Судья Лопаткина Н.В. Дело № 33а-4025
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 23 августа 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи | Леденских И.В., |
Судей с участием прокурора | Кощеева А.В., Елсукова А.Л., Новиковой И.В., |
при секретаре | Шурминой Н.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Кировской городской избирательной комиссии и представителя избирательного объединения «Кировское городское отделение Кировского Областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Завьяловой Е.Д., апелляционному представлению прокурора города Кирова Саркитова Р.С. на решение Ленинского районного суда г.Кирова от 21 августа 2017 года по административному исковому заявлению Кировского областного отделения Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России к Кировской городской избирательной комиссии об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва избирательного объединения «Кировское городское отделение Кировского Областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрированного по единому избирательному округу, которым постановлено:
Административный иск Кировского областного отделения
Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России к
Кировской городской избирательной комиссии удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановление Кировской
городской избирательной комиссии от 09.08.2017 года №70/317 «О
регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы
шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Кировское
городское отделение Кировского областного отделения Политической
партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Кощеева А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кировское областное отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России (далее - административный истец) обратилось с административным иском к Кировской городской избирательной комиссии (далее - Горизбирком, административный ответчик) об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва избирательного объединения «Кировское городское отделение Кировского Областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - Кировское городское отделение КПРФ), зарегистрированного по единому избирательному округу.
В обоснование иска с учетом уточненийуказано, что постановлением от 09.08.2017 №70/317 Горизбиркома зарегистрирован список кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва, выдвинутого Кировским городским отделением КПРФ. Уполномоченным представителем избирательного объединения Завьяловой Е.Д. в Горизбирком представлены документы, согласно подтверждённому списку. Вместе с тем, в Горизбирком Кировским городским отделением КПРФ не были представлены следующие обязательные для представления документы: копия документа (решения) о создании избирательного объединения, протокол (иной документ) избирательного объединения с решением о выдвижении в составе списка кандидатов: <данные изъяты> копия нотариально удостоверенной доверенности на уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, а также в установленный сок - по 26 июля 2017 года включительно не представлены письменные заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Кировской городской Думы следующих лиц: <данные изъяты> Заявления указанных лиц поступили в избирательную комиссию по истечении срока для выдвижения списка кандидатов - 07.08.2017 г.. Кроме того, избирательным объединением нарушены требования к выдвижению списка кандидатов, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях», в пяти избирательных округах произошло новое выдвижение пяти кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу неуполномоченным органом, поскольку осуществлять новое выдвижение и изменять порядок размещения в списке кандидатов в депутаты вправе только конференция избирательного объединения, тогда как кандидаты были выдвинуты Бюро Комитета Кировского городского отделения КПРФ. Полагают, что несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных вышеуказанным законом, является основанием для отмены регистрации. Также существенным нарушением, помимо вышеперечисленных, явилось то, что уведомление избирательного объединения о проведении Бюро Комитета Кировского городского отделения КПРФ 18 июля 2017 г., на котором избирательным объединением принималось решение о выдвижении кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва, поступило в избирательную комиссию непосредственно в день проведения такового, то есть 18 июля 2017 года, в то время как Законом определён срок - не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия. Оспариваемое постановление нарушает права административного истца на равные условия выдвижения списка кандидатов, создает препятствия к осуществлению пассивного избирательного права, поскольку административный истец может рассчитывать на получение большего количества голосов избирателей при меньшем количестве избирательных объединений, зарегистрированных на законных основаниях. Административный истец полагает, что в связи с непредставлением в избирательную комиссию вышеперечисленных документов, нарушения процедуры и сроков их принятия и подачи, сроков и субъекта выдвижения списка кандидатов постановление Кировской городской избирательной комиссии №70/317 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Кировское городское отделение Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» является незаконным и просил его отменить.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласна Кировская городская избирательная комиссия, в апелляционной жалобе ставит требование об отмене решения Ленинского районного суда г.Кирова от 21 августа 2017 года в полном объеме и отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указала, что факты, обусловленные непредоставлением Кировским городским отделением КПРФ в Горизбирком обязательных документов, нарушения сроков предоставления письменных заявлений, уведомления о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов в кандидаты, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. В материалах дела не представлено бесспорных доказательств нарушения прав административного истца принятым 09.08.2017 обжалуемым Постановлением Кировской городской избирательной комиссии №70/317, либо создания препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов. Принятие Бюро Комитета Кировского городского отделения КПРФ решения об изменении территориальной группы также не может являться основанием для отмены решения Кировской городской избирательной комиссии о регистрации всего списка кандидатов.
С решением суда также не согласилось заинтересованное лицо - Кировское городское отделение КПРФ, в апелляционной жалобе представитель Завьялова Е.Д. ставит требование об отмене решения Ленинского районного суда г.Кирова от 21 августа 2017 года в полном объеме и отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов указала, что в соответствии с пунктом 5.3. Устава политической партии КПРФ «Конференция имеет право самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью местного отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения КПРФ». На 38 Конференции полномочия по решению вопросов, связанных, с участием избирательного объединения «Кировское городское отделение КПРФ» в выборах Кировской городской Думы шестого созыва были делегированы Бюро Комитета, то есть Бюро Комитета исполняло полномочия, относящиеся к Конференции в соответствии с Уставом. На основании Постановления о делегировании полномочий от 04 июля 2017 года Бюро Комитета была произведена замена кандидатов, а также изменение территориальных групп. Постановлением 38-й Конференции Кировского городского отделения КПРФ (далее - Конференция) Бюро Комитета были делегированы полномочия этой Конференции по решению вопросов, связанных, с участием избирательного объединения «Кировское городское отделение КПРФ» в выборах Кировской городской Думы шестого созыва. Перечень делегированных полномочий является открытым и содержит в себе следующую формулировку: «В целях оперативного решения вопросов, связанных с участием избирательного объединения «Кировское городское отделение КПРФ» в выборах депутатов Кировской городской Думы шестого созыва, делегировать полномочия Конференции городского отделения КПРФ Бюро Комитета Кировского городского отделения КПРФ, а также иным местным отделениям КПРФ по вопросам: другим вопросам, предусмотренным Законом Кировской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области». Таким образом, Бюро Комитета были делегированы полномочия по выдвижению. Кроме того, 2 кандидата <данные изъяты> которые, по мнению административного истца, были выдвинуты на Бюро Комитета, были выдвинуты на 38-й Конференции, а не на Бюро Комитета. Кандидат <данные изъяты> была исключена из списка Постановлением Кировской городской избирательной
Также не согласившись с принятым решением, прокурор города Кирова Саркитов Р.С. обратился в Кировский областной суд с апелляционным представлением, в котором просит решение Ленинского районного суда г.Кирова от 21 августа 2017 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. В обоснование доводов представления указал, что в соответствии с положениями Устава Политической партии КПРФ Бюро Комитета местного отделения КПРФ является коллегиальным постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ. Принятие решения о выдвижении кандидатов положениям Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» не противоречит. Устав Политической партии КПРФ запрета на делегирование полномочий Конференции иным руководящим органам местного отделения КПРФ не содержит. Комитет является постоянно действующим руководящим органом местного и регионального отделения КПРФ, правомочным в силу пункта 6 статьи 25 ФЗ «О политических партиях» принимать спорное решение. Представленные в Горизбирком документы соответствуют положениям Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях». Возражений относительно принятого Бюро комитета Кировского городского отделения КПРФ со стороны высшего руководства органа местного отделения партии, регионального отделения партии и центрального аппарата партии не поступало. Неправомерность, по мнению суда, перемещения кандидатур 5 депутатов внутри списка кандидатов, не может служить основанием для постановления Горизбиркома, принятого, в том числе, в отношении кандидатов, выдвинутых Конференцией.
В судебном заседании представитель Горизбиркома - Плюснина О.Ю. доводы и требования жалобы поддержала. В дополнение указала, что Конференция в силу пункта 5.2 Устава Политической партии КПРФ является высшим руководящим органом местного отделения КПРФ, в связи с чем принцип демократии не был нарушен.
Представитель Кировского городского отделения КПРФ - Завьялова Е.Д. на доводах и требованиях жалобы настаивала. Дополнительно пояснила, что решение суда обжалуется только в части выводов о незаконном выдвижении кандидатов в депутаты. Представила Положение о Бюро Комитета Кировского городского отделения Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», принятого на Конференции 05.04.2016.
Прокурор Новикова И.В. также поддержала доводы и требования апелляционного представления прокуратуры г.Кирова. Дополнительное пояснила, что имеющаяся в материалах дела информация о делегировании Бюро комитета Кировского городского отделения КПРФ полномочий, в том числе по вопросам, связанным с выборами депутатов представительных органов и глав муниципальных образований Кировской области, свидетельствует о соответствии процедуры выдвижения кандидатов требованиям федерального законодательства и Уставу партии.
Представитель административного истца - Садовников С.В. против удовлетворения апелляционных жалоб и представления возражал, вновь указал на допущенное, по его мнению, нарушение заинтересованным лицом процедуры выдвижения кандидатов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора Новиковой И.В., полагавшей, что требования административного истца удовлетворению не подлежат, судебная коллегия приходит к следующему:
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Установлено, что решением Кировской городской Думы от 20 июня 2017 года №59/2 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Кировской городской Думы шестого созыва.
Постановлением Горизбиркома от 04.08.2017 список кандидатов избирательного объединения «Кировское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» зарегистрирован в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва.
Постановлением Горизбиркома от 09.08.2017 №70/317 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Кировское городское отделение Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Административный истец, полагая допущенные Кировским городским отделением КПРФ нарушения законодательства в части непредставления обязательных документов, нарушения процедуры и сроков их принятия и подачи, сроков и субъекта выдвижения списка кандидатов обратился в суд административным иском о признании незаконным и отмене постановления Горизбиркома №70/317 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Кировское городское отделение Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», поскольку последнее нарушает права административного истца на равные условия выдвижения списка кандидатов, создает препятствия к осуществлению пассивного избирательного права.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции, не усмотрев оснований для признания обоснованными доводов административного ответчика касающихся непредставления обязательных документов, нарушения процедуры и сроков их принятия и подачи, тем не менее, пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления Горизбиркома, ввиду принятия решения о выдвижении кандидатов неуполномоченным в данном случае органом (Бюро Комитета Кировского городского
отделения КПРФ) в нарушение положений статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях».
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции в отношении доводов административного ответчика касающихся непредставления обязательных документов, нарушения процедуры и сроков их принятия и подачи, не может согласиться с выводами суда о выдвижении кандидатов неуполномоченным органом, в связи с чем полагает решение суда подлежащим отмене, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Закона, иных требований, предусмотренных Законом, иным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 15.09.2016 № 1742-О Конституция Российской Федерации провозглашает право гражданина Российской Федерации быть избранным в органы государственной власти (статья 32, часть 2). Раскрывая действительное содержание указанной конституционной формулы, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что устанавливаемые законодателем правила регистрации федерального списка кандидатов, хотя он и выдвигается избирательным объединением, избирательным блоком, не должны искажать существо пассивного избирательного права, создавать необоснованные препятствия для его реализации, нарушать принцип равного избирательного права (Постановление от 25 апреля 2000 года N 7-П). Любые подобные обременения, по смыслу статьи 19, часть 3; статьи 32 и статьи 55, часть 3, Конституции в их взаимосвязи, являлись бы несправедливым, неконституционным ограничением избирательного права. Созвучные указанной правовой позиции европейские стандарты проведения выборов исходят из того, что причины для отказа в регистрации должны быть четко сформулированы в законе и основаны на объективных критериях.
Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов закреплены на федеральном уровне положениями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Глава V названного Закона).
Порядок подачи документов для регистрации списка кандидатов в данном случае в депутаты Кировской городской Думы и перечень необходимых документов определен статьей 30.3 Закона Кировской области от 28.07.2005 N 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области».
Как следует из материалов дела, существенных нарушений, влекущих отказ Горизбиркома в регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Кировское городское отделение Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» избирательной комиссией не установлено.
Изложенные в связи с указанным, доводы административного истца относительно не представления избирательным объединением «Кировское городское отделение Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Горизбирком документов о создании избирательного объединения; отсутствия у Завьяловой Е.Д. нотариально удостоверенной доверенности для представления документов; не представления в срок до 26.07.2017 заявлений кандидатов о согласии баллотироваться в депутаты; несвоевременного уведомления Горизбиркома о проведении заседания Бюро Комитета Кировского городского объединения КПРФ были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, доводами апелляционных жалоб и представления не являются.
В связи с чем судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда в данной части о необоснованности доводов административного иска.
Рассматривая доводы административного искового заявления о выдвижении части кандидатов в депутаты неуполномоченным органом -Бюро Комитета Кировского городского отделения КПРФ, и соответствующие возражения апелляционных жалоб и представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на проведенных 18.07.2017 и 25.07.2017 заседаниях Бюро Комитета Кировского городского отделения КПРФ разрешены вопросы по включению/исключению кандидатов в депутаты, как по одномандатным избирательным округам, так и по единому избирательному округу (протоколы заседаний от 18.07.2017 т.1. л.д.46-48, от 25.07.2017 т.1 л.д.64-68).
Списков кандидатов в депутаты Кировской городской Думы представлен в Горизбирком.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Условия выдвижения кандидатов регламентированы в статьях 33 - 35.1 указанного Федерального закона. В Кировской области указанные условия определены в статье 30 Закона Кировской области от 28.07.2005 N 346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области».
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
На основании подпункта «а» пункта 25 статьи 38 данного Федерального закона основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
В силу статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
По смыслу вышеприведенного положения действующего законодательства, полномочиями принятия решения о выдвижении кандидатов (спискакандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне местного отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а привыдвижении спискакандидатов иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный Уставом.
В соответствии с пунктом 5.2 Устава политической партии КПРФ, высшим руководящим органом местного отделения КПРФ является Конференция, которая в силу пункта 5.3 Устава вправе самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью местного отделенияКПРФ, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения КПРФ.
Согласно пункту 5.7 Устава политической партии КПРФ, постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ являетсяКомитет, который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчетен.
Комитет имеет право самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью местного отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения высшего или центральных органов КПРФ, а также Конференции местного отделения КПРФ, и не урегулированные решениями указанных органов. Комитет местного отделения КПРФ может также решать «иные вопросы, предусмотренные Уставом партии, а также другие вопросы по поручению Конференции местного отделения или вышестоящих органов партии (пункт 5.8 Устава политической партии КПРФ).
В соответствии с пунктом 5.9 Устава политической партии КПРФ заседания Комитета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца.
В силу пункта 5.12 Устава политической партии КПРФ для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью местного отделения партии между заседаниями, комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчетно комитету местного отделения КПРФ.
Бюро Комитета представляет в избирательную комиссию соответствующего субъекта сведения в пределах установленных федеральным законодательством требований; решает иные вопросы, предусмотренные Уставом партии, а также другие вопросы по поручению комитета местного отделения или вышестоящих органов партии.
Заседания Бюро Комитета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (пункт 5.13 Устава политической партии КПРФ).
Указывая, что решение Бюро Комитета Кировского городского отделения КПРФ о выдвижении списка кандидатов и перемещения кандидатов внутри списка кандидатов в депутаты является неправомочным, поскольку Уставом КПРФ Бюро Комитета не наделено соответствующими полномочиями, судом по существу сделаны выводы, касающиеся внутрипартийной деятельности местного отделения политической партии.
Действительно, соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок выдвижения списков кандидатов, является обязательным (императивным) условием, которое в установленном Законом порядке возлагается на избирательные объединения, которыми и являются местные отделения политических партий и которые обязаны осуществлять свою деятельность на основании устава политической партии, и в соответствии с ним.
Вместе с тем, проверка этих обстоятельств, при отсутствии жалоб членов партии и каких-либо обращений по поводу нарушений чьих-либо избирательных прав, должна производиться без вмешательства во внутрипартийную деятельность политической партии.
Судом установлено, что Постановлением 38-й Конференции Кировского городского отделения КПРФ Бюро Комитета были делегированы полномочия Конференции по решению вопросов, связанных, с участием избирательного объединения «Кировское городское отделение КПРФ» в выборах Кировской городской Думы шестого созыва. Перечень делегированных полномочий является открытым и содержит в себе следующую формулировку: «В целях оперативного решения вопросов, связанных с участием избирательного объединения «Кировское городское отделение КПРФ» в выборах депутатов Кировской городской Думы шестого созыва, делегировать полномочия Конференции городского отделения КПРФ Бюро Комитета Кировского городского отделения КПРФ, а также иным местным отделениям КПРФ по вопросам: другим вопросам, предусмотренным Законом Кировской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» (т.2 л.д.69-70).
Пунктом 1.2 Устава политической партии КПРФ предусмотрена самостоятельность структурных подразделений партии в решении вопросов своей внутренней деятельности. Вместе с тем, положения пункта 1.5 Устава политической партии КПРФ устанавливают, что действия местных отделений КПРФ определяются решениями руководящих органов КПРФ, принимаемых в порядке, предусмотренном Уставом.
Поскольку Бюро Комитета является органом партии, предусмотренным ее Уставом, данный орган вправе решать любые вопросы по поручению вышестоящих органов.
Как следует из материалов дела, Конференция делегировала Бюро Комитета свои полномочия по выдвижению списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах.
Так, согласно Положению о Бюро Комитета Кировского городского отделения Кировского областного отделения Политической партии «КПРФ», принятому на Конференции Кировского городского отделения КПРФ 05.04.2016, Бюро Комитета Кировского городского отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления; отзывает по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ выдвинутых местным отделением кандидатов, список кандидатов, а также зарегистрированных кандидатов, зарегистрированный список кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.
Предусмотренная законодательством документация для регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого представлена уполномоченным Постановлением XXXVIII Конференции Кировского городского отделения КПРФ от 04.07.2017 представителем Завьяловой Е.Д., обладающей правом представления интересов кандидатов в соответствующих избирательных комиссиях, правом представления интересов политической партии, ее регионального отделения.
Таким образом, поскольку федеральным и региональным законодательством предусмотрена возможность выдвижения списков кандидатов в депутаты органов местного самоуправления иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а Уставом Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в качестве органа определено Бюро Комитета местного отделения партии, данный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению списка кандидатов в депутаты органов местного самоуправления.
Оснований для признания незаконным и отмене постановления Кировской городской избирательной комиссии от 09.08.2017г. за №70/317 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва выдвинутого избирательным объединением «Кировское городское отделение Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не имеется.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о принятии решения о выдвижении кандидатов в депутаты и перемещения их кандидатур в списках кандидатов неуполномоченным органом - Бюро Комитета регионального отделения партии, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 2 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и в соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Кирова от 21 августа 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение - в удовлетворении административного искового заявления Кировского областного отделения Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России об отмене постановления Кировской городской избирательной комиссии от 09.08.2017г. за №70/317 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва выдвинутого избирательным объединением «Кировское городское отделение Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» отказать.
Председательствующий Судьи