Судья Бехтерев Е.С. | № 33а-401/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Кудряшовой Е.П., Колбасовой Н.А.
при секретаре Пушаевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 16 ноября 2017 г. по административному исковому заявлению Малашенко А.И. к Министерству сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия об оспаривании действий по распределению разрешений на добычу лимитированного вида охотничьих ресурсов и оспаривании решений об отказе в выдаче разрешений на добычу лимитированного вида охотничьих ресурсов.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 29 июля 2017 г. Малашенко А.И. через Региональный портал электронных услуг Республики Карелия подал два заявления о выдаче разрешения на добычу лимитированного вида охотничьих ресурсов – лося и лося до 1 года. При этом на данном портале истцом была получена информация о дате подачи заявок - 29 июля 2017 г., дате отправки заявок в ведомство – 31 июля 2017 г., дате принятия в работу ведомства – 31 июля 2017 г. В связи с тем, что 29 июля 2017 г. в работе портала произошел сбой, часть поданных гражданами заявлений (в том числе и заявления административного истца) не загрузились в программу и были переданы в Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия после того, как квота на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях была исчерпана. В этой связи административному истцу было отказано в выдаче разрешения на добычу лимитированного вида охотничьих ресурсов.
Данные отказы, а также действия ответчика по распределению разрешений на добычу лимитированного вида охотничьих ресурсов - лося и лося до 1 года в общедоступных охотничьих угодьях Калевальского муниципального района Малашенко А.И. просил признать незаконными, обязать ответчика устранить допущенное нарушение путем проведения нового распределения разрешений в соответствии с фактической очередностью подачи заявлений.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что суд не применил положения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», подлежащего применению к возникшим правоотношениям. Ответчиком было нарушено нормативно установленное время ожидания предоставления государственной услуги (не более 15минут). Началом предоставления государственной услуги является подача гражданином заявления через портал, а не поступление их в административный орган. К числу лиц, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 04.04.2012 № 1591-ЗРК «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях», истец не относится. Административным ответчиком не исполнена обязанность по доказыванию законности принятых им решений. Представленные копии электронных документов не имеют идентификации, подтверждающей их относимость к рассматриваемому делу. Протокол совещания, в котором указано на сбой в работе портала, не соответствует ответу Главы Республики Карелия, в котором указание на какой-либо сбой отсутствует. Заявление Малашенко А.И. было зарегистрировано Министерством спустя 3 часа после получения, что противоречит принципу равной доступности к получению государственной услуги. Последние разрешения на добычу охотничьих ресурсов были выданы лицам, подавшим заявление значительно позднее истца.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 29 названного закона, любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.
Выдача разрешений физическому лицу-охотнику на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. «б» ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ).
Согласно п.п. 1, 2 Методических рекомендаций по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2017 № 646, основными принципами распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами являются обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия.
Разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий.
Квоты добычи лося в отношении охотничьих угодий в Республике Карелия на период с 1 августа 2017 года до 1 августа 2018 года утверждены распоряжением Главы Республики Карелия от 24.07.2017 № 334-р.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Республики Карелия «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях» разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами в порядке очередности поступления и регистрации заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно п. 17.7 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.08.2014 №379, отказ в выдаче разрешения выносится в случае, если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Установлено, что 29 июля 2017 г. в 00 часов 01 минуту 34 секунды и в 00 часов 02минуты 38 секунд Малашенко А.И. через Региональный портал электронных услуг Республики Карелия подал два заявления о выдаче разрешений на добычу лимитированного вида охотничьих ресурсов (лося и лося до года соответственно).
В рассматриваемый период времени органом, уполномоченным на выдачу таких разрешений, являлось Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (п. 42 ныне утратившего силу постановления Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 № 209-П «Об утверждении Положения о Министерстве сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия»).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия преобразовано в Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия. Функции Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия в сфере охраны и использования объектов животного мира; по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Приказом Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 21.07.2017 № 217 «Об организации работы по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на добычу лимитируемых видов охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях» определен следующий порядок приема и регистрации поступающих в Министерство заявлений на добычу лимитируемых видов охотничьих ресурсов: при поступлении заявления и документов в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет при заполнении заявлений на портале государственных и муниципальных услуг лица, ответственные за получение документов с портала государственных и муниципальных услуг, распечатывают заявления и документы и делают отметку о времени принятия заявления в обработку, передают поступившие заявления в общий отдел Министерства для регистрации в соответствии с установленным порядком. Время приема заявления указывается в часах, минутах и секундах. При распределении разрешений на добычу лимитируемых видов охотничьих ресурсов между физическими лицами в порядке очередности поступления и регистрации заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов учитывается время их поступления в Министерство, а именно время принятия заявления в обработку лицами, ответственными за получение документов с портала государственных и муниципальных услуг. Прием и регистрация заявлений и документов, поступивших в Министерство, начинается с 9.00 (понедельник-пятница), окончание регистрации: 18.15 (понедельник-четверг), 17.00 (пятница), обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 (пп. «в» п.4, п.п. 5-7 приказа).
По сообщению Администрации Главы Республики Карелия, полученному по запросу суда апелляционной инстанции, 29 июля 2017 г. в период с 00 часов 01 минуты до 00 часов 28 минут был зафиксирован сбой в работе информационной системы Smart-Route, в которую с Регионального портала электронных услуг Республики Карелия происходит передача заявлений на оказание услуг в электронной форме. С 00 часов 28минут29 июля 2017 г. работоспособность информационной системы Smart-Route была восстановлена, однако за время простоя системы ряд заявлений с Портала не отразились в личном кабинете Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия. Причиной данного сбоя послужила работа системы автоматического резервного копирования Smart-Route, настроенная на включение в нерабочее время. Поскольку 29 и 30 июля 2017 г. являлись выходными днями, информация о сбое в системе поступила в Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия лишь 31 июля 2017 г. До 09 часов 00 минут 31 июля 2017 г. проводились работы по восстановлению заявлений, поданных через портал электронных услуг в период сбоя, однако восстановить очередность подачи не удалось. Сами заявления были восстановлены и переданы в систему Smart-Route в личный кабинет сотрудника Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия с датой поступления 31 июля 2017 г.
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Радиоком», на которое возложены полномочия по техническому обеспечению функционирования Регионального портала электронных услуг Республики Карелия, на запрос суда апелляционной инстанции сообщило, что 29 июля 2017 г. ожидался большой поток заявлений на выдачу разрешений на добычу лимитируемых видов охотничьих ресурсов, в связи с чем предприятием проводился мониторинг работы систем в реальном времени. Во время данного мониторинга было установлено, что система Smart-Route ежедневно в полночь автоматически прекращает свою работу на неопределенное время для создания резервной копии. Резервное копирование было прервано, система – запущена вновь, однако часть заявлений с портала пропала или была доставлена со значительной задержкой.
Из дела следует, что квота добычи лося в общедоступных охотничьих угодьях Калевальского района была исчерпана 31 июля 2017 г. (в 09 часов 23 минуты 05 секунд – по лосям старше одного года без подразделения по полу, в 09 часов 27 минут 41 секунду – по лосям до года). Квота добычи лося в общедоступных охотничьих угодьях Муезерского района была исчерпана 31 июля 2017 г. (в 09 часов 21 минуту 35 секунд - по лосям старше одного года без подразделения по полу, в 09 часов 30 минут - по лосям до года).
Заявление административного истца на выдачу разрешения на добычу лося в общедоступных охотничьих угодьях Калевальского района поступило в Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия 31 июля 2017 г. в 10 часов 11 минут 39 секунд. Аналогичное заявление применительно к общедоступным охотничьим угодьям Муезерского района поступило в названное министерство 31 июля 2017 г. в 10 часов 12 минут 43 секунды.
Таким образом, в связи с вышеуказанным сбоем в работе информационной системы поданные 29 июля 2017 г. заявления Малашенко А.И. поступили в Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия после того, как квоты на добычу лося были исчерпаны.
Данное обстоятельство в силу п. 17.7 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.08.2014 №379, п. 66, пп. 6 п. 28 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 №204 (далее – Административный регламент), явилось основанием для принятия оспариваемых решений об отказе в выдаче Малашенко А.И. разрешений на добычу лимитированного вида охотничьих ресурсов.
Судебная коллегия не находит оснований для признания данных решений незаконными.
Пунктом 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа государственной власти суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок и основания принятия оспариваемого решения.
Нарушений данных требований непосредственно Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия или его должностными лицами в рассматриваемом случае допущено не было.
Предусмотренная п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 42 Административного регламента обязанность органа, предоставляющего государственную услугу, обеспечивать возможность получения заявителем государственной услуги в электронной форме Министерством была исполнена. Такая возможность Малашенко А.И. была реализована.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных услуг в электронной форме осуществляются подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 16 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236, орган (организация) обеспечивает прием документов, необходимых для предоставления услуги, и регистрацию запроса без необходимости повторного представления заявителем таких документов на бумажном носителе. Предоставление услуги начинается с момента приема и регистрации органом (организацией) электронных документов, необходимых для предоставления услуги, а также получения в установленном порядке информации об оплате услуги заявителем, за исключением случая, если для начала процедуры предоставления услуги в соответствии с законодательством требуется личная явка.
Заявления о предоставлении государственной услуги у Малашенко А.И. были приняты и рассмотрены по существу. То обстоятельство, что данные заявления поступили в Министерство со значительным опозданием, которое привело к вынесению отрицательных для административного истца решений, находилось вне сферы деятельности и контроля административного ответчика.
Оператором системы межведомственного электронного взаимодействия Республики Карелия, предназначенной, в том числе для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и региональной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг Республики Карелия», определена Администрация Главы Республики Карелия (п. 2 постановления Правительства Республики Карелия от 26.10.2012 № 330-П «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного взаимодействия Республики Карелия», пп. 44 п. 9 Положения об Администрации Главы Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 369-П).
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Радиоком», находящееся в ведении Администрации Главы Республики Карелия, является уполномоченной организацией, ответственной за создание и обеспечение функционирования межведомственных информационных систем и инфраструктуры электронного правительства Республики Карелия (оператором электронного правительства); единственным исполнителем работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования межведомственных информационных систем и инфраструктуры электронного правительства в Республике Карелия (п. 1.1 постановления Правительства Республики Карелия от 28.09.2011 № 256-П).
Письмом от 24 мая 2017 г. Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия информировало Администрацию Главы Республики Карелия об осуществлении в период с 28 по 31 июля 2017 г. приема заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов через портал государственных услуг и необходимости обеспечения бесперебойной работы Регионального портала.
Как было указано выше, для обеспечения надлежащего функционирования информационной системы ГУП Республики Карелия «Радиоком» 29 июля 2017 г. проводило мониторинг работы системы, прервало резервное копирование системы и приняло меры к восстановлению заявлений граждан.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает со стороны Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия нарушений порядка приема от Малашенко А.И. заявлений.
При этом также учитывается, что с целью соблюдения требований пп. «б» п. 23 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также п. 45 Административного регламента сведения о принятии заявлений в работу 31 июля 2017г. и об их передаче в Министерство были отражены на портале государственных услуг. Таким образом, Малашенко А.И. не был введен в заблуждение относительно времени приема и регистрации поданных им документов.
Исходя из п. 49 Административного регламента, основанием для начала предоставления государственной услуги является получение уполномоченным органом заявления на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы началом предоставления государственной услуги следует считать не подачу гражданином заявления через Региональный портал (в том числе учитывая возможность отказа в приеме заявления к рассмотрению), а его поступление в орган, предоставляющий услугу, и его регистрация.
Относительно требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности произвести новое распределение разрешений на добычу лимитированного вида охотничьих ресурсов необходимо отметить, что согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ разрешение на добычу охотничьих ресурсов действует в указанном в нем месте охоты и в указанные в нем даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.
Согласно Приложению 1 к Правилам охоты, утвержденным приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512, сроки охоты на лося установлены с 1октября по 31 декабря (все половозрастные группы), с 1 сентября по 30 сентября (взрослые самцы), с 1 января по 15 января (в возрасте до 1 года).
Следовательно, в настоящее время распределение разрешений на добычу лося невозможно.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 16 ноября 2017г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи