ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4043/18 от 03.10.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Чита 03 октября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Каверина С.А.,

судей Бурака М.Н., Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре судебного заседания Солодухиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Черновского района г.Читы, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» - Кулагиной Е.М.,

на решение Черновского районного суда г.Читы от 13 июля 2018 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования заместителя прокурора Черновского района г.Читы, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу обязать ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, по следующим адресам: - часть земельного участка, кадастровый квартал расположенного в районе <адрес>; - часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка <адрес> -часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка НСТ <данные изъяты>»; - часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка НСТ «<данные изъяты>»; - часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка НСТ «<данные изъяты>»; - часть земельного участка, кадастровый квартал расположенного в районе участка НСТ «<данные изъяты>»; - часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного <адрес>; - часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес> район пересечения улиц <адрес>; - часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в п<адрес>; - часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного <адрес>; - часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе <адрес>Березка»; - часть земельного участка, вдоль дороги между <адрес>»; - часть земельного участка, вдоль дороги между <адрес>»; - часть земельного участка <адрес>

В требованиях к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» отказать»;

у с т а н о в и л а:

17 мая 2018 года заместитель прокурора Черновского района г.Читы Полоротова А.В., действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в котором указала, что прокуратурой района в порядке надзора проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Черновского района г.Читы, в ходе которой выявлено несанкционированное размещение свалок твердых бытовых отходов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а именно:

-часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе <адрес>;

-часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка <адрес>»;

-часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка <адрес>»;

-часть земельного участка, кадастровый квартал расположенного в районе участка <адрес>»;

-часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка №<адрес>»;

-часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка №<адрес>»;

-часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в п. <адрес>;

-часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в п. <адрес>;

-часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>;

-часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>;

-часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе <адрес>

-часть земельного участка, вдоль дороги между <адрес>»;

-часть земельного участка, вдоль дороги между <адрес>»;

-часть земельного участка, вдоль дороги между <адрес>»;

-часть земельного участка вдоль <адрес>

Обращает внимание, что административные ответчики - администрация Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», длительное время не принимают мер к ликвидации данных свалок, наличие которых в черте городского округа создает опасность для населения, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Подробно мотивируя свою позицию, просит суд: - обязать администрацию городского округа «Город Чита», администрацию Черновского административного района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки на вышеуказанных земельных участках.

Определениями Черновского районного суда г.Читы от 14 июня 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края, в качестве заинтересованных лиц - НСТ «Березка», НСТ №96 «Эдельвейс», НСТ «Строитель», СНТ №79 «Овощевод», СНТ №53 «Солнышко», СОНТ «Солнечный»

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» - по доверенности Кулагина Е.М., решение районного суда просит отменить, по делу принять новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что, в нарушение ч.4 ст.180 КАС РФ, в мотивировочной части решения суда не указаны доводы, по которым суд отвергает позицию администрации городского округа «Город Чита»; в резолютивной части решения, так же как и в заявленных административных исковых требованиях, не указаны кадастровые номера земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, а также не конкретизировано географическое местоположение свалок, а вместо этого указано: часть земельного участка вдоль проезда Степного; часть земельного участка вдоль дороги между НСТ №96 «Эдельвейс» и НСТ «Березка», часть земельного участка, вдоль дороги между НСТ №53 «Солнышко» и НСТ №79 «Овощевод»; часть земельного участка, вдоль дороги между СНТ «Солнышко» и НСТ №79 «Строитель». Полагает, что при таком обозначении определить местоположение свалок не представляется возможным. Обращает внимание на отсутствие в резолютивной части обжалуемого судебного акта решения, касательно административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края.

Более того, ссылаясь на положения ст.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющих полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, указывает на то, что данные полномочия в Забайкальском крае осуществляются Правительством Забайкальского края, которое, в свою очередь, в силу положений ч.2 ст.3 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2009 года №327-ЗЗК «Об отходах производства и потребления», а также в силу положения п.12.11.8 Раздела 2 (полномочия) Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденном постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года N503, передало данные полномочия Министерству природных ресурсов Забайкальского края. В связи с чем, полагает, что именно Министерство природных ресурсов Забайкальского края организует деятельность по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а администрация городского округа «Город Чита», лишь, в силу ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», участвует в организации данной деятельности.

Кроме того, упоминая правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 13 октября 2015 года №26-П, Определении от 28 февраля 2017 года №415-О, а также положения ст.13-15, 65 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полагает неправомерно использование в правоприменительной практике пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющего отнесение к вопросам местного значения городского округа участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в качестве нормативного основания для возложения на городские округа безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, что влечет, по мнению апеллянта, принципа самостоятельности бюджетов, принципа самостоятельности местного самоуправления, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления, предусмотренных ст.31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 131,132,133 Конституции Российской Федерации соответственно.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» - по доверенности Власевская О.С., представитель заинтересованного лица НСТ №96 «Эдельвейс» - Таскаева М.П., а также прокурор прокуратуры Забайкальского края Арутюнов А.В., по поводу снятия административного дела с апелляционного рассмотрения для направления в суд первой инстанции для вынесения дополнительного решения не возражали.

Представители административного ответчика администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края, представители заинтересованных лиц НСТ «Березка», НСТ «Строитель», СНТ №79 «Овощевод», СНТ №53 «Солнышко», СОНТ «Солнечный», а также прокурор Черновского района г.Читы, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

В соответствии с ч.2 ст.306, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Согласно п.п.1, 2 ч.6 ст.180 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать: выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска; выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела.

Как следует из материалов дела, определением Черновского районного суда г.Читы от 14 июня 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края. (<данные изъяты>)

Вместе с тем, удовлетворяя заявленные прокурором требования административного искового заявления, суд первой инстанции не разрешил по существу требование относительно административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края - резолютивная часть решения не содержит выводов суда по данному вопросу.

В силу п.1 ч.1 ст.183 КАС РФ до вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.

Поскольку до направления дела в суд апелляционной инстанции районный суд вопрос о принятии дополнительного решения не разрешил, данное обстоятельство препятствует рассмотрению дела в апелляционной инстанции, в связи с чем, дело с апелляционной жалобой на решение суда подлежит снятию с апелляционного рассмотрения и направлению в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст.183 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Черновского района г.Читы, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности, снять с апелляционного рассмотрения и направить в суд первой инстанции для вынесения дополнительного решения.

Председательствующий:

Судьи: