ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-414/2016 от 09.02.2016 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Черепанов А.В. Дело № 33а-414/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Арзина И.В.

судей Пшеничникова Д.В., Варлакова В.В.

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства в городе Кургане 9 февраля 2016 г. материалы по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану к Н.Т.П. о взыскании задолженности по штрафу

по частной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану на определение судьи Курганского городского суда Курганской области от 18 декабря 2015 г., которым постановлено:

Административное исковое заявление ИФНС России по г. Кургану Курганской области к Н.Т.П. о взыскании недоимки, оставить без движения, о чем известить истца и предложить ему в срок до <ДД.ММ.ГГ.> устранить указанные недостатки.

Разъяснить административному истцу, что в случае не устранения недостатков в установленный судом срок заявление будет считаться не поданным и подлежит возвращению.

Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее ИФНС России по г. Кургану) обратилась в суд с административным иском к Н.Т.П. о взыскании задолженности по штрафу в сумме <...> руб. <...> коп.

Обжалуемым определением судьи Курганского городского суда Курганской области от 18 декабря 2015 г. административное исковое заявление оставлено без движения.

В частной жалобе ИФНС России по г. Кургану просит определение судьи отменить, полагая, что определение является незаконным, поскольку, по мнению автора жалобы, препятствует налоговому органу реализовать свое право на взыскание обязательных платежей и санкций в судебном порядке. Как указывается в жалобе, в административном исковом заявлении содержалось требование о его рассмотрении в порядке упрощенного (письменного) производства без участия в суде представителя ИФНС России по г. Кургану, в связи с чем подписание искового заявления не требовало подтверждения наличия у подписавшего его представителя ИФНС документа о высшем юридическом образовании. Как считает заявитель, в случае признания судом обязательной явки в судебное заседание, представитель административного истца представил бы документальное подтверждение своего статуса и полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы и без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ч. 2 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны: наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; ….. наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.

В соответствии с ч. 8 ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Согласно ч. 3 ст. 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

Административное исковое заявление ИФНС России по г.Кургану к Н.Т.П. о взыскании задолженности подписано не руководителем ИФНС России по г.Кургану - Т.А.В.., а исполняющим обязанности заместителя начальника ИФНС России по г.Кургану - А.Н.А., приложившей к исковому заявлению только доверенность.

Документов, подтверждающих наличие у и.о. заместителя начальника ИФНС России по г.Кургану А.Н.А. права действовать без доверенности и представлять интересы государственного органа, в том числе право на обращение с исковыми заявлениями в суды, к административному исковому заявлению приложено не было.

Согласно статье 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения.

Поскольку совершение таких самостоятельных по своему значению процессуальных действий как подписание и подача административного искового заявления в суд осуществлялось и.о. заместителя начальника ИФНС России по г. Кургану А.Н.А., выполнявшей функции представителя государственного органа на основании выданной ей доверенности, судья городского суда пришел к правильному выводу о необходимости подтверждения представителем наличия у него высшего юридического образования, в связи с чем на законных основаниях оставил административное исковое заявление ИФНС России по г.Кургану к Н.Т.П. без движения, предоставив административному истцу разумный срок для устранения указанных в определении недостатков.

Подписание и подача административного искового заявления в суд являются самостоятельными процессуальными действиями, совершение которых вправе осуществлять лицо, обращающееся в защиту собственных либо представляемых им интересов других лиц.

Вопреки доводам частной жалобы данные процессуальные действия в силу положений ч. 2 ст. 56 КАС РФ относятся к числу основных процессуальных действий, не связаны с порядком административного судопроизводства (общий либо упрощенный), совершаются участником процесса либо его представителем до принятия искового заявления судьей и возбуждения административного дела; отсутствие у подписавшего исковое заявление лица права либо подтвержденных полномочий на предъявление иска в суд является самостоятельным основанием для отказа в принятии административного иска, оставлении его без движения либо возврата.

Доводы частной жалобы ИФНС России по г. Кургану о том, что содержащаяся в ст.ст. 125, 126 КАС РФ обязанность подтверждать наличие высшего юридического образования распространяется только на граждан, намеренных лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя, основаны на ошибочном прочтении указанных процессуальных норм, в частности, п. 5 ч.1 ст. 126 КАС РФ, которая не содержит каких-либо исключений, освобождающих представителя административного истца, обладающего государственными полномочиями, от подтверждения им своего статуса либо высшего юридического образования, если заявление подано представителем госоргана, действующего по доверенности.

Судебная коллегия находит определение судьи законным и обоснованным, поставленным при правильном применении норм процессуального права, и оснований для его отмены не усматривает.

Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение судьи Курганского городского суда Курганской области от 18 декабря 2015 г. оставить без изменения, частную жалобу ИФНС России по г. Кургану – без удовлетворения.

Судья – председательствующий

Судьи: