ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-41225/18 от 04.12.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Тиводар С.И. Дело № 33а-41225/2018

Апелляционное определение

«04» декабря 2018 года г. Краснодар

судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего: Агибаловой В.О.

судей: Пегушина В. Г. Третьякова С.В.,

по докладу судьи краевого суда: Пегушина В. Г.

при секретаре: Овдиенко О.В.,

с участием прокурор Стукова Д.Г.

слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Горячий Ключ к главе муниципального образования города Горячий Ключ Краснодарского края < Ф.И.О. >17 о признании незаконным бездействия главы администрации МО г. Горячий Ключ,

по апелляционному представлению прокурора г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >18 на решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 19 июля 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

прокурор города Горячий Ключ обратился в суд первой инстанции с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным бездействия главы муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края < Ф.И.О. >19 выразившегося в непринятии мер по прекращению допуска первого заместителя главы МО г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >22 к государственной тайне и о не расторжении трудового договора с первым заместителем главы муниципального образования город Горячий Ключ < Ф.И.О. >21 по основаниям, указанным в п. 14 ст. 81, п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и обязании главы муниципального образования город Горячий Ключ < Ф.И.О. >23 рассмотреть вопросы о прекращении допуска первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ < Ф.И.О. >20 к государственной тайне и о расторжении с ним трудового договора по вышеуказанным основаниям.

Указал, что в сентябре 2016 года прокуратурой города Горячий Ключ проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации и о государственной тайне при прохождении муниципальной службы гражданами Российской Федерации, в ходе которой установлено, что организация деятельности администрации города при осуществлении допуска лиц к государственной тайне не отвечает предъявляемым Законом Российской Федерации от 27.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» требованиям. Вопреки положениям ст. 22 Закона о государственной тайне к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, допущено должностное лицо администрации муниципального образования город Горячий Ключ, имеющее неснятую судимость за совершение тяжкого преступления.

Так, приговором Туапсинского городского суда Краснодарского края от 01.06.2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 25.08.2016 года < Ф.И.О. >24 осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на три года; на основании ст. 73 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 2 года. На < Ф.И.О. >25 наложены ограничения - не менять постоянного места жительства, работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, один раз в месяц для регистрации.

Частью 1 ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, совершенное < Ф.И.О. >26 отнесено к категории тяжких преступлений.

Номенклатурой должностей работников администрации муниципального образования город Горячий Ключ, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, утвержденной 08.08.2016 главой муниципального образования город Горячий Ключ, должность первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ предусматривает допуск к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне < Ф.И.О. >27 учитывая положения должностной инструкции от 11.12.2015 г. и п. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63, несовместимо с замещением им высшей должности муниципальной службы - первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ.

Данные нормы в совокупности с требованиями п. 12 Инструкции содержат императивное предписание, обязывающее главу муниципального образования город Горячий Ключ отстранить первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ < Ф.И.О. >28 от работы с государственной тайной и решить вопрос о прекращении его допуска к государственной тайне в связи с наличием названных обстоятельств.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Вопреки указанным положениям закона и требованиям ст. 22 Закона о государственной тайне < Ф.И.О. >29. при поступлении на муниципальную службу в администрацию муниципального образования город Горячий Ключ, собственноручно заполняя 03.07.2015 г. (для допуска лиц к государственной тайне) и 17.07.2015 (на замещение должности муниципальной службы первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ) анкету в графах 12 и 9 соответственно умышленно скрыл факт наличия судимости по приговору Туапсинского городского суда Краснодарского края от 12.10.2011 г., оставленным без изменения судебной коллегией по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 07.12.2011 г., по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ к трем годам лишения свободы со штрафом 30 тыс. рублей с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев; на основании ст. 73 Уголовного кодекса Российской Федерации назначенное наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком на 2 года.

Вышеуказанные приговор суда и апелляционное определение судебной коллегии были отменены постановлением Президиума Краснодарского краевого суда 11.12.2015 г., а уголовное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в период, когда < Ф.И.О. >30 уже более полугода замещал высшую должность муниципальной службы - первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ. При этом < Ф.И.О. >31 не отбыл назначенное ему по приговору суда от 12.10.2011 г. наказание, о чем ему было достоверно известно, вследствие чего при поступлении на муниципальную службу имел непогашенную судимость, что впоследствии, в том числе подтверждено вступившим в законную силу приговором Туапсинского городского суда Краснодарского края от 01.06.2016 г.

Согласно п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе а случае предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу; не предоставления предусмотренных указанным законом, Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Учитывая, что ст. 26 Закона о государственной тайне закреплена ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, в соответствии с действующим законодательством, прокуратурой города 02.09.2016 (исх. 07- 01-2016/4313) главе муниципального образования город Горячий Ключ внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, о государственной тайне, которое поступило в администрацию 05.09.2016 г.

В представлении главе муниципального образования город Горячий Ключ было указано на необходимость безотлагательного рассмотрения представления с участием представителя прокуратуры города и принятия исчерпывающих мер к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в том числе отстранения первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ < Ф.И.О. >32 от работы с государственной тайной и прекращении допуска к государственной тайне; рассмотрения вопроса о расторжении трудового договора с ним по основаниям, указанным в п. 14 ст. 81, п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В нарушение требований ч. 1 ст. 6, ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» главой муниципального образования город Горячий Ключ Федоровским И. А. в установленный месячный срок не представлена в прокуратуру г. Горячий Ключ информация о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по отстранению первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ < Ф.И.О. >33 от работы с государственной тайной и прекращению допуска к государственной тайне; о расторжении трудового договора с первым заместителем главы муниципального образования город Горячий Ключ < Ф.И.О. >34 по основаниям, указанным в п. 14 ст. 81, п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Перечисленные нарушения законов допущены, в том числе вследствие ненадлежащей организации работы главы муниципального образования город Горячий Ключ, формальному подходу при назначении граждан на высшие должности муниципальной службы.

Нахождение < Ф.И.О. >35 в должности первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ, признанного судом виновным в совершении покушения на мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана в крупном размере, учитывая его должностные обязанности, в круг которых наряду с прочим входит курирование вопросов капитального строительства, архитектуры и градостроительства, имущественных и земельных отношений города Горячий Ключ, их финансирования, не соответствует принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации, формирует негативное мнение граждан и дискредитирует авторитет органов местного самоуправления.

Обжалуемым решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 19 июля 2018 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурор г. Горячий Ключ просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушения норм права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение прокурора участвующего в деле, поддержавшего доводы протеста и исковых требований в части признания незаконными бездействия главы муниципального образования, выразившееся в неприятии мер по прекращению допуска < Ф.И.О. >36 к государственной тайне и о не расторжении с ним трудового договора, а в части обязания главу муниципального образования < Ф.И.О. >37 безотлагательно рассмотреть вопросы о прекращении допуска < Ф.И.О. >38 к государственной тайне и о расторжении с ним трудового договора согласно исковых требований, просившего производство по делу прекратить в связи с отказом административного истца от иска; мнение представителя администрации муниципального образования г. Горячий Ключ, по доверенности < Ф.И.О. >10, считающего решения районного суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Ранее, 15 ноября 2016 года, решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края прокурору города Горячий Ключ было отказано в удовлетворении вышеуказанных административных исковых требованиях.

28 марта 2017 года апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда решение городского суда оставлено без изменения, апелляционное представление прокуратуры города - без удовлетворения.

21 марта 2018 года постановлением Президиума Краснодарского краевого суда, по протесту прокурора Краснодарского края, решение Горячеключевского городского суда от 15 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 марта 2017 года - отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

В соответствии со ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как видно из материалов дела, в сентябре 2016 года проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, государственной тайне при прохождении муниципальной службы гражданами Российской Федерации.

В результате данной проверки установлено, что < Ф.И.О. >39 занимает должность первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ, оформлен его допуск к государственной тайне.

При этом приговором Туапсинского городского суда от <...>< Ф.И.О. >3 Д.Г. осужден по ч. <...> Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок <...> года, на основании ст. 73 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание в виде лишения свободы считается условным с испытательным сроком <...> года.

Приговор вступил в законную силу. Частью 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, совершенное < Ф.И.О. >40 отнесено к категории тяжких преступлений.

Также установлено, что при поступлении на муниципальную службу и при оформлении допуска к государственной тайне < Ф.И.О. >41 в анкетах указал недостоверные сведения, а именно: скрыл наличие судимости по приговору Туапсинского городского суда от <...> по ч<...> Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данный приговор был отменен постановлением Президиума Краснодарского краевого суда от <...>, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Таким образом, на момент заполнения вышеназванных анкет (<...>) для допуска к государственной тайне и (<...>) для замещения должности первого заместителя главы администрации муниципального образования, приговор Туапсинского городского суда от <...> не был отменен, < Ф.И.О. >42 имел неотбытую и непогашенную судимость.

В представлении прокурора г. < Ф.И.О. >2 от 02 сентября 2016 года главе муниципального образования город Горячий Ключ было указано безотлагательно принять меры по устранению допущенных нарушений закона, в том числе отстранить < Ф.И.О. >43 от работы с государственной тайной, прекратить допуск к государственной тайне, рассмотреть вопрос о расторжении с ним трудового договора, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, о результатах сообщить в прокуратуру в письменной форме в месячный срок.

Судом первой инстанции не учтено, что именно бездействие главы муниципального образования город Горячий Ключ < Ф.И.О. >44 выразившееся в непринятии мер по прекращению допуска < Ф.И.О. >45 к государственной тайне, явилось основанием для внесения соответствующего представления главе города и в дальнейшем для обращения в суд с настоящим административным иском.

Допуск первого заместителя главы администрации муниципального образования город Горячий Ключ < Ф.И.О. >46 к государственной тайне не прекращался, несмотря на то, что приговором Туапсинского городского суда от <...>< Ф.И.О. >47 повторно признан виновным и осужден по ч. <...> Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться: - признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; - уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

В соответствии со статьей 23 данного Закона допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Должность первого заместителя главы муниципального образования город Горячий Ключ включена в номенклатуру должностей работников администрации муниципального образования город Горячий Ключ, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, которая утверждена 08 августа 2016 года главой муниципального образования город Горячий Ключ.

В сентябре 2016 года главой МО Федоровским И.А. был приостановлен допуск < Ф.И.О. >48 к документам, составляющим государственную тайну, но вместе с тем, согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» понятия допуск к государственной тайне и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, не являются тождественными.

Приостановление главой муниципального образования город Горячий Ключ доступа < Ф.И.О. >49 к сведениям, составляющим государственную тайну, без принятия мер по прекращению допуска к государственной тайне нарушает требования статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне».

Также, судом первой инстанции неверно определены заявленные административные требования прокурора.

Районным судом не принято во внимание то обстоятельство, что < Ф.И.О. >50 при поступлении на муниципальную службу, заполняя (03 июля 2015 года) анкету на оформление допуска к государственной тайне и (17 июля 2015 года) анкету на замещение должности первого заместителя главы муниципального образования, указал недостоверные сведения, скрыв наличие судимости по приговору Туапсинского городского суда от 12 октября 2011 года.

В отношении данных обстоятельств судом указано на неверную формулировку прокурором основания для увольнения < Ф.И.О. >51 - пункт 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Суд первой инстанции пришел к выводу, что предоставление < Ф.И.О. >52 заведомо ложных сведений является самостоятельным основанием для расторжения с ним трудового договора, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Между тем, в административном иске помимо ссылки на вышеназванную норму в качестве основания для увольнения указан пункт 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащий применению в данном случае.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 19 июля 2018 года отменить, и принять по делу новое решение – об удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия главы муниципального образования, выразившиеся в непринятии мер по прекращению допуска первого заместителя главы МО г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >53 к государственной тайне и о расторжении с ним трудового договора по основаниям, указанным в п. 14 ст. 81, п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №25-ФЗ.

Разрешая ходатайство прокурора < Ф.И.О. >9 о прекращении производство по делу в части обязании главы муниципального образования г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >54 безотлагательно рассмотреть вопросы о прекращении допуска первого заместителя главы МО г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >55 к государственной тайне и о расторжении трудового договора с первым заместителем главы МО г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >56 по основаниям, предусмотренным в п. 14 ст. 81, п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №25-ФЗ, судебная коллегия считает необходимым его удовлетворить на основании ч.ч. 1-3 ст. 157, ст. 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку прокурор отказался от заявленных исковых требований в этой части.

Согласно требованиям ст.ст. 157, 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец может отказаться от иска полностью или в части.

В данном случае прокурор отказался от требований в части обязания главу муниципального образования безотлагательно рассмотреть вопросы о прекращении допуска первого заместителя главы муниципального образования г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >57 к государственной тайне и о расторжении трудового договора с первым заместителем главы муниципального образования г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >58 по основаниям, указанным в п. 14 ст. 81, п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №25-ФЗ, поскольку в ходе судебного разбирательства поступили документы, свидетельствующие о досрочном прекращении полномочий главы МО г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >59 и о расторжении трудового договора с первым заместителем главы администрации г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >60.

Таким образом, судебная коллегия считает необходимым принять отказ административного истца от иска, а производство по делу в этой части вышеуказанных исковых требований прекратить.

Руководствуясь ст.ст. 308-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное представление прокурора г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >61 на решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 19 июля 2018 года - удовлетворить.

Решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 19 июля 2018 года – отменить. Принять по делу новое решение.

Административные исковые требования прокурора г. Горячий Ключ к главе администрации муниципального образования г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >62 о признании бездействия незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным бездействия главы муниципального образования г.Горячий Ключ < Ф.И.О. >1, выразившегося в непринятии мер по прекращению допуска первого заместителя главы МО г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >63 к государственной тайне и расторжении трудового договора с первым заместителем главы муниципального образования г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >64 по основаниям, указанным в п. 14 ст. 81, п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №25-ФЗ.

В связи с отказом административного истца от иска прекратить производство по делу по административному исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ к главе муниципального образования г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >65 в части обязания безотлагательно рассмотреть вопросы о прекращении допуска первого заместителя главы муниципального образования г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >66 к государственной тайне и о расторжении трудового договора с первым заместителем главы муниципального образования г. Горячий Ключ < Ф.И.О. >67 по основаниям, указанным в п. 14 ст. 81, п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №25-ФЗ.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: