ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4168/17 от 15.11.2017 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33а-4168/2017

Судья: Кострюков П.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 15 ноября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Уварова В.В.,

судей: Епифановой С.А., Курохтина Ю.А.,

с участием прокурора: Гансиора А.И.,

при секретаре: Кулешовой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова об организации работ по сносу строения и освобождению земельного участка от строительного мусора

по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 31 июля 2017 года

Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а :

Прокурор Ленинского района г.Тамбова в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации г.Тамбова об организации работ по сносу строения по адресу: ***, и освобождению земельного участка по данному адресу от строительного мусора.

В обоснование административного иска указано, что в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о благоустройстве и безопасном содержании зданий и сооружений в границах Ленинского района г.Тамбова прокуратурой района было установлено, что в рамках реализации областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 год и до 01.09.2017 года, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 года №443, произведено расселение жилого ***. Планируемая дата сноса указанного дома определена как 2 квартал 2014 года, однако, до настоящего времени работы по сносу объекта не организованы, земельный участок по ***, на котором расположено аварийное строение, не освобожден. Расселенный жилой *** имеет разрушения, техническое состояние здания аварийное, территория не огорожена, имеет свободный доступ. Объект может являться местом пребывания лиц без определенного места жительства. Данные обстоятельства не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан и являются нарушением их прав в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной и экологической безопасности. Также разрушенные жилые дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижают инвестиционную привлекательность территории.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 31.07.2017 года административный иск прокурора Ленинского района г.Тамбова удовлетворен.

На администрация г.Тамбова возложена обязанность организовать работы по сносу строения по адресу: ***, ***, ***, и освобождению земельного участка по данному адресу от строительного мусора.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Тамбова просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Указывает, что удовлетворяя требования прокурора Ленинского района, суд не учел то обстоятельство, что Муниципальное образование городской округ - город Тамбов являлось участником областных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных постановлениями администрации Тамбовской области от 10.02.2009 года №127, от 01.07.2010 года №785, от 06.08.2010 года №946, от 15.04.2011 года №377, от 26.01.2012 года №63, от 16.05.2012 года №565, от 29.04.2013 года №443.

Основным разработчиком Программы является управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области. Заказчиком Программы является администрация Тамбовской области. Целями Программы является улучшение условий проживания путем переселения граждан. Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, расположенном на территории Тамбовской области, признанном в соответствии с федеральным законом установленном порядке аварийным и подлежит сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Источниками финансирования Программы являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областной бюджет и местный бюджет.

В рамках реализации программы необходимо было решить следующие задачи:

- формирование жилищного фонда и финансовых ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

- переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации;

- ликвидация существующего аварийного жилищного фонда.

Реализация мероприятий Программы осуществлялась в 2012 - 2013 годы; строительство и приобретение жилых помещений - 2012-2013 годы; переселение граждан из аварийного жилищного фонда и снос аварийных многоквартирных домов - 2013 год.

Также суд не дал оценку тому обстоятельству, что администрация г. Тамбова не осуществляет снос строений и вывоз строительного мусора собственными силами. Вышеуказанные работы осуществляются с привлечением сторонних организаций на основании проведения конкурса.

Кроме того, не дана оценка доводам представителя администрации, что в целях сноса указанного дома организована работа по списанию объекта и исключению его из Реестра муниципального имущества г. Тамбова, после чего будет произведен снос строения. Порядок списания расселенных аварийных домов, подлежащих сносу, регламентируется Положением о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа — город Тамбов, утвержденным Решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 № 420. В соответствии с указанным решением Тамбовской городской Думы жилые помещения относятся к основным средствам. Объекты основных средств, относящиеся к объектам недвижимости, включенные в перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, списываются на основании решения городской Думы.

Представленный пакет документов рассматривается комиссией по списанию основных средств администрации г. Тамбова в месячный срок с момента формирования пакета документов. Результаты принятого комиссией решения оформляются протоколом, на основании которого готовится проект решения городской Думы. Проект решения о списании объектов основных средств с выпиской из протокола комиссии, документами, предусмотренными Положением о порядке списания объектов основных средств муниципального имущества городского округа — город Тамбов, вносится в городскую Думу в порядке, установленном Положением «О правовых актах Тамбовской городской Думы». До момента вступления в силу решения городской Думы о списании объектов основных средств, разборка и демонтаж объектов основных средств не допускаются. В связи с чем Администрация города Тамбова не имеет возможности организовать снос вышеуказанного дома. Снос дома будет осуществлен только после списания объекта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанной представителем администрации Корабановым А.Н., выслушав возражения прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.37 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Таким образом, к ведению муниципального образования городского округа г.Тамбов относится обязанность по выполнению мероприятий по сносу расселенных аварийных домов.

Из материалов дела видно, что в 2013 году спорный жилой дом был расселен, прокурор с административным иском в суд обратился в июле 2017 года, то есть с момента расселения жильцов дома прошло четыре года и администрации города Тамбова было достаточно времени для решения вопроса о сносе аварийного дома и освобождения земельного участка от строительного мусора.

При указанных обстоятельствах, доводы жалобы, описывающие длительную процедуру сноса аварийных домов, являются несостоятельными. Апелляционная инстанция полагает, что четыре года, истекшие с момента расселения жильцов, были достаточными для решения вопроса о сносе аварийного дома, поэтому суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что бездействие администрации города Тамбова имело место.

Таким образом, разрешая административный иск прокурора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция

о п р е д е л и л а :

решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 31 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Тамбова – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: