ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4069 от 23.01.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

69RS0023-01-2019-000594-77

Дело № 33а - 4069 судья Ежелый В.Л. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 октября 2019 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Сиротиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Джамалове Б.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Осташковского городского суда Тверской области от 15 июля 2019 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконными приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.02.2019 года №23-кв, а также утвержденного им положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.02.2019 года».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконными приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.02.2019 года №23-кв об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.02.2019 года по материалам проектной документации «Строительство подходов к ледовой переправе на автомобильной дороге общего назначения межмуниципального значения «Подъезд к острову Городомля (ЗАТО Солнечный) в Осташковском городском округе Тверской области».

В обоснование заявленных требований указано, что при принятии оспариваемого заключения экспертов и его утверждении приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области не учтены информация об охранном статусе особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) о. Кличен, а также цели его создания, а именно сохранение природного комплекса (объекта) в естественном состоянии, восстановление природного комплекса (объекта), поддержание природного баланса. Согласно решению исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 12.02.1982 года №55 на территории ООПТ о. Кличен, запрещена рубка деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок, реконструкция парков без проектов, утвержденных в установленном порядке. На момент проведения экспертизы комиссия располагала информацией о негативном воздействии объекта строительства при его возведении и эксплуатации, что отражено в представленных на экспертизу материалах по оценке воздействия на окружающую среду к проектной документации. Согласно этому материалу прогнозируются возможные неблагоприятные изменения природной среды, связанные с отчуждением земель для размещения объекта, изменением рельефа в результате планировочных работ, увеличение нагрузки на грунты оснований от веса различных сооружений, изменением гидрогеологических характеристик и условий поверхностного стока, возможной интенсификацией на территории опасных геологических процессов. При строительстве объекта потребуется снятие почвенно-растительного слоя и вырубка лесонасаждений, что может привести к уничтожению существующих растительных сообществ. При функционировании объекта возрастет уровень беспокойства животных в результате увеличения количества людей, а также шумовых, вибрационных и световых воздействий техники и производимых работ. При принятии оспариваемого заключения и его утверждении приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, не учтены положения ст.ст. 2, 19, 58 Конституции РФ, ст.ст. 95, 98, 99, 100 ЗК РФ, ст. 12 Лесного кодекса РФ.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Полагает, что ст.ст. 95, 98 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Лесного кодекса РФ исключают на территории земель ООПТ любую деятельность, кроме той, для реализации целей которой они созданы, а тем более строительство объектов дорожной инфраструктуры, что прямо противоречит целям создания ООПТ и эти положения закона имеют большую силу, чем оспариваемый приказ Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.02.2019 года №23-кв с положительным заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Оспариваемые решения нарушают его права на благоприятную природную среду и использование ООПТ о.Кличен для отдыха.

В письменных возражениях административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области выражается несогласие с доводами административного искового заявления. Указано, что проектная документация по объекту «Строительство подходов к ледовой переправе на автомобильной дороге общего назначения межмуниципального значения «Подъезд к острову Городомля (ЗАТО Солнечный) в Осташковском городском округе Тверской области» подготовлена в рамках государственного контракта от 20.08.2018 года №230-ТИП, заключенного между государственным казенным учреждением Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» и ООО «ТрансИнжПроект». Согласно п.п. 4.1 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в п.п. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов экологической экспертизы регионального уровня. Согласно проектной документации строительство ледовой переправы предполагалось осуществить в границах особо охраняемой природной территории регионального значения «Остров Кличен». Памятник природы «Остров Кличен» образован решением исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 года №55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы областного значения и усилении их охраны». Данным решением установлен режим особой охраны территории памятника природы. Памятник природы «Остров Кличен» расположен в 1 квартале Городского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области, площадь памятника природы 89 га. Квартал 1 Городского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области не относится к землям особо охраняемых природных территорий, а относится к землям лесного фонда. Изменение целевого назначения земельного участка или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, при строительстве ледовой переправы не планируется. В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 года №90-пп «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области» Министерство является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, который осуществляет проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.1995 года №174-ФЗ и постановления Губернатора Тверской области от 11.07.2013 года №151-пг «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня» Министерством в феврале 2019 года организована и проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации «Строительство подходов к ледовой переправе на автомобильной дороге общего назначения межмуниципального значения «Подъезд к острову Городомля (ЗАТО Солнечный) в Осташковском городском округе Тверской области». Заказчиком государственной услуги «Проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня» проектной документации выступало общество с ограниченной ответственностью «ТрансИнжПроект». Представленная заказчиком документация соответствовала установленным требованиям пункта 37 подраздела VIII раздела II административного регламента. Раздел. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду проектной документации в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.1995 года №174-ФЗ прошел общественные обсуждения. Проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня оплачено заказчиком в соответствии с требованиями административного регламента. В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 11.02.2019 года № 21-кв «О проведении государственной экологической экспертизы» утвержден состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации и утверждено задание экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на проведение государственной экологической экспертизы. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.02.2019 года № 23-кв «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы» утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации. По результатам рассмотрения проектной документации экспертной комиссией государственной экологической экспертизы дано положительное заключение. Согласно выводам экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, представленная документация, обосновывающая намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В связи с изложенным считает довод заявителя о незаконном заключении экологической экспертизы несостоятельными.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и вынесении нового решения об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Повторяя доводы административного искового заявления указывает, что в пределах земель ООПТ изменение целевого назначения земельных участков или прекращения прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Выводы государственной экологической экспертизы противоречат фактическим обстоятельствам дела, целям создания и сохранения ООПТ. Планируемое в ходе строительства снятие растительного слоя и выборочная рубка лесных насаждений может привести к уничтожению существующих растительных сообществ, а также воздействовать на растительность, произрастающую на прилегающей территории. При оценке шумового воздействия эксперты сослались на Постановление Правительства Москвы от 25.07.2017 №94-ПП, нормы которого не распространяют своё действие на ООПТ о. Кличен. Также официально отсутствует автомобильная дорога «Подъезд к острову Городомля», по сообщениям Министерства транспорта Тверской области маршрут ледовой переправы и подъездов к ней не определён и будет уточняться при разработке проектной документации.

В письменных возражениях Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 23.11.1995 года №174-ФЗ, административный ответчик отмечает, что оспариваемое положительное заключение государственной экологической экспертизы соответствует нормам законодательства.

Судом правомерно установлено, что нарушения процедуры и порядка проведения государственной экологической экспертизы отсутствуют, как и отсутствуют противоречия в выводах, сделанных в заключении. Судом сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новое решение, об удовлетворении заявленных требований.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Допрошенная в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля И.С.. пояснила, что общественные обсуждения по вопросу строительства ледовой переправы, инженерно-экологические изыскания проводились до заключения государственной экологической экспертизы, процедура проведения которой соблюдена. Земля под островом Кличен не отнесена к землям ООПТ.

Остальные участники процесса, будучи извещенными о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседании не явились, в связи с чем, на основании положений ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений на неё, выслушав участвующих в суде апелляционной инстанции лиц, оценив законность и обоснованность постановленного судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, применительно к вопросу соблюдения положений законодательства, пришёл к выводу, что административным ответчиком в соответствии с частями 9 и 11 ст.226, ст.62 КАС РФ представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, о надлежащем порядке проведения государственной экологической экспертизы, дачи положительного заключения и утверждении его приказом Министерства. Суд первой инстанции признал оспариваемые приказ и заключение государственной экологической экспертизы соответствующими действующему законодательству и не нарушающими прав и законных интересов административного истца.

Не согласиться с указанным выводом судебная коллегия оснований не усматривает в силу следующего.

Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее также - ООПТ), которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 2 указанного закона памятники природы относятся к категорий особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ определено, что особо охраняемые природные территории могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу (ч. 5 ст. 18 указанного Федерального закона)

В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Указывая, что оспариваемое положительное заключение экологической экспертизы, в части согласования застройки участка территории памятника природы остров Кличен, принято с нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, но в силу его утверждения Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, сохраняет юридическую силу до 18 февраля 2024 года, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе», как отмечается в его преамбуле, регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду; она представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды. Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1421-О-О; Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 1146-О).

Экологическая экспертиза как установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, экологическим требованиям проводится в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду; она основывается на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной, иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы (статьи 1 и 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

Таким образом, предметом судебной проверки по настоящему административному делу является соответствие положительного заключения государственной экологической экспертизы требованиям Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и подзаконным нормативным правовым актам, регулирующих проведение экологической экспертизы.

Согласно подп. 4.1 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня является, в том числе проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлено, что государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также установлено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 3 ст. 32 приведенного Федерального закона).

В целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение).

Согласно п. 1.2 Положения целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

В разделе V Положения изложены требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду.

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.

Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду (п. 3.2), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы (п. 5.2 Положения).

Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации.

Как следует из материалов административного дела, памятник природы «Остров Кличен» образован решением исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 года №55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы областного значения и усилении их охраны», площадью 89 га как живописный остров на Селигере, место массового отдыха трудящихся г.Осташкова и туристов.

Данным решением установлен режим особой охраны территории памятника природы. В соответствии с Решением исполнительного Комитета Калининского областного Со­вета народных депутатов от 12.02.1982 №55 «запретить на территории (акватории) государственных заказников (памятников при­роды):

Ботанических (парки, аллеи, дубравы, рощи, боры, лесные массивы, отдельные уни­кальные деревья):

- рубку деревьев и кустарников; кроме санитарных порубок;

- реконструкцию парков без проектов, утвержденных в установленном порядке;

- возведение жилых домов и хозяйственных построек, за исключением сооружений, связанных с организованным проведением массового отдыха трудящихся;

- выпас скота;

- добычу камня, гравия, песка, глины и других ископаемых;

- производство осушительных работ и торфоразработок;

- применение ядохимикатов;

- разведение костров, кроме оборудованных для этих целей мест;

- засорение мусором.

Иной режим указанного памятника природы не установлен.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18 января 2016 г. N 4-кв утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Тверской области в 2016 году, среди которых под порядковым номером 595 Остров региональный памятник природы остров Кличен.

Памятник природы «Остров Кличен» расположен в 1 квартале Городского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области, площадь памятника природы 89 га. Квартал 1 Городского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области не относится к землям особо охраняемых природных территорий, а относится к землям лесного фонда.

Органами власти Тверской области планируется устройство временной ледовой переправы между о. Кличен и о. Городомля (ЗАТО Солнечный) Осташковского городского округа Тверской области, в целях обеспечения регулярной транспортной связи ЗАТО Солнечный (население - 2100 жителей) с г. Осташков и Осташковским городским округом, реализации экономических, административных и культурных связей вышеупомянутого населённого пункта с районным и областным центром, соседними районами и областями, повышения безопасности движения транспортных средств.

Классификация переправы: по продолжительности эксплуатации - регулярная (возобновляемая на одной и той же трассе каждую зиму в течение ряда лет); по расчетной интенсивности движения - I категория; тип водоема - переправа озерная, через пресный водоем; характер ледяного покрова - естественный ледяной покров; количество полос - 2 полосы с односторонним движением (уточняется в процессе проектирования); строительная длина - 3,1 км, в т.ч.: подходы - 0,45 км, ледовая переправа - 2,65 км; график работы переправы - с 5:00 до 23:00 ч (18-часовой режим работы) (уточняется в процессе проектирования).

Для организации ледовой переправы на о. Кличен планируется организовать: пункт обогрева и ожидания (модульный блок контейнерного типа) - 1 шт. /15м, биотуалет - 1,32 м, контейнер для мусора - 0,88 м2, пожарный щит - 1 шт., контрольно-пропускной пункт контейнерного типа - 1 шт. / 2,25 м, шлагбаум - 1 шт., контейнерная дизельная электростанция (утепленный блок контейнера УБК-) – 1 шт.

Площадь занимаемых земель под площадку на острове Кличен составляет 387 кв.м., на острове Городомля – 366 кв.м. Проектом не предусматривается изъятие земельных участков во временное пользование.

Фактически о. Кличен состоит на кадастровом учете, как единое землепользование с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли лесного фонда.

На острове Кличен съезд на переправу находится в 6 м от уреза воды и расположен на землях лесного фонда.

В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области» Министерство является областным исполнительным органов государственной власти Тверской области, который осуществляет проведение государственной экологической экспертизы.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 11 февраля 2019 года №21-кв образована экспертная комиссия для проведения государственной экологической экспертизы материалов проектной документации по объекту «Строительство подходов к ледовой переправе на автомобильной дороге общего назначения межмуниципального значения «Подъезд к острову Городомля (ЗАТО Солнечный) в Осташковском городском округе Тверской области. Срок проведения экспертизы установлен не более 30 дней.

