ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3977/19ДОКЛАД от 19.09.2019 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-3977/2019 Докладчик Завьялов Д.А.

Судья Ковбасюк А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Завьялова Д.А.,

судей Астровко Е.П., Емельяновой О.И.,

при секретаре Волковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 19 сентября 2019 года административное дело по апелляционной жалобе государственного казенного учреждения Владимирской области «Заречное лесничество» на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 21 июня 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Петушинского района в интересах неопределённого круга лиц к департаменту лесного хозяйства администрации Владимирской области, государственному казенному учреждению Владимирской области «Заречное лесничество» о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на землях лесного фонда.

Заслушав доклад судьи Завьялова Д.А., объяснения представителя государственного казенного учреждения Владимирской области «Заречное лесничество» по доверенности Печенкиной Ю.Н., настаивавшей на отмене решения, представителя Владимирской областной прокуратуры Жарковой Ю.М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Петушинского района Владимирской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к департаменту лесного хозяйства администрации Владимирской области и государственному казенному учреждению Владимирской области «Заречное лесничество» (далее также - ГКУ ВО «Заречное лесничество») с административным исковым заявлением, в котором просил обязать административных ответчиков течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на землях лесного фонда, у деревни Аббакумово Петушинского района Владимирской области:

в лесном квартале 27 выдел 26 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 80 м3, координаты места размещения отходов 55?54'691" 039?42'440";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 10 м3, координаты места размещения отходов 55?54'901" 039?41'120";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 15 м3, координаты места размещения отходов 55?54'910" 039?41'084";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 3 м3, координаты места размещения отходов 55?54'920" 039?41'148";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 3,6 м3, координаты места размещения отходов 55?54'924" 039?41'033";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 10 м3, координаты места размещения отходов 55?54'940" 039?41'984";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 6,3 м3, координаты места размещения отходов 55?54'946" 039?41'540";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 7,2 м3, координаты места размещения отходов 55?54'958" 039?41'904";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 19,2 м3, координаты места размещения отходов 55?54'972" 039?41'898".

В обоснование указал, что в ходе проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Петушинского района Владимирской области были установлены несанкционированные места складирования твердых бытовых отходов. Лица виновные в размещении бытового мусора на указанных земельных участках в ходе проверки не установлены. Какие-либо разрешительные документы на указанные места размещения отходов отсутствуют, в государственный реестр объектов размещения отходов они не внесены, следовательно, являются незаконными и подлежат ликвидации.

В судебном заседании помощник прокурора Петушинского района Владимирской области Кравцов М.Р. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административных ответчиков департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество» по доверенностям Печенкина Ю.Н. в судебном заседании возражала против административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве, представленном в суд ГКУ ВО «Заречное лесничество», согласно которому организация сбора и вывоза мусора, в том числе и на территории земель лесного фонда Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена за органами местного самоуправления.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе ГКУ ВО «Заречное лесничество» просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, считая судебный акт незаконным и необоснованным, ссылаясь фактически на те же доводы, что и в суде первой инстанции, полагая, что организация сбора и вывоза мусора, в том числе и на территории земель лесного фонда федеральным законодательством возложена на органы местного самоуправления.

Прокурор Петушинского района Владимирской области и департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области, явка которых не признана судом обязательной и не является таковой по закону, извещённые о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, об отложении дела не просили, поэтому судебная коллегия определила рассмотреть настоящее административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ГКУ ВО «Заречное лесничество» по доверенности Печенкиной Ю.Н., настаивавшей на отмене решения, представителя Владимирской областной прокуратуры Жарковой Ю.М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на неё письменных возражений, участвующего в суде первой инстанции представителя прокуратуры Петушинского района Владимирской области, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемого решения не находит.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки прокуратурой Петушинского района Владимирской области выявлены несанкционированные места размещения твердых бытовых отходов у деревни Аббакумово Петушинского района Владимирской области:

в лесном квартале 27 выдел 26 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 80 м3, координаты места размещения отходов 55?54'691" 039?42'440";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 10 м3, координаты места размещения отходов 55?54'901" 039?41'120";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 15 м3, координаты места размещения отходов 55?54'910" 039?41'084";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 3 м3, координаты места размещения отходов 55?54'920" 039?41'148";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 3,6 м3, координаты места размещения отходов 55?54'924" 039?41'033";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 10 м3, координаты места размещения отходов 55?54'940" 039?41'984";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 6,3 м3, координаты места размещения отходов 55?54'946" 039?41'540";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 7,2 м3, координаты места размещения отходов 55?54'958" 039?41'904";

в лесном квартале 23 выдел 43 Пекшинского участкового лесничества урочище Липенское, объёмом около 19,2 м3, координаты места размещения отходов 55?54'972" 039?41'898".

Лица виновные в размещении бытового мусора на указанных земельных участках в ходе проверки не установлены.

Какие-либо разрешительные документы на указанные места размещения отходов отсутствуют, в государственный реестр объектов размещения отходов они не внесены.

Указанные участки относятся к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, расположены на территории Пекшинского участкового лесничества ГКУ ВО «Заречное лесничество».

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу положений пункта 1 статьи 51 вышеуказанного Федерального закона, пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственников земельных участков названы: использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов; недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Материалами дела подтверждается, и не оспаривается административными ответчиками, что земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные места размещения отходов, относятся к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью.В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения - переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, предусматривает меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.

Исходя из пункта 1.1 Положения о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области № 898 от 20 декабря 2006 года, департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов, обеспечения охраны и защиты лесов по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

В силу пункта 2.1 названного Положения к полномочиям Департамента относится, в том числе, решение вопросов владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Владимирской области.

ГКУ ВО «Заречное лесничество» создано в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13 октября 2011 года № 1101 «О создании государственных казённых учреждений Владимирской области в сфере лесных отношений» согласно действующему законодательству для осуществления оказания услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях реализации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных в соответствии со статьями 82,83 Лесного кодекса Российской Федерации, в границах земель лесного фонда Владимирской области.

Таким образом, система управления лесами осуществляется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на территориальном уровне, где лесничества как территориальные единицы управления лесами выполняют управленческую функцию.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, с учетом распределения полномочий в области лесных отношений, поскольку обнаруженные несанкционированные места размещения отходов расположены на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование ведение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения административного иска прокурора и возложении обязанности на ГКУ ВО «Заречное лесничество» и департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на упомянутых выше земельных участках.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ГКУ ВО «Заречное лесничество» и департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области не являются административными ответчиками по данному делу, на которых должна быть возложена обязанность по уборке несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда, денежные средства на ликвидацию свалок твердых бытовых отходов и мусора в рамках переданных полномочий не предусмотрены, ликвидация несанкционированных мест складирования отходов производства и потребления находится в компетенции органов местного самоуправления, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм материального права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П, положений, в том числе Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области № 898 от 20 декабря 2006 года.

Утрата с 1 октября 2016 года силы нормы статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, а также с 6 июня 2017 года - Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, предусматривавших проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, - не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.

Введенный в действие с 1 марта 2017 года пункт 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которому охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - департамент лесного хозяйства Владимирской области, а соответственно и ГКУ ВО «Заречное лесничество».

В соответствии с частями 3 и 6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации. В пункте 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, предусмотрено предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, среди которых организация охраны и защиты лесов. Поскольку в силу пункта 3.1.5. Положения о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области № 898 от 20 декабря 2006 года, Департамент является главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности, организация охраны и защиты лесов охватывается его финансовыми полномочиями.

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является.

Кроме того, из положений Правил санитарной безопасности в лесах (пункт 14), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, следует, что не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий, не основаны на требованиях закона.

Положения пункта 18 части 1, частей 3,4 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предполагают возложение на органы местного самоуправления сельского поселения и муниципального района обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этого сельского поселения и муниципального района, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

При таком положении, сам по себе довод апелляционной жалобы об отсутствии в пункте 2.2.3 Устава ГКУ ВО «Заречное лесничество» указания на очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не является безусловным основанием к отмене либо изменению обжалуемого судебного акта. Более того, перечень полномочий, перечисленных в названном пункте, не является исчерпывающим.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, выводы районного суда изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального права, а также процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение решения, не допущено, поэтому оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петушинского районного суда Владимирской области от 21 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Владимирской области «Заречное лесничество» - без удовлетворения.

Председательствующий Д.А. Завьялов

Судьи Е.П.Астровко

О.И.Емельянова