты> от 06.05.2009 года на строительство 2-этажного 2-квартирного, 10-комнатного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м. На момент выдачи разрешения на строительство виды разрешенного использования земельного участка установлены не были.

Постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 22.12.2009 года № <данные изъяты> «О присвоении предварительного адреса по улице <данные изъяты>» жилому дому, не завешенному строительством, имеющему адрес улица <данные изъяты>, дом <данные изъяты>, присвоен предварительный адрес: <данные изъяты>, дом <данные изъяты> улица, дом <данные изъяты> (л.д. 35).

На основании договора дарения от 15.03.2011 года права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, с видом разрешенного использования - для проектирования и строительства индивидуального жилого дома, и объект, незавершенный строительством, с назначением - жилой дом, по адресу: <данные изъяты>, перешли к ФИО1.

В настоящее время, согласно выписки из ЕГРН № <данные изъяты> от 01.10.2019 года, ФИО1 на праве собственности также принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>.

Завершенное строительством здание, расположенное на указанном земельном участке, поставлено на кадастровый учет 21.03.2018 года в упрощенном порядке (без получения разрешения на ввод в эксплуатацию). Зданию присвоен кадастровый номер <данные изъяты>. Целевое назначение здания, указанное собственником при постановке объекта на кадастровый учет - жилой дом.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения приняты компетентным органом в рамках предоставленных полномочий.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.

В соответствии с Постановлением Администрации ГО г. Рыбинск «Об утверждении положения о комиссии по переводу жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое в городском округе город Рыбинск» от 24.01.2018 года № <данные изъяты> именно Департаменту архитектуры и градостроительства ГО г. Рыбинск поручено осуществлять полномочия Администрации городского округа по согласованию перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение в городском округе город Рыбинск.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выполняемые истицей работы по изменению назначения здания не являются реконструкцией, в связи с чем возложение обязанности по предоставлению дополнительных документов - разрешения на строительство (реконструкцию), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию противоречит закону.

Судом указано, что решения комиссии по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое от 20.06.2019 года и от 28.08.2019 года, а, следовательно, и обжалуемые истцом уведомления Департамента архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Рыбинск от 05.07.2019 года и от 04.09.2019 года, а также приказ заместителя главы Администрации по городскому хозяйству от 05.07.2019 года № <данные изъяты> о переводе жилых помещений в нежилые при условии представления дополнительных документов следует признать противоречащими закону и нарушающим права ФИО1 как собственника спорного объекта недвижимости.С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.

Согласно части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии ст. 1 п. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.

Как следует из положений ст. 2 указанного Кодекса градостроительная деятельность осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, изданными в соответствии с ним нормативными актами, и основывается на принципах, изложенных в указанной статье.

В частности к данным принципам относятся: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам и другие.

В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов является реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).

Согласно ст. 51 Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Таким образом, разрешение на ввод в эксплуатацию является основным документом, подтверждающим безопасность объекта, эксплуатация которого, в силу закона, допускается после его получения.

Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которое идентифицируется наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Ведомственными строительными нормами "ВСН 61-89 (р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования", утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 26.12.1989 N 250, регламентировано, что реконструкцией жилого дома является комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований.

Из разрешения на строительство от 06 мая 2009 года выданного правопредшественнику истицы следует, что разрешено строительство 2-этажного, 2 – квартирного,10-комнатного жилого дома.

Из проекта перепланировки помещений жилого дома для размещения в них отделения стоматологии в связи с переводом жилых помещений в нежилые, выполненного ООО «Стройсервис Модерн» и представленных материалов фотофиксации с очевидностью следует, что спорное здание представляет собой вышеуказанный объект – 2-квартирный жилой дом с двумя входами.

В данном случае указанный жилой дом предлагается использовать как стоматологическую клинику, т.е. функциональное назначение указанного здания меняется, следовательно, строительные работы, проводимые в нем должны соответствовать СНиПам, техническим регламентам и другим нормативным документам, указанным в проектной документации на проводимые работы по реконструкции.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.

В связи с чем решение административного ответчика о разрешении перевода жилого здания в нежилое при условии выполнения соответствующих процедур – получения разрешения на реконструкцию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является законным.

Выводы суда о возложении обязанности на истицу по представлению дополнительных документов, не предусмотренных законом, являются ошибочными, поскольку условием завершения процесса перевода помещений в нежилые с учетом изменения назначения здания является осуществление реконструкции с получением соответствующих разрешений.

При этом судебной коллегией отмечается, что само по себе декларирование спорного здания в качестве жилого явилось попыткой обойти нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок получения разрешения на строительство нежилых объектов и ввода их в эксплуатацию.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 17 марта 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи