дело № 33а-4138/2016 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 12 октября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Хасановой М.М.,
при секретаре Бабушкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 28 июля 2016 года по заявлению ФИО1 к УМВД России по Астраханской области об оспаривании бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛА:
административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к УМВД России по Астраханской области об обжаловании бездействия, обязании устранить допущенные нарушения, указав в обоснование требований, что 16 октября 2015 года решением УФМС России по Астраханской области ему разрешено проживание на территории Российской Федерации. Для проставления соответствующей отметки в паспорте он неоднократно обращался в ОВПРиРИГ УМФС России по Астраханской области, но до настоящего времени отметка не проставлена, поскольку ответчик требует подтвердить законность нахождения истца на территории Российской Федерации. Просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать УМВД России по Астраханской области оформить разрешение на временное проживание ФИО1 путем составления соответствующей записи в паспорте.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 иск поддержали, просили удовлетворить.
Административный ответчик - представитель УМВД России по Астраханской области ФИО3 просила в иске отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 28 июля 2016 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что вывод суда о пропуске срока не обоснован, поскольку поводом для обращения в суд с административным иском стало бездействие в виде неисполнения принятого решения о разрешении проживания. Считает, что решение суда не соответствует требованиям нормативных актов, принято без учета фактических обстоятельств дела и подлежит отмене.
Заслушав докладчика, ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя УМВД России по Астраханской области ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено данным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок и перечень документов установлены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. N 214 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями являются иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший 18-летнего возраста, законно находящийся на территории Российской Федерации, обратившийся в территориальный орган ФМС России по месту предполагаемого проживания с заявлением о выдаче разрешения.
В соответствии с пунктом 16 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются: выдача иностранному гражданину разрешения (принятие решения о выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении, оформление и выдача иностранному гражданину разрешения) или отказ в выдаче иностранному гражданину разрешения (принятие решения об отказе в выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении или выдача иностранному гражданину уведомления об отказе в выдаче разрешения).
Согласно пункту 53 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления; рассмотрение заявления; формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги; принятие решения по результатам рассмотрения заявления; направление уведомления 6 принятом решении; осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме; оформление и выдача разрешения; оформление разрешения при утрате или обмене документа, удостоверяющего личность, при изменении персональных данных владельца разрешения.
Согласно пункту 70 Административного регламента при выявлении одного или нескольких оснований отказа в выдаче разрешения, предусмотренных пунктами 36 и 37 Административного регламента, принимается решение об отказе в выдаче разрешения. Если в результате проверки не были установлены обстоятельства, являющиеся основаниями отказа в выдаче разрешения, принимается решение о выдаче разрешения.
Согласно пункту 96 Административного регламента разрешение в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, оформляется в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня обращения иностранного гражданина.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона №115-ФЗ разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Таким образом, государственная услуга по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание при условии вынесения положительного решения о выдаче иностранцу разрешения на временное проживание завершается процедурой оформления и выдачи разрешения на временное проживание заявителю в соответствии с требованиями Административного регламента. Вынесение решения о выдаче разрешения на временное проживание не свидетельствует о присвоении иностранному гражданину правового статуса временно проживающего в Российской Федерации и не подтверждает его право временно проживать в Российской Федерации. Данное решение указывает лишь на то, что при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на временное проживание основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание, предусмотренные статьей 7 Федерального закона №115-ФЗ и пунктами 36-38 Административного регламента, не установлены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что иностранный гражданин Республики <адрес> ФИО1 обратился в УФМС России по Астраханской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание без учета квоты.
В качестве документа, удостоверяющего личность, ФИО1 представил паспорт №, выданный Министерством внутренних дел 19 сентября 1990 года, сроком действия до 29 июля 2017 года.
В качестве документа, подтверждающего законность нахождения на территории Российской Федерации, ФИО1 представил справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, выданную УФМС России по Астраханской области 19 марта 2015 года, сроком действия до 19 июня 2015 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая заявителю в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основанием для оформления и выдачи разрешения на временное проживание иностранному гражданину, в отношении которого вынесено положительное решение о выдаче разрешения на временное проживание, является факт обращения заявителя, законно находящегося на территории Российской Федерации, в уполномоченное подразделение.
Поскольку иностранным гражданином ФИО1 указанные условия не соблюдены, разрешения на временное проживание в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца, не оформлялось и не выдавалось.
Документа, подтверждающего законность пребывания на территории Российской Федерации ФИО1, а именно, визы или иного документа, подтверждающего законность его пребывания на территории Российской Федерации, при обращении в УФМС России за оформлением разрешения на временное проживание в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца, при рассмотрении данного административного дела, суду не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске ФИО1 установленного законом процессуального срока на обращение с административным иском об оспаривании бездействия УФМС России по Астраханской области.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем не пропущен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Применительно к данной норме права срок обращения с административным иском в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. При этом обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на административном истце.
Установление судом факта пропуска без уважительных причин указанного срока, исходя из положений частей 5, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом первой инстанции установлено, что о предполагаемом нарушении прав и законных интересов ФИО1, в связи с не оформлением разрешения на временное проживание, ему стало известно в октябре 2015 года, однако, он обратился в органы судебной власти только 28 июня 2016 года.
При этом заявление о восстановлении пропущенного срока ФИО1 не подавал, об уважительности причин пропуска срока не заявлял.
Согласно части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку уважительные причины пропуска установленного законом срока суду не представлены, а пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, то иные доводы жалобы судебной коллегией во внимание не принимаются.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, не усматривается.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 28 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Баранов Г.В.
Судьи областного суда Хаирова Д.Р.
Хасанова М.М.