На экспертизу были представлены следующие документы:

Проектная документация «Строительство подходов к ледовой переправе на автомобильной дороге общего назначения межмуниципального значения -"Подъезд к острову Городомля (ЗАТО Солнечный) в Осташковском городском округе Тверской области»

в составе:

Раздел 1. Пояснительная записка;

Раздел 2. Проект полосы отвода;

Раздел 3. Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения;

Раздел 5. Проект организации строительства;

Раздел 6. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду к проектной документации «Строительство подходов к ледовой переправе на автомобильной дороге общего назначения межмуниципального значения Подъезд к острову Городомля (ЗАТО Солнечный) в Осташковском городском

округе Тверской области»;

Протокол общественных обсуждений по вопросу оценки воздействия на окружающую среду реализации проекта «Строительство подходов к ледовой переправе на автомобильной дороге общего назначения межмуниципального значения «Подъезд к острову Городомля (ЗАТО Солнечный) в Осташковском городском округе Тверской области» от 28.01.2019 (ЗАТО Солнечный);

Публикация в газете Селигер № 2 от 18.01.2019 о проведении общественных обсуждений;

Протокол общественных обсуждений по вопросу оценки воздействия на окружающую среду реализации проекта «Строительство подходов к ледовой переправе на автомобильной дороге общего назначения межмуниципального значения «Подъезд к острову Городомля (ЗАТО Солнечный) в Осташковском городском округе Тверской области» от 08.02.2019 (г. Осташков).

Также представлены исходные данные:

-карта-схема расположения ледовой переправы между о. Городомля и о. Кличен в Осташковском районе Тверской области (Пояснительная записка);

- план обустройства ледовой переправы на о. Кличен с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ОВОС);

- план обустройства ледовой переправы на о. Городомля с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ОВОС);

- план обустройства ледовой переправы на о. Кличен с источниками шумового воздействия на атмосферный воздух (ОВОС);

- план обустройства ледовой переправы на о. Городомля с источниками шумового воздействия на атмосферный воздух (ОВОС);

- стройгенплан М 1:250 (Проект организации строительства);

- план съезда на ледовую переправу на о. Городомля М 1:100 (Проект полосы отвода);

- план съезда на ледовую переправу на о. Кличен М 1:100 (Проект полосы отвода);

- Письмо от 14.09.2018 № 11268-05 Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о границах памятника природы «Остов Кличен».

- Техническое задание на строительство подходов (съездов) к ледовой переправе на автомобильной дороге общего назначения межмуниципального значения «Подъезд к остову Городомля (ЗАТО Солнечный) в Осташковском районе (приложение № 1 к государственному контракту от 20.08.2018 № 230

- Результаты инженерно-экологических изысканий, выполненных ООО «Эколайн» в 2018 г.;

- Письмо от 04.09.2018 № 5019 3-2-2 Главного управления МЧС России по Тверской области о разрешении разработки проектной документации без разработки раздела «Перечень мероприятий по ГО и ЧС»;

- Письмо от 04.10.2018 № 14ТВЕ-11/209 Отдела геологии и лицензирования по Ярославской и Тверской областям (полезные ископаемые не зарегистрированы);

- Письмо от 29.10 2018 № 5694-13 Администрации Осташковского городского округа Тверской области о согласовании площадок к ледовой переправе;

- Письмо от 12.11.2016 № 17/4230 ГИБДД по Тверской области о рассмотрении схемы ОДД;

- Письмо от 06.11.2018 № 05-09-5512е ФГБУК «Канал имени Москвы»;

- Письмо от 10.10.2018 № 2404/юр ФГУП «ГШЦАП» - филиала «Завод Звезда» о согласовании примыкания съезда к ледовой переправе;

- Письмо от 28.09.2018 № 01-09/824 ЗАТО Солнечный (информация по запросу);

- Постановление Администрации ЗАТО Солнечный от 28.11.2016 № 155 о предоставлении земельного участка в постоянное пользование «Дирекция ТДФ»;

- Протокол Совещания от 21.09.2018 № 45 ГКУ «Дирекция ТДФ»;

- Письмо от 23.10.2018 № 06/4818 «Дирекция ТДФ» о согласовании площадок к ледовой переправе.

Так, по результатам инженерно-экологических изысканий установлено, что в территории земельных участков обследуемого объекта отсутствуют редкие и исчезающие виды растений, уникальные деревья и растительные сообщества, а также редкие и исчезающие виды животных, птиц, рыб, занесенных в Красную книгу, зверофермы и хозяйства по разведению диких животных.

Согласно фотоотчету участка подхода к ледовой переправе на о.Кличен, фактически участок представляет собой площадку с твёрдым покрытием, свободную от растительного и почвенного покрова.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18 февраля 2019 года №23-кв утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации по объекту «Строительство подходов к ледовой переправе на автомобильной дороге общего назначения межмуниципального значения «Подъезд к острову Городомля (ЗАТО Солнечный) в Осташковском городском округе Тверской области. Срок действия заключения установлен до 18 февраля 2024 года.

Согласно выводам заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, представленная документация содержит оценку воздействия намечаемой деятельности на особо охраняемых природных территориях-памятниках природы о. Кличен и о. Городомля, результаты общественного обсуждения намечаемой деятельности, организованные органами администрациями г. Осташкова и ЗАТО Солнечный, что соответствует требованиям п.1.1. статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и раздела IV Положения об оценке намечаемой хозяйственной деятельности в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372. Представленная документация, обосновывающая намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среду, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

С учетом изложенного, Судебная коллегия считает положительное заключение государственной экологической экспертизы от 18 февраля 2019 года №23-кв достоверным, выполненным с соблюдением порядка проведения экологической экспертизы, установленного вышеприведенными нормами Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372.

Заключение государственной экологической экспертизы содержит обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Ссылка апеллянта на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям нормы ст.ст. 95, 98 Земельного кодекса РФ судебной коллегией отклоняется.

Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

При этом согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

К перечню ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ отнесены участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий определены статьей 94 ЗК РФ.

Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Пункт 2 устанавливает, что к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе и земли особо охраняемых природных территорий.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 94 ЗК РФ).

Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.

Особо охраняемые природные территории являются зонами с особыми условиями использования территории, то есть для них устанавливается режим особой охраны. При этом границы ООПТ могут пересекать границы земельных участков, муниципальных образований, других зон с особыми условиями использования территории.

Таким образом, ООПТ не является земельным участком и объектом постановки на кадастровый учет, однако сведения о прохождении границ ООПТ вносятся в государственный кадастр недвижимости как о зоне с особыми условиями использования территории.

Судебной коллегией установлено и из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости, равно как и в государственном кадастре недвижимости, сведения об ООПТ о.Кличен как об особо охраняемой природной территории регионального значения отсутствуют. Остров Кличен состоит на кадастровом учете как единое землепользование с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства, для размещения объектов лесного фонда. Установлены ограничения в виде аренды, а также ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ.

С учетом установленного режима особой охраны территории памятника природы о.Кличен в соответствии с Решением исполнительного Комитета Калининского областного Со­вета народных депутатов от 12.02.1982 №55, строительство ледовой переправы, с учетом выводов государственной экологической экспертизы, не противоречит ограничениям, установленным ч. 3 ст. 95 Земельного Кодекса РФ.

Статьей 27 Закона № 33-ФЗ установлен запрет на осуществление всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон (пункт 1), предусмотрено принятие собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, на которых находятся памятники природы, обязательств по обеспечению режима особой охраны памятников природы (пункт 2).

Таким образом, обязательным элементом осуществления деятельности на территории памятника природы является соблюдение условий сохранности объекта памятника природы.

По результатам государственной экологической экспертизы представленная документация, обосновывающая намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среду, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Нарушений условий сохранности памятника природы о.Кличен не установлено.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда и судебной коллегии.

В рамках данного административного дела постановка на кадастровый учет с внесением в ЕГРН автомобильной дороги «Житное – мыс Вьюшка» и мостового перехода через протоку, постановление Правительства Тверской области от 22.11.2016 «О внесении изменений в Постановление администрации Тверской области от т10.02.009 №30-па», в части включения в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области автомобильной дороги 3 класса «Подъезд к острову Городомля (ЗАТО «Солнечный»), предметом проверки не являлись, соответственно, в силу положений части 3 статьи 308 КАС РФ, указанный довод апелляционной жалобы не может быть рассмотрен судом апелляционной инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного решения, по делу не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Осташковского городского суда Тверской области от 15 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи