ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3/2016 от 15.03.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-3/2016

судья Пичуев В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего судьи Шишкиной Н.П.

и судей краевого суда Карабельского А.А., Толстоброва А.А.

при секретаре Матвиенко О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 15 марта 2016 года дело по административным исковым заявлениям открытого акционерного общества «Нефтемаркет» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости

по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю Куликовой А.А. и Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожиловой О.В.

на решение Забайкальского краевого суда от 17 сентября 2015 года, которым постановлено административные исковые заявления ОАО «Нефтемаркет», поданные в суд <Дата><Дата> об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м (категория земель: <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес><адрес> в размере его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты>) рублей по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, а для целей налогообложения на период с 1 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> (<данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в размере его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты>) рублей по состоянию на 1 января 2014 года на период со 2 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, а для целей налогообложения на период с 1 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты>) рублей по состоянию на 1 января 2014 года на период с 3 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, а для целей налогообложения на период с 1 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты>) рублей по состоянию на 1 января 2014 года на период со 2 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, а для целей налогообложения на период с 1 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в размере его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты>) рубль по состоянию на 1 января 2014 года на период с 3 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, а для целей налогообложения на период с 1 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты>) рубль по состоянию на 1 января 2014 года на период со 2 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, а для целей налогообложения на период с 1 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Заслушав доклад судьи-председательствующего Шишкиной Н.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ОАО «Нефтемаркет» обратилось в суд с административными исковыми заявлениями об установлении кадастровой стоимости равной их рыночной стоимости принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков <данные изъяты>, расположенных по адресам:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Общество ссылалось на то, что результаты государственной кадастровой оценки данных земельных участков, утвержденные приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от <Дата>/нпа «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края», значительно завышены и ведут к необоснованному увеличению размера земельного налога на названные земельные участки.

Досудебный порядок рассмотрения спора административным истцом соблюден, заявления ОАО «Нефтемаркет» о пересмотре кадастровой стоимости <Дата> решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отклонены <данные изъяты>

Определением судьи от 4 сентября 2015 года дела по исковым заявлениям объединены в одно производство (<данные изъяты>).

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционных жалобах представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Куликова А.А. и представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожилова О.В. просят решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, указав, что представленные административным истцом отчеты об оценке земельных участков № от <Дата>, <Дата> от <Дата>, <Дата> от <Дата>, <Дата> от <Дата>, <Дата> от <Дата>, <Дата> от <Дата>, составленные оценщиком ООО «<данные изъяты>» ФИО, не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) и федеральных стандартов оценки. По их мнению, оценщиком сравнивались неравнозначные объекты-аналоги с объектами оценки, в объявлениях по объектам-аналогам отсутствовала информация о годе публикации, информация о правах и виду разрешенного использования, никаких корректировок по виду разрешенного использования и по назначению объектов сделано не было, в связи с чем выявленная рыночная стоимость не может являться достоверной. При проведении оценки оценщиком использованы утратившие силу правовые акты и справочник Лейфера Л.А. – 2014. При таких обстоятельствах положительные экспертные заключения № от <Дата>, <Дата> от <Дата>, <Дата> от <Дата>, <Дата> от <Дата>, <Дата> от <Дата>, <Дата> года от <Дата>, эксперта Общероссийской общественной организации «ФИО Е.Г., на названные отчеты не подтверждают достоверность установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков.

В возражениях на апелляционные жалобы генеральный директор ОАО «Нефтемаркет» ФИО полагает доводы заявителей бездоказательными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В суд апелляционной инстанции представители административных ответчиков Департамента государственного имущества и земельных отношений, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФИО не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. От представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Куликовой А.А. и главы городского поселения «Сретенское» Богданова Р.П. поступили ходатайства о рассмотрении заявления административного истца без их участия. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю Иванову У.С., оставившей разрешение вопроса об установлении рыночной стоимости земельных участков на усмотрение суда, представителя административного истца ОАО «Нефтемаркет» Ходакову О.В., просившей установить рыночную стоимость земельных участков в размере, определенном по результатам проведения судебно-оценочной экспертизы , судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда находит решение суда подлежащим изменению.

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, либо в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержит статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «Нефтемаркет» принадлежат на праве собственности земельные участки из категории – земли населенных пунктов с разрешенным использованием – размещение автозаправочной станции, расположенные:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<Дата> приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края /НПА «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края», вступившим в силу с 1 января 2015 года (действующим для целей налогообложения с 1 января 2016 года), утверждена кадастровая стоимость названных земельных участков с кадастровыми номерами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Посчитав, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, ОАО «Нефтемаркет» провело независимую оценку рыночной стоимости данных земельных участков. Согласно отчету, выполненному оценщиком ООО ФИО., рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами определена:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Экспертом Совета Общероссийской общественной организации «ФИО Е.Г. подготовлено экспертное заключение о соответствии отчетов об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (<данные изъяты>).

Решениями от <Дата> комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю отклонила заявления акционерного общества о пересмотре кадастровой стоимости (<данные изъяты>).

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами и юридическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции основывался на представленных ОАО «Нефтемаркет» отчетах об оценке земельных участков № от <Дата>, <Дата>, составленных оценщиком ООО «ФИО» ФИО, экспертных заключениях соответственно № от <Дата><Дата>, экспертаФИО, которыми отчеты признаны соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, пояснениях составившего отчет оценщика ФИО об имеющихся технических ошибках, не повлиявших на оценку стоимости спорных объектов, отсутствии сведений об иной рыночной стоимости спорных земельных участков.

При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и в отношении установления рыночной стоимости (статья 77 КАС РФ).

В связи с наличием сомнений в достоверности и обоснованности представленных отчетов оценщика, требующихся специальных познаниях, и поступившим ходатайством представителя административного истца Ходаковой О.В. о проведении экспертизы определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от <Дата> по настоящему административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертуФИОФИО «ФИО» <адрес> (т.4 л.д.270-273, 274-285).

Согласно проведенной по делу судебной экспертизе , рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года определена:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии с заключением эксперта отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков № от <Дата>, <Дата><Дата>, составленные оценщиком ООО ФИОФИО соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки и иным документам, регламентирующим оценочную деятельность ().

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Ходакова О.В., представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю Иванова У.С. пояснили, что с выводами судебной оценочной экспертизы согласны.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Указанное заключение подготовлено экспертом ФИО» ФИО, обладающей правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких обстоятельствах с учетом позиции административного истца и заключения судебной оценочной экспертизы о рыночной стоимости земельных участков, того, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость земельных участков, определенная решением Забайкальского краевого суда от 17 сентября 2015 года, подлежит изменению.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Поэтому судебная коллегия считает необходимым указать дату подачи ОАО «Нефтемаркет» заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость каждого земельного участка.

Из материалов дела следует, что ОАО «Нефтемаркет» обратилось в Комиссию с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года земельного участка с кадастровым номером <Дата> 2015 года <Дата>

При решении вопроса о распределении судебных расходов судебная коллегия учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в котором указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Исходя из изложенного и с учетом того, что административным истцом ОАО «Нефтемаркет» реализуется право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости, представленные ими отчеты не могли быть приняты в качестве достоверных доказательств рыночной стоимости земельных участков и в целях устранения данного недостатка по ходатайству заявителя была назначена судебная оценочная экспертиза, расходы на проведение которой и расходы по оплате государственной пошлины за подачу административных исков необходимо отнести на его счет.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Забайкальского краевого суда от 17 сентября 2015 года изменить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2014 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной по результатам очередной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <данные изъяты><данные изъяты>

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 января 2014 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной по результатам очередной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <данные изъяты>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>) рублей по состоянию на 1 января 2014 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной по результатам очередной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <Дата>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 января 2014 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной по результатам очередной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <Дата>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>) рублей по состоянию на 1 января 2014 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной по результатам очередной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <Дата>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>) рублей по состоянию на 1 января 2014 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной по результатам очередной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <Дата>.

Председательствующий судья Н.П. Шишкина

Судьи А.А. Карабельский

А.А. Толстобров