ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-415/2022 от 17.03.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Ляднова Э.В. Дело № 33а-415/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 марта 2022 года город Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.

судей Георгиновой Н.А. и Чуряева А.В.,

с участием прокуроров Амелиной Е.М., ФИО1,

при секретаре Трухановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-1119/2021 по административным исковым заявлениям ФИО2 к Управлению муниципального имущества и архитектуры администрации Орловского района Орловской области, администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании незаконным постановления администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 2 ноября 2011 года № 332 «Об утверждении проектов планировки жилой застройки микрорайонов «Усадьба Образцово» Северное и «Усадьба Образцово» Южное д. Образцово Орловского района Орловской области, признании незаконными уведомлений о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках, возложении обязанности повторно рассмотреть уведомления,

по апелляционной жалобе административного истца ФИО2 и апелляционному представлению прокурора Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 14 июля 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Георгиновой Н.А., изучив апелляционную жалобу и апелляционное представление, выслушав доводы прокуроров, поддержавших апелляционное представление, объяснения представителей административных ответчиков ФИО3 и ФИО4, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора, исследовав материалы дела, изучив новые доказательства, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с административными исками к Управлению муниципального имущества и архитектуры администрации Орловского района Орловской области (далее- Управление), администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского поселения Орловского района Орловской области о признании недействующим постановления главы администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 2 ноября 2011 года № 332 «Об утверждении проектов планировки жилой застройки микрорайонов «Усадьба Образцово» Северное и «Усадьба Образцово» Южное д.Образцово Орловского района Орловской области (далее также- Постановление № 332), признании незаконными двадцати пяти уведомлений, выданных ему названным Управлением 10 марта и 11 марта 2021 года, о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства (далее- ИЖС) на земельных участках, возложении обязанности повторно рассмотреть указанные уведомления.

Заявленное требование о признании не действующим нормативного правового акта мотивировано тем, что проект планировки жилой застройки микрорайонов «Усадьба Образцово» Северное и Южное д.Образцово, состав и содержание которого предусматривает изменение территориального зонирования д.Образцово, не рассматривался на публичных слушаниях и не утверждался уполномоченным на то представительным органом.

По мнению административного истца, Постановление № 332 принято с нарушением порядка, предусмотренного статьями 45,46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждено главой администрации поселения с нарушением компетенции, нарушает его права как участника градостроительной деятельности и собственника земельных участков, расположенных по адресу: , , разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, имеющих кадастровые номера , в связи с невозможностью возведения на них объектов ИЖС.

В обоснование требования о признании незаконными уведомлений ФИО2 указывал, что поданные им 28 января 2021 года в Управление уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС, рассмотрены с направлением уведомлений о недопустимости их размещения на указанных земельных участках, расположенных в границах территории, на которую разработан проект планировки территории, утвержденный Постановлением № 332, в зоне размещения административно-бытовых объектов, предприятий и объектов торговли, где не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.

Административный истец полагал, что уведомления Управления противоречат требованиям градостроительного законодательства и нарушают его право на владение и пользование недвижимым имуществом, поскольку принадлежащие ему земельные участки расположены в территориальной зоне, предназначенной для застройки жилыми домами, имеют разрешенное использование для ИЖС, ограничения на их использование для возведения жилых домов отсутствуют.

По изложенным основаниям, ФИО2 просил суд признать незаконными двадцать пять уведомлений, выданных Управлением 10 марта 2021 года и 11 марта 2021 года.

Определениями суда административные дела по административным искам ФИО2 были объединены в одно производство для совместного рассмотрения, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены администрация Орловского района Орловской области, администрация Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, а качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Орловской области.

В суде первой инстанции административный истец поддержал заявленные административные исковые требования.

Административные ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное, ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам административного дела.

Выражает несогласие с выводом суда о соблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Считает, что оспариваемые уведомления противоречат требованиям градостроительного и земельного законодательства.

В апелляционном представлении, срок на подачу которого восстановлен определением Орловского районного суда Орловской области от 22 ноября 2021 года, прокурор Орловского района Орловской области ФИО10 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, ввиду нарушения норм процессуального права и неправильного применения норм материального права.

Указывает, что вопреки требованиям части 3 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело, в котором разрешались требования об оспаривании нормативного правового акта, рассмотрено без участия прокурора.

Полагает, что при принятии постановления № 332 допущено нарушение порядка проведения публичных слушаний и опубликования нормативного правового акта.

Ссылается на то, что решение суда принято без учета актуального Генерального плана и Правил землепользования и застройки Образцовского сельского поселения, утвержденных решением Орловского районного Совета народных депутатов от 8 сентября 2020 года № 49/572-РС, которые допускают размещение на земельных участках административного истца жилых домов.

Административный истец ФИО2, представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Орловской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Определениями судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 3 марта 2022 года произведена замена административных ответчиков администрации Орловского района Орловской области и администрации Образцовского сельского поселения их правопреемником - администрацией Орловского муниципального округа Орловской области, а также замена административного ответчика Управления муниципального имущества и архитектуры администрации Орловского района его правопреемником - Управлением муниципального имущества, землепользования и архитектуры администрации Орловского муниципального округа Орловской области (т.8 л.д.162-167).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционное представление прокурора, принесенные на них возражения, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав новые доказательства, судебная коллегия, с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований ФИО2 о признании не действующим постановления № 332, признании незаконными уведомлений Управления от 10 марта 2021 года №10-058, 10-059, 10-060, 10-061, 10-062,10-063, 10-064, 10-065, 10-066, 10-068,10-069, 10- 070, 10-071, 10-073, от 11 марта 2021 года № 10-074, 10-076, 10-077, 10-078, 10-079,10-080,10-081 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках, возложении обязанности повторно рассмотреть эти уведомления, по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ.

Подготовка и утверждение документации по планировке территорий регламентируется статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ).

В силу части 5 статьи 45 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент подготовки и утверждения документации по планировке территории) органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.

Согласно частям 1 и 4 статьи 46 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент подготовки и утверждения документации по планировке территории) решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения по своей инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц. Этим же органом проводится проверка документации на соответствие требованиям, установленным названным Кодексом. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подготовки и утверждения документации по планировке территории).

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 46 Кодекса).

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Кодекса).

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в установленном порядке (часть 10 статьи 46 Кодекса).

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (часть 13 статьи 46 Кодекса).

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в установленном порядке (часть 14 статьи 46 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент подготовки и утверждения документации по планировке территории).

Как видно из материалов дела и установлено судом, главой администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области издано постановление от 25 марта 2011 года № 87 «О разработке проекта планировки территории малоэтажной жилой застройки микрорайона «Усадьба Образцово» Южное д.Образцово Орловского района Орловской области», которым обществу с ограниченной ответственностью «Федоблзем» разрешено разработать проект планировки территории малоэтажной жилой застройки микрорайона «Усадьба Образцово» Южное площадью 116,9 га на землях, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Федоблзем» и обществу с ограниченной ответственностью «Партнеры земли», категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: д.

Указанное постановление опубликовано в районной газете «Наша жизнь» от 2 апреля 2011 года № 27 (т.5, л.д.212-213,214).

Постановлением главы администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 20 сентября 2011 года №278 назначены публичные слушания по проекту планировки жилой застройки микрорайонов «Усадьба Образцово» Северное и «Усадьба Образцово» Южное д. Образцово Орловского района Орловской области на 24 октября 2011 года в 17 часов в здании администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области в с.Звягинки; установлен срок для приема предложений по проектам до 21 октября 2011 года в администрации поселения; указано, что демонстрационные материалы подготавливает ООО «Федоблзем».

Указанное постановление опубликовано в районной газете «Наша жизнь» от 24 сентября 2011 года № 76.

Заключение по результатам публичных слушаний по проектам планировки территорий микрорайонов «Усадьба Образцово» Северное и Южное в д.Образцово от 28 октября 2011 года № 23, в котором указано, что публичные слушания по обсуждению проектов планировки территории признаны состоявшимися, а проект планировки-подлежащим утверждению, а также Постановление № 332, принятое главой администрации Образцовского сельского поселения, опубликованы в районной газете «Наша жизнь» от 12 ноября 2011 года № 89.

Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером , имеющий разрешенное использование: для объектов жилой застройки, общую площадь 43000 кв.м., расположенный по адресу: , , на основании договора купли-продажи от , заключенного между в лице конкурсного управляющего ФИО11 и ФИО2, был передан в собственность административного истца.

Впоследствии административным истцом был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером , из которого образовались, в т.ч., спорные земельные участки, каждый из которых поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования: для ИЖС на основании заявлений правообладателя,

28 января 2021 года ФИО2 направил в Управление двадцать пять уведомлений о планируемом строительстве объектов ИЖС, которые рассмотрены с направлением ему уведомлений о недопустимости их размещения на вышеуказанных земельных участках, расположенных в границах территории, на которую разработан проект планировки территории, утвержденный Постановлением № 332, в зоне размещения административно-бытовых объектов, предприятий и объектов торговли, где не предусмотрено размещение жилых домов.

Наряду с этим, в уведомлениях, подготовленных Управлением в отношении размещения объектов ИЖС на земельных участках с кадастровыми номерами , указывалось на недопустимость такого размещения в связи с их нахождением в зоне с особыми условиями использования территории ВЛ 10кВ № 4 ПС Звягинки, расположенной в д.Образцово, в отсутствие письменного решения о согласовании, предоставленного сетевой организацией в соответствии с пунктом 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160.

Несогласие административного истца с законностью Постановления № 332 и уведомлениями послужило основанием для его обращения за судебной защитой своих прав.

Отказывая в удовлетворении требования административного истца о признании не действующим нормативного правового акта, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление от 2 ноября 2011 года № 332 принято главой администрации Образцовского сельского поселения в пределах предоставленных полномочий и официально опубликовано; утверждению документации по планировке территории предшествовало проведение публичных слушаний; оспариваемый нормативный акт не противоречит нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу; нарушение прав и законных интересов административного истца последним не доказано.

По изложенным основаниям, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконными уведомлений о недопустимости размещения объектов ИЖС на принадлежащих ему земельных участках, от 10 марта и 11 марта 2021 года, поскольку все земельные участки, в отношении которых административным истцом 28 января 2021 года поданы уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС, расположены в границах территории, на которую разработан проект планировки территории, утвержденный Постановлением № 332, в зоне размещения административно-бытовых объектов, предприятий и объектов торговли, где не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.

Вместе с тем судом не были учтены следующие обстоятельства.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд должен установить: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого акта, форма и вид принятого решения, процедура его принятия, правила введения его в действие и опубликования, соответствие оспариваемой части нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания приведенных выше обстоятельств, за исключением нарушения прав административного истца, возлагается процессуальным законом на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно предписаниям, приведенным в пункте 14 статьи 46 ГрК РФ, утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

По делу установлено, что постановление № 332 «Об утверждении проектов планировки жилой застройки микрорайонов «Усадьба Образцово» Северное и «Усадьба Образцово» Южное д. Образцово Орловского района Орловской области официально опубликовано 12 ноября 2011 года в газете «Наша Жизнь», определенной Уставом Образцовского сельского поселения Орловского района в качестве печатного издания для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Между тем, утвержденная документация по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не опубликована. Доказательства ее размещения на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет», а также доведения до сведения неограниченного круга лиц путем обнародования, административным ответчиком, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, и его правопреемником суду не представлены.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В силу части 4 статьи 36 Устава Образцовского сельского поселения (в редакции, действовавшей на момент утверждения проекта планировки территории), муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в районной газете «Наша жизнь» в течение 10 дней с момента их подписания.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее-постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50), проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50, акты, не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Таким образом, при установленных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление № 332, утвердившее проекты планировки жилой застройки микрорайонов «Усадьба Образцово» Северное и «Усадьба Образцово» Южное д.Образцово Орловского района Орловской области, подлежит признанию не действующим с момента его принятия.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).

С учетом изложенного, принятый по делу судебный акт в части разрешения требований о признании недействующим нормативного правового акта нельзя признать законным, следовательно, решение Орловского районного суда Орловской области от 14 июля 2021 года в указанной части подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов ФИО2, с вынесением по делу нового решения о признании не действующим со дня принятия постановления главы Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 2 ноября 2011 года № 332 «Об утверждении проектов планировки жилой застройки микрорайонов «Усадьба Образцово» Северное и «Усадьба Образцово» Южное д.Образцово Орловского района Орловской области.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьей 57 Устава Орловского муниципального округа Орловского района сообщение о принятии настоящего судебного акта в части признания недействующим постановления главы Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 2 ноября 2011 года № 332, подлежит опубликованию в печатном издании «Муниципальный вестник», а также размещению на официальном сайте Орловского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.orlr.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

С учетом выше приведенных обстоятельств, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о законности всех уведомлений, составленных Управлением по результатам рассмотрения уведомлений ФИО2 от 28 января 2021 года.

Как следует из части 1 статьи 51.1 ГрК РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункты 1 и 2 части 7 статьи 51.1 названного Кодекса).

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием видов ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (пункт 2 части 10, часть 11 статьи 51.1 ГрК РФ).

Из материалов дела усматривается, что основанием для направления административному истцу уведомлений от 10 марта 2021 года №10-058, 10-059, 10-060, 10-061, 10-062,10-063, 10-064, 10-065, 10-066, 10-068, 10-069, 10- 070, 10-071, 10-073, а также от 11 марта 2021 года № 10-074, 10-076,10-077, 10-078,10-079,10-080,10-081 о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельных участках, послужил вывод Управления о том, что данные земельные участки расположены в границах территории, на которую разработан проект планировки территории, утвержденный Постановлением № 332, в зоне размещения административно-бытовых объектов, предприятий и объектов торговли, где не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.

Исходя из объяснений представителей административных ответчиков и представленных документов, земельные участки, принадлежащие ФИО2, согласно действующим Правилам землепользования и застройки Образцовского сельского поселения, утвержденным 8 сентября 2020 года, а также Генеральному плану названного поселения, располагаются в территориальной зоне Ж (жилая зона, предназначенная, в т.ч., для застройки жилыми домами); видом разрешенного использования земельных участков является ИЖС (т.8 л.д.268-269).

С учетом изложенного, принимая во внимание, что проект планировки территории, утвержденный постановлением № 332, на основании которого Управлением выдано 21 уведомление, признан недействующим с момента его принятия, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что эти уведомления соответствуют градостроительному законодательству и не нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку такие выводы не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права.

При установленных обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ФИО2 об оспаривании 21 уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках, выданных Управлением, и принять в этой части новое решение об удовлетворении заявленных требований, признав незаконными уведомления от 10 марта 2021 года №10-058, 10-059, 10-060, 10-061, 10-062,10-063, 10-064, 10-065, 10-066, 10-068, 10-069, 10- 070, 10-071,10-073, уведомления от 11 марта 2021 года № 10-074, 10-076, 10-077, 10-078, 10-079, 10-080, 10-081 о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельных участках, выданные административному истцу Управлением муниципального имущества и архитектуры администрации Орловского района Орловской области.

В целях восстановления прав административного истца, судебная коллегия считает необходимым возложить на Управление муниципального имущества, землепользования и архитектуры администрации Орловского муниципального округа Орловской области обязанность повторно рассмотреть уведомления ФИО2 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового дома на земельных участках с кадастровыми номерами от 28 января 2021 года в срок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, и сообщить об исполнении решения по данному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы ФИО2, судебная коллегия не находит оснований для признания незаконными уведомлений № 10-075, 10-082 и 10-085 от 11 марта 2021 года, уведомления № 10-067 от 10 марта 2021 года, выданных Управлением по вопросу размещения объектов ИЖС на земельных участках с кадастровыми номерами , в которых указывалось на недопустимость такого размещения в связи с их нахождением в зоне с особыми условиями использования территории ВЛ 10кВ № 4 ПС Звягинки, расположенной в д.Образцово, в отсутствие письменного решения о согласовании, предоставленного сетевой организацией в соответствии с пунктом 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160.

Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий (пункт 3 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).

Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 (далее Правила).

Согласно подпункту «а» пункта 10 Правил, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Как видно из материалов дела, на основании решения о согласовании границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства от 16 июля 2019 года №06-8-505, выданного Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, графического описания местоположения границ зон с особыми условиями использования территории от , установлено ограничение прав на земельные участки с кадастровыми номерами принадлежащими ФИО2, с 24 марта 2020 года согласно порядку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160. Указанные ограничения отображены на публичной кадастровой карте, а также поименованы в выписках их Единого государственного реестра недвижимости(т.8 л.д.216-263,264).

С учетом изложенного, установив обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии решения о согласовании действий по строительству объектов ИЖС, выданного ФИО2, предусмотренного пунктами 10 и 12 Правил, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о наличии у Управления правовых оснований для вынесения оспариваемых решений в форме уведомлений № 10-075, 10-082 и 10-085 от 11 марта 2021 года, а также уведомления № 10-067 от 10 марта 2021 года, которые соответствуют действующему градостроительному и земельному законодательству и не нарушают права административного истца, который не лишен возможности повторно обратиться с соответствующими уведомлениями после получения согласования сетевой организации.

При таких обстоятельствах, в указанной части решение Орловского районного суда Орловской области от 14 июля 2021 года является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 14 июля 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 о признании не действующим постановления главы Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 2 ноября 2011 года № 332 «Об утверждении проектов планировки жилой застройки микрорайонов «Усадьба Образцово» Северное и «Усадьба Образцово» Южное д. Образцово Орловского района Орловской области, признании незаконными уведомлений от 10 марта 2021 года №10-058, 10-059, 10-060, 10-061, 10-062,10-063, 10-064, 10-065, 10-066, 10-068,10-069, 10- 070, 10-071, 10-073, уведомлений от 11 марта 2021 года № 10-074, 10-076, 10-077, 10-078, 10-079,10-080,10-081 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках, выданных Управлением муниципального имущества и архитектуры администрации Орловского района Орловской области, и возложении обязанности повторно рассмотреть уведомления.

Принять в указанной части новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

Признать не действующим со дня принятия постановление главы Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 2 ноября 2011 года № 332 «Об утверждении проектов планировки жилой застройки микрорайонов «Усадьба Образцово» Северное и «Усадьба Образцово» Южное д.Образцово Орловского района Орловской области.

Сообщение о принятии настоящего судебного акта в части признания недействующим нормативного правового акта в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании «Муниципальный вестник», а также размещению на официальном сайте Орловского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Признать незаконными уведомления от 10 марта 2021 года №10-058, 10-059, 10-060, 10-061, 10-062,10-063, 10-064, 10-065, 10-066, 10-068, 10-069, 10- 070, 10-071, 10-073, уведомления от 11 марта 2021 года № 10-074, 10-076,10-077, 10-078,10-079,10-080,10-081 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках, выданные ФИО2 Управлением муниципального имущества и архитектуры администрации Орловского района Орловской области.

Обязать Управление муниципального имущества, землепользования и архитектуры администрации Орловского муниципального округа Орловской области повторно рассмотреть уведомления ФИО2 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового дома на земельных участках с кадастровыми номерами от 28 января 2021 года в срок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, и сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

В остальной части решение Орловского районного суда Орловской области от 14 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 и апелляционное представление прокурора Орловского района Орловской области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи