Судья Лазарева Е.В. | № 33а-3977/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Данилова О.И., Соляникова Р.В.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.07.2018 по административному исковому заявлению Шкляра С. В. о признании незаконным отказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в выдаче Государственного жилищного сертификата по категории «Вынужденные переселенцы».
Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шкляр С.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – Минстрой Республики Карелии) в выдаче Государственного жилищного сертификата по категории «Вынужденные переселенцы» от 25.12.2017.
В обоснование иска Шкляр С.В. указал, что с (.....) имеет статус вынужденного переселенца, нуждается в улучшении жилищно-бытовых условий; был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как член семьи Шкляр Л.Н., являвшейся до (.....) его супругой. Оспариваемым решением Шкляру С.В. отказано в выдаче жилищного сертификата по тем основаниям, что он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в качестве члена семьи Шкляр Л.Н. Поскольку после расторжения брака Шкляр С.В. самостоятельно состоит в очереди на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий, административный истец просил суд признать оспариваемое решение незаконным и обязать Минстрой Республики Карелии выдать Государственный жилищный сертификат по категории «Вынужденные переселенцы».
Решением суда административный иск удовлетворен.
С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что правовые основания для предоставления Шкляр С.В. жилищного сертификата отсутствовали, поскольку административный истец расторг брак с Шкляр Л.Н., по заявлению которой и был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий как член ее семьи. Полагает, что законодательством не предусмотрен переход права на обеспечение жильем в случае изменения состава семьи, в том числе при расторжении брака, так как это противоречит положениям статьи 52 ЖК РФ. Также указывает, что административным истцом не соблюдена процедура участия в программе, определенная Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила). Считает, что поскольку Шкляр С.В. как самостоятельный участник подпрограммы обратился с заявлением в орган местного самоуправления только (.....), он не мог быть включен в сводный список граждан – участников подпрограммы на 2018 год. Вывод суда о допустимости правопреемства очередности членов семьи в связи с отсутствием прямого запрета в законе не соответствует нормам действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец и заинтересованное лицо МВД по Республике Карелия выражают согласие с решением суда.
Представитель административного ответчика Ткачук А.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административный истец Шкляр С.В. и представитель заинтересованного лица МВД по Республики Карелия Черепанов Д.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, материалы административного дела (.....), материалы учетного дела «Вынужденные переселенцы» в отношении Шкляра С.В., Шкляр Л.Н., (...), (...)(.....), доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административный истец (.....) признан вынужденным переселенцем, согласно удостоверению от (.....) серии (.....), его статус не изменился, продлен до (.....).
Шкляр С.В. на момент признания его вынужденным переселенцем состоял в браке со Шкляр Л.Н., которой статус вынужденного переселенца также присвоен (.....), что подтверждается удостоверением серии (.....).
Решением городской комиссии по жилищным вопросам от (.....) на основании заявления Шкляр Л.Н. от (.....) в очередь на получение жилой площади по Петрозаводскому городскому округу была включена Шкляр Л.Н. с составом семьи (.....) человека; учетный номер общей очереди – (.....), по льготному списку семей, имеющих в своем составе (...), – (.....). Шкляр С.В. на момент постановки на учет являлся (...).
С (.....) до (.....)Шкляр JI.H. с учетом состава семьи из 4 человек, в том числе ее бывшего супруга Шкляра С.В., включалась в ежегодные списки граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «вынужденные переселенцы» по Петрозаводскому городскому округу.
Приказом Минстроя Республики Карелия от (.....)(.....) утверждены сводные списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2017 году по категории «вынужденные переселенцы» в количестве 13 семей, в том числе согласно приложению к данному приказу семья Шкляр JI.H.
(.....) брак между супругами Шкляр прекращен.
(.....)Шкляром С.В. и Шкляр JI.H. оформлены заявления о разделении очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду расторжения брака.
Решением городской жилищной комиссии от (.....) очередь на предоставление жилого помещения разделена, учетный номер Шкляр Л.Н. – (.....); Шкляр С.В. – (.....).
(.....) Шкляр JI.H. с указанием состава семьи из 3 человек ((...)) включена под (.....) в ежегодный список граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «вынужденные переселенцы» по Петрозаводскому городскому округу.
Этим же списком Шкляр С.В. включен под (.....) в ежегодный списки граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «вынужденные переселенцы» по Петрозаводскому городскому округу на состав семьи из 1 человека.
Приказом Минстроя Республики Карелия от (.....)(.....) утверждены сводные списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году по категории «вынужденные переселенцы», в количестве 9 семей, в том числе согласно приложению к данному приказу семья Шкляр JI.H. (под (.....)) и семья Шкляр С.В. (под (.....)).
Из протокола заседания рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы от 25.12.2017 (.....) следует, что приказом Минстроя от 25.10.2017 (.....) утвержден список граждан-получателей жилищных сертификатов по программе «вынужденные переселенцы» на 2018 год в количестве 5 семей.
(.....) Минстроем Республики Карелия Шкляру С.В. отказано в предоставлении жилищного сертификата в связи с разделением семьи, поскольку ранее Шкляр С.В. являлся членом семьи Шкляр JI.H.
(.....)Шкляр JI.H. на семью из трех человек ((...)) выдан государственный жилищный сертификат.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец с (.....) и по настоящее время имеет статус вынужденного переселенца, с (.....) состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в качестве члена семьи Шкляр Л.Н., после расторжения брака с (.....) самостоятельно состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, до настоящего времени не обеспечен постоянным жильем на территории Российской Федерации, обязательства государства по обеспечению административного истца жильем не исполнены.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на объективной оценке представленных сторонами доказательств и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрен переход права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (в том числе сохранение даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в случае расторжения брака с гражданином-участником основного мероприятия, не могут повлечь за собой отмену решения суда в силу следующего.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во время вынесения оспариваемого решения действовало постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, регулирующее Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – подпрограмма), с последними изменениями от 28.07.2017 № 893.
Согласно пункту 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу подпункта «б» пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина-участника подпрограммы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил: проживающие с гражданином-участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют: гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «е»- «и» пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), документы, предусмотренные пунктом 19 Правил.
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (пункт 21 Правил).
Пунктами 24 и 26 Правил предусмотрено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами «е»-«к» пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте «к» пункта 5 настоящих Правил).
Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются: в отношении граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, - в хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее – сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан-участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с органами по контролю в сфере миграции.
Таким образом, на федеральном уровне права и обязанности в указанной сфере определены следующим образом:
органы местного самоуправления, наделенные в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, осуществляют постановку на учет и учет граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, формируют и утверждают списки таких граждан, формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формируют сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году.
Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен статьей 52 ЖК РФ, в силу части 7 которой порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статьям 3 и 5 Закона Республики Карелия от (.....)(.....)-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по единому списку исходя из времени принятия таких граждан на учет.
При этом ни нормы федерального законодательства, ни нормы регионального законодательства не предусматривают возможность изменения даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятия их с учета в связи с расторжением брака с основным участником подпрограммы.
Следовательно, поскольку административный истец на момент вынесения оспариваемого решения с (.....) состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий сначала в качестве члена семьи вынужденного переселенца, а затем с (.....) – самостоятельно, с (.....) имеет статус вынужденного переселенца, включен органом местного самоуправления в соответствующий Список, поданный в уполномоченный орган государственной власти, включен в Сводный список на 2018 год, составляемый Минстроем Республики Карелия, своевременно подал заявление о желании получить сертификат, постольку оспариваемое решение как противоречащее указанным выше нормам права является незаконным и нарушает права административного истца.
При этом судебная коллегия учитывает, что Шкляр Л.Н. государственный жилищный сертификат выдан без учета в составе ее семьи Шкляра С.В.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.07.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи