ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4142 от 11.10.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Чупошев Е.Н.

дело № 33а-4142 поступило 15.09.2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2017 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Булгытовой С.В., судей коллегии Тубденовой Ж.В. и Назимовой П.С.,

при секретаре Зарбаевой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия к Администрации МО «Тарбагатайский район» о признании незаконными действий, выразившихся в увеличении расходов бюджета,

по апелляционной жалобе представителя Администрации МО «Тарбагатайский район» Медведевой А.С. на решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 24 июля 2017 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Тубденовой Ж.В., выслушав представителя административного ответчика МедведевуА.С., прокурора Астраханцеву Е.П., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд в интересах МО «Тарбагатайский район», прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, с учетом уточнений требований, просил признать незаконными действия Администрации МО «Тарбагатайский район», выразившиеся в увеличении расходов бюджета по строке 975 0102 9990090100 121 /функционирование высшего должностного лица муниципального образования/ с 1152,9 тыс.руб. до 1226,3 тыс.руб., вопреки протокольному решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 23.12.2016 г., возложить на финансовый орган Администрации МО «Тарбагатайский район» обязанность разработать и представить в Совет депутатов МО «Тарбагатайский район» проект решения о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» № 160 от 23.12.2016 «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.» по строке 975 0102 9990090100 121 /функционирование высшего должностного лица муниципального образования/ по характеристикам 2016 года в размере 1152,9 тыс.руб. в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.

В обоснование требований указывал, что прокуратурой района по обращению депутата Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» Думновой А.В. проведена проверка. Установлено, что на очередной сессии Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» 23.12.2016 г. большинством депутатов принят без поправок проект решения «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» на 2016 год и плановый период 2016-2017 годы». При обсуждении проекта решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «Об утверждении бюджета муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.» депутатами принято решение оставить расходы по статье 975 0102 9990090100 121 /функционирование высшего должностного лица муниципального образования/ на уровне 2016 года. Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район от 18.12.2015 г. № 97 «О бюджете муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы» предусмотрены расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования в размере 1037600 рублей. Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 15.04.2016 г. №818 в указанное решение внесены изменения, в частности, увеличены лимиты на функционирование высшего должностного лица муниципального образования до 1152900 рублей. Депутатами Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» на сессии 23.12.2016 г. вопрос о внесении изменений в названное решение в части расходов по статье 975 0102 9990090100 121 не выносился и не обсуждался. Между тем, в опубликованном решении Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» №160 от 23.12.2016 «Об утверждении решения о бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год» по строке 97501029990090100 121 /функционирование высшего должностного лица муниципального образования/ указаны расходы в размере 1226300 руб., т.е. на 73400 руб. выше.

В суде первой инстанции старший помощник прокурора Буянтуева И.Б. административный иск поддержала.

Судом дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» и постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представителем Администрации МО «Тарбагатайский район» Медведевой А.С. ставится вопрос об отмене решения суда. Заявитель жалобы указывает, что при обсуждении проекта решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «Об утверждении бюджета муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.» депутатами принято решение оставить расходы по статье 975 0102 9990090100 121 /функционирование высшего должностного лица муниципального образования/ на уровне 2016 года без указания конкретных цифр, т.е. проект решения был изменен и принят в новом формате. В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса РФ принятие решений о бюджете относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования – Совета депутатов МО «Тарбагатайский район». К бюджетным полномочиям Администрации МО «Тарбагатайский район» относится разработка и составление проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период, а также внесение на рассмотрение Совета депутатов проекта решения о бюджете со всеми документами и материалами. Администрация МО «Тарбагатайский район» не несет ответственности за принятые Советом депутатов решения. Действия Администрации, выразившиеся в увеличении расходов бюджета по строке - функционирование высшего должностного лица муниципального образования, не могут быть признаны незаконными. Судом первой инстанции не указано, в чем именно заключается незаконность действий Администрации МО «Тарбагатайский район», какие требования закона нарушены.

На заседании судебной коллегии представитель Администрации МО «Тарбагатайский район» Медведева А.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, против удовлетворения которой возражала прокурор Астраханцева Е.П.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что 23 декабря 2016 г. состоялась 25 сессия Совета депутатов МО «Тарбагатайский район», на которой депутатами районного Совета депутатов приняты решения №159 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год», а также №160 «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Согласно выписке из протокола. сессии Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» пятого созыва №25 от 23.12.2016 г. при обсуждении вопроса о бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов депутатами принято решение оставить расходы по статье 97501029990090100 121 на уровне 2016 года.

Удовлетворяя административный иск и признавая незаконными действия Администрации МО «Тарбагатайский район», суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что указанные в опубликованном решении Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» №160 от 23.12.2016 г. «Об утверждении решения о бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год» расходы по строке 975 0102 9990090100 121 в размере 1226300 руб. противоречат протокольному решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район», в соответствии с которым принято решение оставить расходы по указанной статье на уровне 2016 года.

В соответствии с ч.1 ст.153 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно п.2 ч.10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

В соответствии со ст.5 Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «Тарбагатайский район» утвержденного решением. Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» №287 от 15.11.2013 г., бюджетные полномочия Совета депутатов заключаются в рассмотрении и утверждении бюджета муниципального образования и отчета об его исполнении.

Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» №160 от 23.12.2016 г. утвержден бюджет муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», в том числе расходы по целевой статье 975 0102 9990090100 121 в размере 1226300 рублей. Согласно статье 14 решение вступает в силу с 1 января 2017 года и подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Указанное решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» №160 от 23.12.2016 г. подписано главой МО «Тарбагатайский район» Максимовым В.Л. и председателем Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» Мейер Э.Т.

Обращаясь в суд, прокурор Тарбагатайского района просил признать незаконными действия Администрации МО «Тарбагатайский район» по увеличению расходов бюджета, вопреки протокольному решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район», следовательно, заявленный спор затрагивает права и законные интересы Совета депутатов МО «Тарбагатайский район».

Между тем, Совет депутатов МО «Тарбагатайский район», которым утвержден бюджет муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, судом первой инстанции к участию в деле не привлечен.

Согласно п.4 ч.1 ст. 310 КАС РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 24 июля 2017 г. по делу по административному иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия к Администрации МО «Тарбагатайский район» о признании незаконными действий, выразившихся в увеличении расходов бюджета, отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:

Судьи: