ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4019/19 от 23.05.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-4019/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 23 мая 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

судей областного суда Кудряшова В.К., Новожениной О.Р.,

с участием прокурора Пасечник Е.И.,

при секретаре Кумпееве Ч.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Лидерком» к администрации г. Оренбурга об оспаривании нормативных правовых актов,

по апелляционной жалобе администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1марта 2019 г.

Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., представителя администрации г. Оренбурга Еремину Е.Е., представителя ООО «Лидерком» Бельских Н.В., прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Пасечник Е.И., просившую решение суда оставить без изменений, судебная коллегия

установила:

ООО «Лидерком» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия нормативно-правовые акты: постановление администрации города Оренбурга от 6 июня 2018 года № 1782-п «Об установлении Перечня документов, представляемых претендентом на получение муниципальной гарантии города Оренбурга», постановление администрации г. Оренбурга от 23 июля 2018 г. №2423-п «О внесении изменений в постановление администрации города Оренбурга от 6 июля 2018 г. № 1782-п» и приказ финансового управления администрации г. Оренбурга № 44 от 6 июня 2018 г. «О внесении изменений в приказ от 21 января 2013 г. №3».

В обоснование требований указав, что нормативные правовые акты изданы с нарушением процедуры их принятия, а именно ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку акты не прошли государственную регистрацию, не опубликованы в предусмотренном порядке.

Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 марта 2019 г. требования административного истца об оспаривании приказа финансового управления администрации г. Оренбурга № 44 от 6 июня 2018 г. «О внесении изменений в приказ от 21 января 2013 г. № 3» выделены в отдельное производство.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга административный иск ООО «Лидерком» удовлетворен. Суд признал недействующими с момента принятия постановление администрации г. Оренбурга от 6 июня 2018 г. № 1782-п «Об установлении Перечня документов, представляемых претендентом на получение муниципальной гарантии города Оренбурга» и постановление администрации г. Оренбурга от 23 июля 2018 г. №2423-п «О внесении изменений в постановление администрации города Оренбурга от 6 июня 2018 года № 1782-п. Обязал административного ответчика опубликовать сообщение о принятом решении суда в газете "Вечерний Оренбург" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе администрация г. Оренбурга просит решение суда отменить и в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что оспариваемые акты не являются нормативными правовыми, они распространяются на ограниченный круг лиц и не регулируют общественные отношения и при отсутствии указанных признаков нормативности не подлежат опубликованию.

Заслушав лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, заключение прокурора Пасечник Е.И., полагавшей, что решение законно и обоснованно, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующему.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. N 17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П).

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" содержатся разъяснения, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

Согласно пункт 1 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 329 ГК РФ, государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 "Обеспечение исполнения обязательств" ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (пункт 1 статьи 115 БК РФ, пункт 1 статьи 329 ГК РФ).

В соответствии с ч 2 ст.115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление государственной или муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии осуществляется после представления принципалом и (или) бенефициаром в орган, осуществляющий предоставление соответственно государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации или муниципальных гарантий, либо агенту, привлеченному в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, полного комплекта документов согласно перечню, устанавливаемому органом, принимающим решение о предоставлении гарантии, и (или) органом, осуществляющим предоставление гарантии.

Судом установлено, что решением Оренбургского городского Совета от 26 августа 2008 г. № 628 утверждено Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий г. Оренбурга (далее - Положение).

Согласно п.1.1. Положения муниципальная гарантия города Оренбурга - вид долгового обязательства, в силу которого город Оренбург (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета города в соответствии с условиями предоставляемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Положения, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении гарантии (далее - претендент), направляют в администрацию г. Оренбурга письменное заявление с указанием существа основного обязательства, обеспечиваемого гарантией, экономического обоснования целесообразности предоставления гарантии, суммы и срока гарантии, способа обеспечения исполнения обязательств перед гарантом.

Предоставление муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении муниципальной гарантии осуществляется после представления претендентом документов согласно перечню, установленному администрацией г. Оренбурга.

Во исполнение Положения постановлением главы г. Оренбурга от 19 августа 2008 г. № 4802-п, опубликованном в газете «Вечерний Оренбург», № 34, 20 августа 2008 г., утвержден перечень документов, представляемых претендентом на получение муниципальной гарантии.

Постановлением администрации города Оренбурга от 6 июня 2018 г. № 1782-п постановление главы города Оренбурга от 19 августа 2008 г. № 4802-п «Об утверждении перечня документов, представляемых претендентом на получение муниципальной гарантии» признано утратившим силу и утвержден новый печень документов, представляемых претендентом на получение муниципальной гарантии.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 23 июля 2018 г. № 2423-п внесены изменения в постановление администрации города Оренбурга от 6 июня 2018 г. № 1782-п. По сути, постановление администрации г. Оренбурга от 6 июня 2018 г. № 1782-п с 23 июля 2018 г. действует в новой редакции.

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции проанализировал нормы действующего законодательства и обоснованно сделал вывод о том, что оспариваемые акты обладают всеми признаками нормативных правовых актов, поскольку распространяют свое действие на неопределенный круг участников регулируемых правоотношений, направлены на неоднократное применение, носят обязательный характер. Учитывая, что муниципальные правовые акты публикуются в средствах массовой информации, а оспариваемые акты опубликованы не были суд первой инстанции признал их недействующими, не имеющими юридической силы с момента принятия.

Судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, выводы суда в решении мотивированы, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 марта 2019 г. оставить без изменений, а апелляционную жалобу администрации г.Оренбурга - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: