ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4127/2022 от 14.03.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0003-01-2021-006229-81

Судья: Бабакова А.В. Дело № 33а-4127/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Авиловой Е.О.

судей: Медведева С.Ф., Богатых О.П.

при секретаре: Канкуловой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Морозовского городского поселения Ростовской области к Государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти, по апелляционной жалобе администрации Морозовского городского поселения Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Медведева С.Ф., судебная коллегия по административным делам

установила:

Администрация Морозовского городского поселения Ростовской области (далее – Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в отказе от участия в межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В обоснование административного иска Администрация указала, что в целях реализации полномочий, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Положение) Администрацией 24 августа 2016 года вынесено постановление № 203 о создании комиссии, с утверждением её состава и положения о межведомственной комиссии.

В состав комиссии включены следующие представители администрации Морозовского городского поселения - специалисты Отдела по имуществу, архитектуры и градостроительства, сектора жилищно-коммунального хозяйства МКУ «Управление городского хозяйства и строительства», исполняющие функции муниципального жилищного контроля, а также в состав включены инспектор Государственной жилищной инспекции Ростовской области, инспектор Роспотребнадзора, инспектор пожарной безопасности.

Однако с марта 2021 года представители Госжилинспекции Ростовской области в заседаниях межведомственной комиссии участия не принимают, объясняя свою позицию тем, что применительно к абз. 8 п. 47 Положения под «органами государственного надзора (контроля)» необходимо понимать органы государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, в связи с чем неявка представителя административного ответчика не влечет неправомочность принятия решения межведомственной комиссией.

По мнению представителя Администрации, такая позиция административного ответчика не основана на нормах ЖК РФ и Положения, поскольку на рассмотрение межведомственной комиссии в основном поступают заявления по вопросу обследования жилых помещений на предмет их пригодности к проживанию, что связано с деятельностью должностных лиц в области государственного жилищного надзора в сфере соблюдения требований к использованию и сохранности жилищного фонда, а отсутствие в пункте 7 Положения запрета на участие представителя государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации в составе межведомственной комиссии в случае включения в состав комиссии представителей муниципального жилищного контроля не освобождает административного ответчика от участия в заседаниях межведомственной комиссии Морозовского городского поселения Ростовской области.

Представитель административного истца указывал, что неучастие представителя Госжилинспекции Ростовской области в заседаниях межведомственной комиссии повлекло невозможность ее проведения, что является препятствием в реализации полномочий органом местного самоуправления в сфере обследования жилого помещения на предмет его пригодности для проживания.

С учетом вышеизложенного, администрация Морозовского городского поседения Ростовской области просила суд признать незаконным бездействие Госжилинспекции Ростовской области, выразившееся в отказе от участия в межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2021 года административное исковое заявление администрации Морозовского городского поселения Ростовской области оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе администрация Морозовского городского поселения Ростовской области просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация Морозовского городского поселения Ростовской области повторяет доводы, послужившие основанием для обращения в суд, и полагает неверным вывод суда первой инстанции относительного того, что полномочия органа местного самоуправления применительно к п. 7 Положений реализуется лишь путем создания межведомственной комиссии и включении в её состав представителей органа местного самоуправления.

По мнению заявителя жалобы, неявка представителя Госжилинспекции Ростовской области на заседание межведомственной повлекло за собой невозможность принятия комиссией решений ввиду отсутствия кворума.

Заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении административного дела допущены нарушения норм процессуального права, выразившееся в том, что по делу не проведена подготовка к судебному разбирательству в нарушение требований ст. 132 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), не направлены административному истцу возражения административного ответчика на административное исковое заявление в нарушение требований ст. 135 КАС РФ, в результате чего представитель административного истца лишился возможности подготовить отзыв на доводы административного ответчика.

Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание на то, что представителем административного ответчика в судебном заседании суда первой инстанции не заявлялось ходатайство о приобщении к материалам дела письменных возражений на административное исковое заявление, в связи с этим они являются недопустимыми доказательствами по делу.

На апелляционную жалобу Госжилинспекцией Ростовской области представлены возражения, в которых указывается на необходимость оставления решения суда без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - Госжилинспекции Ростовской области по доверенности Москалева Е.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие представителя административного истца - администрации Морозовского городского поселения Ростовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором и ходатайством административного истца о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Администрации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований Администрации, суд первой инстанции исходил из того, что неявка представителя Государственной жилищной инспекции Ростовской области, включенного в состав межведомственной комиссии, не влечет отсутствие кворума для принятия соответствующего решения, поскольку комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии (п. 47 Положения).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации, исходя из следующего.

Глава 22 КАС РФ, регулирующая производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, определяет процедуры судебной защиты прав и свобод по соответствующей категории дел.

Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

В соответствии со ст. 15 и 32 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Морозовского городского поселения от 24 августа 2016 года № 203 создана постоянно действующая межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В состав комиссии согласно требованиям п. 7 Положения и приложению № 1 к постановлению администрации Морозовского городского поселения № 203 от 28 апреля 2016 года включены:

- заместитель администрации Морозовского городского поселения Ростовской области Иванов А.А.,

- начальник Отдела по управлению имуществом администрации Морозовского городского поселения Ростовской области Аббасова Е.С.,

- старший инспектор по вопросам в области жилищных отношений сектора правовых и земельно-имущественных вопросов Отдела по управлению имуществом администрации Морозовского городского поселения Ростовской области Подскребкина Т.А.

- а также члены комиссии – представители Отдела по управлению имуществом администрации Морозовского городского поселения Ростовской области, сектора архитектуры и градостроительства администрации Морозовского городского поселения Ростовской области, сектора по жилищно-коммунальному хозяйству МКУ «Управления городского хозяйства и строительства», МУП «Управление водно-коммунального хозяйства Морозовского района» (по согласованию), Государственной жилищной инспекции Ростовской области (по согласованию), ОНДиПР по Морозовскому району (по согласованию), территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Белая Калитва, Белокалитвинском, Обливском, Советском районах (по согласованию).

На обращение администрации Морозовского городского поселения Ростовской области к заместителю Губернатора Ростовской области Сорокину И.Н. от 9 марта 2021 года № 85.26/378, заместителю Губернатора Ростовской области Вовк В.Н. от 9 марта 2021 года № 85,26/379 по вопросу участия представителя Госжилинспекции Ростовской области в работе межведомственной комиссии исполняющий обязанности начальника Госжилинспекции Ростовской области предоставлен ответ от 30 марта 2021 года № 37/764 о том, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений жилищного фонда, создаваемом органом местного самоуправления, должны включаться представители органа муниципального жилищного контроля, в связи с чем предложено исключить из состава комиссии представителя Госжилинспекции Ростовской области.

Согласно п. 1.1. постановления Правительства Ростовской области от 27 февраля 2021 года «Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области» Госжилинспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора), регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и иных функций и полномочий, предусмотренных настоящим Положением.

Пункты 5 и 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1086 (в редакции от 6 февраля 2006 года), которыми государственная жилищная инспекция Российской Федерации наделена функциями государственного контроля, в том числе за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые, и правом выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания, не предусматривают участие органов государственной жилищной инспекции в работе межведомственной комиссии и не наделяют их принимать решения в целях, указанных в статьях 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом в пункте 7 Положения отсутствует норма, обязывающая в обязательном порядке привлекать в состав межведомственной комиссии представителей государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации.

Принимая во внимание, что в состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции главный специалист Государственной жилищной инспекции Ростовской области включен не на постоянной основе, а его участие в заседании комиссии определено по согласованию, то вывод суда первой инстанции об отсутствии у административного ответчика обязанности по участию в заседании комиссии Морозовского городского поселения Ростовской области, является верным.

При этом судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что неявка представителя Государственной жилищной инспекции Ростовской области на заседание комиссии не приведет к невозможности принятия решения такой комиссией, поскольку административный ответчик является органом регионального жилищного контроля, в то время как п. 7 Положения предусматривает обязательное включения в состав комиссии представителя органа регионального надзора либо органа муниципального жилищного контроля в зависимости от уровня такой комиссии. В данном случае комиссия создана органом местного самоуправления – Морозовским городским поселением Ростовской области и обязательное включение в состав такой комиссии представителя органа исполнительной власти Ростовской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) Положением не предусмотрено.

Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции не допущено процессуальных нарушений, которые влекут за собой отмену решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2021 года. О проведении подготовки по настоящему административному делу судом первой инстанции свидетельствует определение о принятии административного искового заявления к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству от 10 августа 2021 года (л.д. 1-3), в котором лицам, участвующим в деле, разъяснены их права и обязанности, разъяснены действия, которые следует совершить им.

Довод заявителя жалобы о нарушении процедуры принятия к материалам дела возражений административного ответчика, непредставлении возможности ознакомления с ними представителя административного истца подлежат отклонению, поскольку материалы дела не содержат письменных возражений Государственной жилищной инспекцией Ростовской области на административное исковое заявление Администрации, а также сведений о их приобщении к материалам административного дела.

Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся по делу доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2021 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба администрации Морозовского городского поселения Ростовской области – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Морозовского городского поселения Ростовской области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Е.О. Авилова

Судьи: С.Ф. Медведев

О.П. Богатых

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 марта 2022 года.