дело № 33а-4038/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 1 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Стёпина А.Б.,
судей областного суда Обносовой М.В., Берстневой Н.Н.,
при помощнике судьи Гут А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2021 года по административному иску Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законов в Аксарайском газоконденсатном комплексе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Аксарайский прокурор по надзору за соблюдением законов в АГКК обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий, в обоснование требований указав, что Аксарайской прокуратурой за соблюдением законов в АГКК в декабре 2020 г. и июне 2021 г. в ходе осуществления надзора за исполнением природоохранного законодательства на территории МО «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области выявлены несанкционированные свалки.
В декабре 2020 г. в ходе обследования земельного участка, право собственности на который не разграничено, с адресными ориентирами: <адрес> МО «Джанайский сельсовет», кадастровый квартал № в 52 метрах севернее от земельного участка с кадастровым номером № (вблизи производственной базы ООО «Агул») выявлено размещение отходов производства и потребления, в том числе, твердых коммунальных отходов, а именно, бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина. Площадь свалки составляет 200 кв.м.
В июне 2021 г. в ходе обследования земельного участка, право собственности на который не разграничено, с адресными ориентирами: <адрес>, МО «Джанайский сельсовет», в .... метрах южнее земельного участка с кадастровым номером № (широта .... долгота ....) выявлено размещение отходов производства и потребления, в том числе, твердых коммунальных отходов, аименно бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина. Площадь свалки составляет ... кв.м.
Результаты проведенных проверок свидетельствуют о том, что свалки, расположенные на земельных участках, право собственности на которые не разграничено, органами местного самоуправления в лице администрации МО «Красноярский район» не ликвидированы. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой 25.12.2020 г. и 28.06.2021 г. главе администрации МО «Красноярский район» Астраханской области внесены представления № и №, по результатам рассмотрения которых должных мер к устранению нарушений и зачистке земельных участков от свалок администрацией не принято. Вышеуказанные нарушения природоохранного законодательства, земельного законодательства свидетельствуют о непринятии мер администрацией района по осуществлению земельного контроля, о его ненадлежащей организации на территории Красноярского района, что, в свою очередь, способствовало нарушению требований законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «Джанайский сельсовет».
Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красноярский район» по ликвидации несанкционированной свалки (бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина) площадью ... кв.м., расположенной по адресным ориентирам: <адрес>, МО «Джанайский сельсовет», кадастровый квартал № в 52 метрах севернее от земельного участка с кадастровым номером № (вблизи производственной базы ООО «АГУЛ»), по ликвидации несанкционированной свалки (бой кирпича, ластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина) площадью ... кв.м с адресными ориентирами: <адрес>, МО «Джанайский сельсовет», в ... метрах южнее земельного участка с кадастровым номером № (широта ....., долгота ....) незаконным, обязать ликвидировать указанные несанкционированные свалки.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2021 года административные исковые требования Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законов в Аксарайском газоконденсатном комплексе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении к совершению действий, удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным толкованием норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выслушав представителя администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области ФИО1, поддержавшую апелляционную жалобу, представителя административного истца прокурора Борисова Г.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд не находит оснований к отмене решения суда по указанным в них доводам.
Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе, биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Также вышеназванной статьей определены понятия негативного воздействия на окружающую среду и загрязнение окружающей среды.
Так, негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В силу части 6 статьи 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, что предусмотрено статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Основным из принципов охраны окружающей среды является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Согласно статье 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В силу части 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах, входящих в состав этого района сельских поселений.
Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрен комплекс мер, направленных на недопустимость негативного воздействия на окружающую среду и ее загрязнения: отходы производства подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», частью 3 статьи 8 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 13 Федерального закона РФ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Складирование мусора в не отведенных для указанных целей местах и, соответственно, создание несанкционированных свалок действующим законодательством не предусмотрено.
Судом установлено, что Аксарайской прокуратурой по надзору за соблюдением законов на АГКК в декабре 2020 г. в ходе обследования земельного участка, право собственности на который не разграничено, с адресным ориентирами: <адрес>, МО «Джанайский сельсовет», кадастровый квартал № в ... метрах севернее от земельного участка с кадастровым номером 30:06:010129:1 (вблизи производственной базы ООО «Агул») выявлено размещение отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, а именно бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина. Площадь свалки составляет 200 кв.м.
Также, в июне 2021 <адрес> прокуратурой по надзору за соблюдением законов на АГКК в декабре 2020 г. в ходе обследования земельного участка, право собственности на который не разграничено, с адресным ориентирами: <адрес>, МО «Джанайский сельсовет», в 400 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером № (широта ...., долгота ...) выявлено размещение отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, а именно бой кирпича, пластиковые бутылки и панели, бой стекла, теплоизоляционные материи, резина. Площадь свалки составляет ..... кв.м. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в актах проверки, составленных 02.08.2021 г. и 03.08.2021 г., а также подтверждается исследованными в судебном заседании фотоматериалами, приложенными к вышеуказанным актам.
В настоящее время меры по ликвидации мест несанкционированных свалок отходов производства и потребления администрацией МО «Красноярский район» Астраханской области предприняты не были.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, районный суд обоснованно признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красноярский район», выразившееся в непринятии мер по привидению в соответствие с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, и обязал устранить выявленные нарушения.
Доводы жалобы о том, что администрация муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области не является правообладателем земельных участков, в которых расположены несанкционированные свалки, отсутствуют конкретные адреса их местонахождения, имеют место ограничения въезда на территории Астраханского газоконденсатного месторождения, являются несостоятельными.
В силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, государственная собственность на которых не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных и территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территория муниципального района.
Указанные несанкционированные свалки расположены на земельных участках на территории сельского поселения МО «Джанайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области право собственности на которые не разграничено. Данные участки сформированы и не состоят на государственном кадастровом учете. Таким образом, из представленных доказательств следует, что несанкционированные свалки расположены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и, следовательно, обязанность по их ликвидации возлагается на органы местного самоуправления муниципального района.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Таким образом, суд полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.
При таких обстоятельствах суд второй инстанции не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Красноярский район» Астраханской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев с момента его принятия в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.