ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4112/17 от 07.09.2017 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33а-4112/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 07.09.2017

Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе

председательствующего Наумовой И.В.,

судей Самыгиной С.Л., Фомина И.Н.

при секретаре Саликовой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ропатько А.В. к конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Лозновского сельского поселения муниципального района «Чернянский район» Белгородской области о признании незаконными решений от 01.03.2017 №№1, 2, 3 «О представлении кандидатур в Земское собрание Лозновского сельского поселения для назначения на должность главы администрации Лозновского сельского поселения», к Земскому собранию Лозновского сельского поселения муниципального района «Чернянский район» Белгородской области о признании незаконным решения от 01.03.2017 №104/50 «О назначении на должность главы администрации Лозновского сельского поселения»

по апелляционной жалобе Ропатько А.В.

на решение Чернянского районного суда Белгородской области от 20.06.2017.

Заслушав доклад судьи Самыгиной С.Л., объяснения Ропатько А.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

решением Земского собрания Лозновского сельского поселения муниципального района «Чернянский район» Белгородской области (далее по тексту – Лозновское сельское поселение) от 08.02.2017 №102/48 объявлен конкурс на замещение должности главы администрации Лозновского сельского поселения муниципального района «Чернянский район» Белгородской области (далее по тексту – Конкурс), назначено проведение Конкурса на 10:00 01.03.2017 по адресу: <адрес>, утверждены Правила проведения Конкурса, определено, что предложения по кандидатурам конкурсной комиссии по проведению Конкурса принимаются в течение 10 календарных дней со дня обнародования сообщения о проведении Конкурса, установлено, что документы для участия в Конкурсе предоставляются не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения конкурса, предусмотрено обнародование данного решения.

Заявки на участие в Конкурсе поданы Ропатько А.В., Л. и О. Все они были допущены к участию в конкурсе.

Решениями конкурсной комиссии по проведению Конкурса от 01.03.2017 №1 и №3 в Земское собрание Лозновского сельского поселения представлены для назначения на должность главы администрации Лозновского сельского поселения кандидатуры Л. и О. соответственно.

Решением конкурсной комиссии по проведению Конкурса от 01.03.2017 №2 кандидатура Ропатько А.В. отклонена.

Решением Земского собрания Лозновского сельского поселения от 01.03.2017 №104/50 на должность главы администрации Лозновского сельского поселения назначен О.

30.05.2017 Ропатько А.В. обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконными решения конкурсной комиссии по проведению Конкурса от 01.03.2017 №1, №2 и №3, решение Земского собрания Лозновского сельского поселения от 01.03.2017 №104/50 о назначении на должность главы администрации Лозновского сельского поселения О.

В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение абзаца 3 части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») решением Земского собрания Лозновского сельского поселения от 08.02.2017 №102/48 не было установлено общее количество членов конкурсной комиссии. Сослался на наличие личных неприязненных отношений с назначенными членами конкурсной комиссии, которые сложились вследствие его активной гражданской позиции и участием в Белгородском региональном отделении Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти», предъявления им исков в суд к администрации Лозновского сельского поселения и его сотрудникам. Считал, что оспариваемыми решениями нарушено его право на равный доступ к муниципальной службе, гарантированное статьей 32 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Решением Чернянского районного суда Белгородской области от 20.06.2017 отказано в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Ропатько А.В. просит отменить судебный акт как постановленный при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Относительно доводов апелляционной жалобы Земское собрание Лозновского сельского поселения представило возражения.

В суд апелляционной инстанции не явились представители конкурсной комиссии по проведению Конкурса, администрации Чернянского района и администрации Лозновского сельского поселения, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства посредством направления заказных почтовых отправлений, полученных указанными участниками процесса заблаговременно.

На основании части 2 статьи 150 КАС Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в суд лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления по правилам статьи 308 КАС Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия признает отсутствие правовых оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Такое административное исковое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации).

Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации условий для удовлетворения заявленного Ропатько А.В. административного иска.

Судебная коллегия соглашается с правильными по существу выводами суда первой инстанции.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Частью 1 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Уставом Лозновского сельского поселения определено, что главой администрации сельского поселения является лицо, назначаемое на должность Земским собранием сельского поселения по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, сроком на 5 лет. На должность главы администрации сельского поселения может быть назначен гражданин, достигший возраста 25 лет (части 1 и 3 статьи 28).

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации Лозновского сельского поселения регламентирован Правилами проведения Конкурса, утвержденными решением Земского собрания Лозновского сельского поселения от 08.02.2017 №102/48.

В силу пункта 2.1 Правил проведения Конкурса он организуется и проводится конкурсной комиссией по проведению Конкурса, общее количество число членов которой устанавливается в количестве трех человек.

При этом два члена конкурсной комиссии назначаются Земским собранием Лозновского сельского поселения, один член – главой администрации муниципального района «Чернянский район» Белгородской области (пункт 2.2 Правил проведения Конкурса).

Кандидатуры членов конкурсной комиссии представляются в Земское собрание Лозновского сельского поселения в течение 10 дней со дня опубликования решения о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Лозновского сельского поселения (пункт 2.5 Правил проведения Конкурса).

Состав конкурсной комиссии утверждается земским собранием (пункт 2.6 Правил проведения Конкурса).

Во исполнение вышеприведенных положений решением Земского собрания Лозновского сельского поселения от 17.02.2017 №103/49 утвержден состав конкурсной комиссии по проведению Конкурса из 3-х человек: Т. – главный бухгалтер администрации Лозновского сельского поселения, Г. – заведующая детским садом села Лозное, а также О. – руководитель аппарата администрации Чернянского района, кандидатура которой была утверждена Распоряжением главы администрации муниципального района «Чернянский район» от 14.02.2017 №55/1-р (л.д.52, 53).

Порядок выдвижения кандидатов на должность главы администрации Лозновского сельского поселения предусмотрен в разделе 3 Правил проведения Конкурса.

Так, кандидаты на должность главы администрации Лозновского сельского поселения могут предлагаться главой администрации Чернянского района, депутатами земского собрания Лозновского сельского поселения и путем самовыдвижения (пункт 3.1).

Выдвижение кандидатов осуществляется путем внесения заявок в Земское собрание Лозновского сельского поселения не позднее чем за пять рабочих дней до проведения конкурса.

В заявке указывается фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, место работы или службы за последние пять лет с указанием занимаемых должностей (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий). К уведомлению прилагается копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании и местах работы или службы, о занимаемых должностях (роде занятий). К уведомлению также прилагается письменное обязательство кандидата в случае его назначения прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы администрации (пункт 3.2).

В силу пункта 3.3 кандидат не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения конкурса представляет в конкурсную комиссию:

а) предполагаемый план своей деятельности на должность главы администрации Лозновского сельского поселения, в котором дается развернутое описание приоритетных, по мнению кандидата, направлений работы администрации Лозновского сельского поселения на срок действия контракта главы администрации;

б) проект решения земского собрания Лозновского сельского поселения о структуре администрации Лозновского сельского поселения.

Члены конкурсной комиссии должны заблаговременно ознакомиться с предполагаемыми планами деятельности кандидатов на должность главы администрации Лозновского сельского поселения и представленными ими проектами решений земского собрания Лозновского сельского поселения о структуре администрации Лозновского сельского поселения (пункт 3.4).

К участию в конкурсе не допускаются лица, не соответствующие требованиям к кандидатам на должность главы администрации Лозновского сельского поселения, установленным федеральными законами, законами Белгородской области. Решение об отказе в участии в конкурсе принимается конкурсной комиссией исходя из документов, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 3.2. настоящих Правил (пункт 3.5).

Заявки на участие в Конкурсе внесены в Земское собрание тремя кандидатами-самовыдвиженцами Ропатько А.В., Л. и О., которые были допущены к участию в Конкурсе.

Каждый из кандидатов представил в конкурсную комиссию предполагаемый план своей деятельности на должность главы администрации Лозновского сельского поселения, в котором они дали описание приоритетных направлений работы администрации Лозновского сельского поселения, и проект структуры администрации Лозновского сельского поселения. Л. и О. приложили к своим уведомлениям также проекты решения Земского собрания Лозновского сельского поселения о структуре администрации Лозновского сельского поселения.

Порядок проведения конкурса и принятия комиссией решения о представлении кандидатов на должность главы администрации в Земское собрание регламентирован в разделе 4 Правил проведения Конкурса (пункты 4.1 – 4.6).

В назначенное время проведения конкурса конкурсная комиссия открывает свое заседание и поочередно (в порядке поступления заявок) проводит собеседование с каждым из выдвинутых кандидатов.

Собеседование начинается с представления кандидатом предполагаемого плана его деятельности и структуры администрации, после чего члены конкурсной комиссии задают вопросы кандидату по существу представляемого им плана и структуры администрации. Члены конкурсной комиссии также могут задавать вопросы об опыте предыдущей работы или службы кандидата и об основных достижениях кандидата по предыдущему месту работы или службы

После проведения собеседования с каждым из выдвинутых кандидатов конкурсная комиссия удаляется для принятия решения о предоставлении кандидатов земскому собранию Лозновского сельского поселения.

Каждый из кандидатов обсуждается конкурсной комиссией отдельно. Решение о представлении кандидата принимается большинством голосов членов конкурсной комиссии. При этом члены конкурсной комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Конкурсная комиссия должна представить в земское собрание не менее двух кандидатов.

Решение конкурсной комиссии подписывается всеми членами конкурсной комиссии и направляется в земское собрание незамедлительно после его принятия. Вместе с решением конкурсной комиссии в земское собрание направляются проекты решений о структуре администрации представленные кандидатами, победившими на конкурсе. Решение конкурсной комиссии оглашается кандидатам, участвовавшим в конкурсе.

Конкурс признается несостоявшимся, если в конкурсе приняло участие менее трёх кандидатов, либо если конкурсная комиссия не смогла принять решение о представлении в земское собрание не менее чем двух кандидатов. Об указанных обстоятельствах конкурсная комиссия уведомляет земское собрание, которое принимает решение об объявлении повторного конкурса на замещение должности главы администрации. При проведении повторного конкурса допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее.

01.03.2017 в ходе проведения Конкурса конкурсной комиссией проведено собеседование с каждым из выдвинутых кандидатов, изучены представленные ими документы, произведен опрос кандидатов об опыте предыдущей работы или службы кандидата и об основных достижениях кандидата по предыдущему месту работы или службы.

После обсуждения кандидатов членами комиссии единогласно были приняты решения по каждому из них.

Решениями конкурсной комиссии по проведению Конкурса от 01.03.2017 №1 и №3 в Земское собрание Лозновского сельского поселения представлены два кандидата для назначения на должность главы администрации Лозновского сельского поселения: Л. и О. (соответственно).

Решением конкурсной комиссии по проведению Конкурса от 01.03.2017 №2 кандидатура Ропатько А.В. отклонена в связи с представлением документов не в полном объеме (без проекта решения о структуре администрации сельского поселения), недостаточностью приобретенного в ходе трудовой деятельности опыта, а также незнанием полномочий, выполняемых главой администрации сельского поселения.

Принимая во внимание, что в Конкурсе приняли участие три кандидата, а конкурсная комиссия приняла решения о представлении в Земское собрание двух кандидатов, он правомерно признан состоявшимся.

В процессе судебного разбирательства достоверно установлено, что оспариваемые решения конкурсной комиссии были приняты коллегиально путем прямого голосования ее членов, при этом решение принято в пределах имеющихся полномочий с соблюдением установленной процедуры принятия решений, в момент принятия решений имелся кворум, решения были приняты единогласно.

Довод в апелляционной жалобе о необъективности членов конкурсной комиссии заявлялся истцом в суде первой инстанции, был предметом исследования и оценки суда и правомерно признан несостоятельным и подлежащим отклонению, поскольку решение суда не может быть основано на субъективных умозаключениях и предположениях в отсутствие доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости.

Представленные в подтверждение данного довода судебные акты суд обоснованно отверг как неубедительные. О. и Г. не являлись участниками судебных процессов по названным делам, а сами по себе предъявление Ропатько А.В. иска к администрации Чернянского района, где Т. работает главным бухгалтером, а также факт принятия участия административного истца в сходе граждан по вопросу водоснабжения в декабре 2016 года, не свидетельствуют о предвзятом к нему отношении со стороны членов комиссии.

Ссылка в жалобе на отсутствие в Правилах проведения Конкурса требований о предоставлении кандидатом на должность главы администрации сельского поселения проекта решения земского собрания Лозновского сельского поселения о структуре администрации Лозновского сельского поселения опровергается содержанием подпункта «б» пункта 3.3 указанного нормативного правового акта.

Само по себе отсутствие в представленном в суд апелляционной инстанции реестре принятых от кандидата Ропатько А.В. документов отметки о предоставлении неполного пакета документов не свидетельствует о выполнении им всех требований, предъявляемых к кандидатам на упомянутую ранее должность.

Положения части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на нарушение которых указывает административный истец в иске, к спорным правоотношениям неприменимы, поскольку регулируют порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, а не главы администрации муниципального образования.

Несогласие подателя жалобы с протокольным определением суда первой инстанции об отказе в вызове и допросе в качестве свидетелей должностных лиц администрации Чернянского района, которые, по мнению апеллянта, «могли многое прояснить», не указывает на нарушение судом принципа равноправия сторон. Суд подробно мотивировал отказ в удовлетворении данного ходатайства, с которым судебная коллегия соглашается. В нарушение требований части 5 статьи 69 КАС Российской Федерации Ропатько А.В. не указал в ходатайстве о вызове свидетелей, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, могли подтвердить названные им свидетели, и не сообщил суду их место жительства.

Тот факт, что Ропатько А.В. не прошел в очередной этап конкурса не свидетельствует о нарушении его права на равный доступ к муниципальной службе со стороны конкурсной комиссии, поскольку отбор кандидатов на вакантную должность осуществляется на конкурсной основе членами конкурсной комиссии из числа кандидатов, соответствие кандидата предъявляемым законом требованиям не означает безусловное право участвовать во всех этапах конкурса и не предоставляет кандидату каких-либо преимуществ по сравнению с другими кандидатами.

При этом суд не вправе оценивать целесообразность принятия конкурсной комиссией того или иного решения, поскольку право оценки сведений, характеризующих личность кандидата на должность главы администрации сельского поселения, принадлежит исключительно конкурсной комиссии.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что вынесенные конкурсной комиссией решения соответствуют действующему законодательству, процедура их принятия соблюдена, оснований для признания конкурсной комиссии нелегитимной не имеется, права административного истца не нарушены, поскольку он наравне с другими кандидатами принимал участие в конкурсе.

Судебная коллегия не может не согласиться и выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого решения Земского собрания Лозновского сельского поселения от 01.03.2017 №104/50 о назначении на должность главы администрации Лозновского сельского поселения О.

01.03.2017 на заседании Земского собрания Лозновского сельского поселения присутствовали все 7 депутатов из числа избранных, что в соответствии с частью 1 статьи 16 Устава Лозновского сельского поселения свидетельствует о правомочности данного заседания.

Согласно протоколу заседания Земского собрания Лозновского сельского поселения от 01.03.2017 №50 принятию решения о назначении О. на должность главы администрации Лозновского сельского поселения предшествовало принятие решений о представлении кандидатур Л. и О. в Земское собрание, о проведении тайного голосования по представленным кандидатурам на должность главы администрации сельского поселения, об утверждении счетной комиссии по проведению голосования по проведению Конкурса и результатов тайного голосования по данного вопросу.

Данное Решение считается принятым, поскольку за его принятие проголосовало более двух третей от установленной численности депутатов (5 из 7 депутатов), что согласуется с требованиями части 2 статьи 16 Устава сельского поселения, пункта 10.13 Регламента Земского собрания Лозновского сельского поселения, утвержденного Решением Земского собрания от 17.10.2016 №94/45.

Таким образом, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Земского собрания Лозновского сельского поселения от 01.03.2017 №104/50 принято в пределах имеющихся у представительного органа полномочий с соблюдением установленной процедуры принятия решений.

При этом следует отметить, что данное решение Земского собрания Лозновского сельского поселения не разрешило вопрос о правах и обязанностях административного истца или о возложении на него какой-либо обязанности, поскольку он не был представлен конкурсной комиссией в качестве кандидата на должность главы администрации в Земское собрание, а потому оно не нарушило его права и, как следствие, не может быть признано незаконным.

Ссылка автора жалобы на незаконность отказа суда в удовлетворении ходатайства о передаче административного дела для рассмотрения и разрешения в другой суд Белгородской области является неубедительной, поскольку основана на ошибочном толковании норм процессуального права и, в частности, статьи 27 КАС Российской Федерации, не предусматривающей в качестве основания для передачи дела в другой суд субъективное желание одного из участников процесса.

Приведенные в суде апелляционной инстанции доводы апеллянта о незаконности выводов суда о пропуске срока обращения в суд подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.

Суд первой инстанции правильно установил, что Ропатько А.В. стало известно о принятии оспариваемых решений 01.03.2017, в то время как обращение в суд имело место 30.05.2017, то есть за пределами установленного частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации трехмесячного срока, что в силу положений части 8 названной статьи является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Ненадлежащее оформление поданного в суд 28.03.2017 административного иска, приведшее к его возврату 11.04.2017, является обстоятельством, зависящим от самого заявителя. Поэтому, вопреки мнению апеллянта, возвращение административного иска в связи с его несоответствием требованиям процессуального законодательства не прерывает установленного частью 3 статьи 219 КАС Российской Федерации срока подачи заявления названной категории.

Ссылки административного истца на положения статьи 10 КАС Российской Федерации, в соответствии с которыми, как он полагает, период рассмотрения первоначального административного иска в суде должен быть исключен при рассмотрении поданного 30.05.2017 иска, является неубедительным, поскольку основан на ошибочном толковании норм процессуального права.

Вопреки мнению подателя жалобы, при принятии судебного акта по существу спора, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, а сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке обстоятельств дела, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чернянского районного суда Белгородской области от 20.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ропатько А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи