Судья Куц Е.В. Дело № 33а-4178/2021
70RS0004-01-2020-005706-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Простомолотова О.В.,
судей Кулинченко Ю.В., Кущ Н.Г.
при секретаре Волкове А.В.,
помощнике судьи Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-1515/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Песоцкому Павлу Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам, пени
по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску на решение Советского районного суда г. Томска от 8 июля 2021 г.,
заслушав доклад судьи Кулинченко Ю.В., объяснения представителя административного истца Лях Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Жихровой Е.Ю.,
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску (сокращенное наименование – ИФНС России по г.Томску) обратилась в Советский районный суд г.Томска с административным иском к Песоцкому П.С. (с учетом увеличения требований) о взыскании в пользу соответствующего бюджета следующей задолженности:
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ), полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, за 2017 год в размере 94160,25 рублей;
- пеня за просрочку уплаты НДФЛ по требованию №115734 от 24.12.2019 за период с 17.07.2018 по 23.12.2019 в размере 12157,66 рублей;
- НДФЛ за 2018 год в размере 157926 рублей;
- пеня за просрочку уплаты НДФЛ по требованию №93831 от 05.08.2019 за период с 16.07.2019 по 04.08.2019 в размере 780,42 рублей;
- страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в сумме 5200,03 рублей, в том числе начисленные налоговым органом за период с 01.01.2019 по 27.01.2019 в размере 499,65 рублей и начисленные налоговым органом за период с 28.01.2019 по 02.10.2019 в сумме 4700,38 рублей;
- пеня на страховые взносы за период с 18.10.2019 по 23.12.2019 – 36,60 рублей, в том числе по требованию №110335 от 15.11.2019 за период с 18.10.2019 по 14.11.2019 29,30 рублей, по требованию №115734 от 24.12.2019 за период с 18.10.2019 по 23.12.2019 – 7,30 рублей;
- страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017, 2018 годы в размере 33947,51 руб.;
- пеня на страховые взносы в размере 3270,14 руб.;
- страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год в размере 22173,32 рублей, в том числе начисленные налоговым органом за период с 01.01.2019 по 27.01.2019 – 2130,53 рублей и начисленные налоговым органом за период с 28.01.2019 по 02.10.2019 – 20042,79 рублей;
- пеня на страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 18.10.2019 по 23.12.2019 в сумме 156,08 рублей, в том числе по требованию №110335 от 15.11.2019 за период с 18.10.2019 по 14.11.2019 – 124,94 рублей, по требованию №115734 от 24.12.2019 за период с 18.10.2019 по 23.12.2019 – 31,14 рублей;
- пеня на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (упрощенная система налогообложения – УСН) за 2017 год по требованию № 98909 от 01.09.2019 за период с 30.01.2019 по 29.04.2019 в сумме 608,81 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что Песоцкий П.С. в период с 21.09.2009 по 02.10.2019 был зарегистрирован ИФНС России по г. Томску в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В 2017, 2018 годах в соответствии со статьями 207, 227 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДФЛ за 2017 г. с исчисленной к уплате суммой налога 122360 руб., с учетом имевшейся переплаты в размере 28199,75 руб. к уплате 94160,25 руб. Также представлена налоговая декларация за 2018 г. с исчисленной к уплате суммой налога 157926 руб. В установленный срок НДФЛ уплачен не был.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, Песоцкий П.С. являлся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее – УСН). Им представлена в налоговый орган декларация по УСН, однако в установленный срок УСН уплачен не был, в связи с чем начислена пеня.
Песоцкий П.С. обязан был уплачивать страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год, однако в связи с их неуплатой на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени, включенные в требования от 01.09.2019 № 98909, от 24.12.2019 № 115734, № 114441 от 06.12.2019, которые в установленный срок не исполнены.
Определением Советского районного суда г. Томска от 08.07.2021 принят отказ ИФНС России по г.Томску к Песоцкому П.С. от административного иска в части взыскания задолженности по налогам, страховым взносам, пени по требованию №98909 от 01.09.2019 в размере 17816,91 рублей, в том числе:
- пени по НДФЛ за период с 01.08.2018 по 01.02.2019 – 1030,47 рублей,
- пени по страховым взносам Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.08.2018 по 01.02.2019 - 223,16 рублей,
- страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год – 11774,19 рублей,
- пени по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 03.07.2018 по 14.11.2019 - 3114,06 рублей,
- пени по УСН за период с 01.08.2018 по 01.02.2019 – 1675,03 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования с учетом их уточнения, а также частичного отказа от требований поддержала; административный ответчик Песоцкий П.С. и его представитель Жихрова Е.Ю. административные исковые требования не признали.
Решением Советского районного суда г. Томска от 08.07.2021 административный иск налогового органа удовлетворен частично: в пользу соответствующего бюджета с Песоцкого П.С. взыскана задолженность по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 499,65 рублей, страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год в размере 2130,53 рублей; в доход федерального бюджета – государственная пошлина в размере 400 рублей. В остальной части указанных выше требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Лях Ю.А. просит решение суда в отказанной части отменить, принять по делу новое решение. Ссылается на то, что выводы суда первой инстанции о ненаправлении налоговым органом требований об уплате налога через личный кабинет налогоплательщика не соответствуют обстоятельствам дела; налоговым органом исполнена указанная обязанность в полном объеме в соответствии с нормами налогового законодательства. Налоговым органом правомерно направлено Песоцкому П.С. налоговое требование об уплате недоимки № 115734 от 24.12.2019 в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика; факт направления подтверждён сведениями из электронного документооборота; скриншот личного кабинета налогоплательщика подтверждает получение данного требования. Требования №110335 от 15.11.2019 и № 93831 от 05.08.2019 направлены по телекоммуникационным системам связи, что подтверждается реестром отправления.
На основании части 1 статьи 307, части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Песоцкого П.С., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представителем административного истца ИФНС России по г.Томску заявлено ходатайство об отказе от административного иска в части требований о взыскании страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год в размере 33947,51 рублей, пени в размере 3270,14 рублей.
Судебная коллегия, обсудив доводы заявленного ходатайства, изучив материалы дела, полагает возможным принять отказ от заявленных административных исковых требований в части взыскания страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2018 год.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Из положений статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что отказ административного истца от иска, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. При этом последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска полностью или в соответствующей части суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Согласно положениям части 3 статьи 157, пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Судебная коллегия приходит к выводу, что отказ административного истца от иска в части взыскания с Песоцкого П.С. страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год в размере 33947,51 рублей, пени в размере 3270,14 рублей не противоречит закону и не нарушает ничьих прав и законных интересов и полагает возможным принять отказ от иска в части.
При этом с учетом того, что судом первой инстанции требование о взыскании с административного ответчика страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год и соответствующей пени не разрешалось по существу обжалуемое решение не подлежит отмене в связи с прекращением производства по делу в указанной части.
Таким образом, предметом проверки по настоящему делу является законность и обоснованность обжалуемого решения в части взыскания с Песоцкого П.С. налоговой задолженности по уплате налога на НДФЛ и пени за 2017, 2018 годы, пени за несвоевременную уплату налога по УСН за 2017 год, страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени за 2019 год.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ИФНС России по г.Томску, суд первой инстанции, проверив порядок взыскания задолженности по страховым взносам, налогам, размер взыскиваемых сумм, сроки направления требования, сроки обращения в суд, пришел к выводам о наличии у административного ответчика обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год по требованию №115734 от 24.12.2019.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 09.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей (абзац 2 пункта 2).
В силу п.5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 того же Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2).
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивают страховые взносы за расчетный период 2019 года в фиксированном размере 29 354 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 года - в фиксированном размере 6 884 рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 того же Кодекса пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается для физических лиц равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 31, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявить в суд общей юрисдикции административный иск о взыскании недоимки, пени, то есть денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как следует из материалов административного дела, Песоцкий П.С. с 21.09.2009 зарегистрирован в ИФНС России по г. Томску в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и осуществлял соответствующую деятельность до 02.10.2019, в виду чего в соответствии с требованиями п.5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации у него имелась обязанность уплатить в срок до 18.10.2019 страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в суммах 22173,32 руб. и 5200,03 руб., соответственно.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующей пени уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено указанное статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней.
Поскольку в установленный законом срок страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование Песоцким П.С. не были уплачены, выставлены требования № 110335 по состоянию на 15.11.2019 со сроком уплаты до 17.12.2019 об оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 4700,38 руб., на обязательное пенсионное страхование - 20042,79 руб. (т.1, л.д. 69-71) и № 115734 по состоянию на 24.12.2019 со сроком уплаты до 27.01.2020 об оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 499,65 руб., на обязательное пенсионное страхование - 2130,53 руб. (т.1, л.д. 30-32).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд в соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Процедура и сроки взимания задолженности по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации и главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом их содержание свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 сроки для обращения налоговых органов в суд.
В силу стати 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Исходя из положений статей 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания налога возможна при условии надлежащего выполнения предписаний статьи 69 Кодекса о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно положениям пунктов 1, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признает извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 Кодекса заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В связи с неуплатой страховых взносов административным ответчиком налоговым органом в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пеня за период с 18.10.2019 по 23.12.2019 на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 31,14 руб., на сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 7,30 руб. по требованию № 115734, пеня за период с 18.10.2019 по 14.11.2019 на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 124,94 руб., на сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 29,30 руб. по требованию № 110335.
Как указано в административном исковом заявлении, названные требования направлены Песоцкому П.С. через личный кабинет налогоплательщика. Однако, как следует из протокола осмотра доказательств от 28.06.2021, выполненного нотариусом У., в личном кабинете налогоплательщика Песоцкого П.С. в сообщениях налогового органа указано только требование № 115734, направленное 30.12.2019 (т.2 л.д. 22-29). Данный факт представителем административного истца не оспаривался и подтвержден в представленных им же скриншотах личного кабинета налогоплательщика Песоцкого П.С.
25.02.2020 мировым судьей судебного участка №3 Советского судебного района г. Томска вынесен судебный приказ о взыскании с Песоцкого П.С. задолженности в сумме 369050,78 руб.
На основании заявления налогоплательщика определением мирового судьи судебного участка №3 Советского судебного района г. Томска от 23.03.2020 указанный судебный приказ отменен (т. 1 л.д. 11).
С настоящим иском ИФНС России по г. Томску обратилось в суд 22.09.2020, то есть в пределах установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что налоговым органом не исполнено требование о направлении налогоплательщику требования № 110335 от 15.11.2019, в связи с чем с Песоцкого П.С. полежат взысканию страховые взносы за 2019 год в размере, указанном в требовании № 115734 от 24.12.2019, то есть страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 499,65 рублей и страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год в размере 2130,53 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 346.12).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
На основании пункта 1 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено данным пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 данной статьи; законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно и по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 346.21, пункт 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании пени по УСН за 2017 год в сумме 608,81 руб., суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств направления требования № 98909 от 01.09.2019 административному ответчику.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, сделанным при правильном применении норм права, на основании установленных по делу обстоятельств.
Действительно, за несвоевременную уплату УСН за 2017 год Песоцкому П.С. начислена пеня за период с 30.01.2019 по 29.04.2019 в размере 608,81 руб., выставлено требование № 98909 по состоянию на 01.09.2019 со сроком исполнения до 26.09.2019 (т.1 л.д.60-61).
Вместе с тем материалы административного дела не содержат доказательств направления административному ответчику указанного требования, что также подтверждается протоколом осмотра доказательств от 28.06.2021.
В силу пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 данного Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии с данной статьей производят налогоплательщики физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Песоцкий П.С. представил в налоговый орган налоговые декларации по НДФЛ за 2017 год с исчисленной к уплате суммой налога 122360 руб. с учетом имевшейся переплаты в размере 28199,75 руб. к уплате 94160,25 руб., за 2018 год – 157926 руб.
В связи с неуплатой Песоцким Д.С. налога по НДФЛ за 2017 год задолженность в сумме 94160,25 руб., а также пеня за период с 17.07.2018 по 23.12.2019 в размере 12157,66 руб. включены в требование № 115734 от 24.12.2019.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.6 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога на доходы физических лиц – индивидуальных предпринимателей, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с приведенными требованиями срок уплаты НДФЛ за 2017 год истек 15.07.2018, что также отражено в требовании № 115734 от 24.12.2019 (т.1 л.д.30), следовательно, такое требование должно быть направлено не позднее 15.10.2018, тогда как оно сформировано налоговым органом по состоянию на 25.12.2019 и направлено налогоплательщику в личный кабинет 30.12.2019, то есть по истечении 1 года 2 месяцев с момента возникновения недоимки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске налоговым органом срока направления требования и отказе во взыскании указанной недоимки.
Кроме того, в связи с неуплатой Песоцким Д.С. НДФЛ за 2018 год налоговым органом выставлено требование № 93837 по состоянию на 05.08.2019 со сроком уплаты до 06.09.2019, в которое также включена пеня за период с 16.07.2019 по 04.08.2019 в размере 780,42 руб. (т.1 л.д. 47-48).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания указанной задолженности, поскольку материалы административного дела не содержат доказательств направления указанного требования административному ответчику посредством его размещения в личном кабинете налогоплательщика.
Доводы административного истца о совершении налоговым органом действий по отправке требований № 115734, № 93831, № 98909, № 110335 отклоняются судебной коллегией, поскольку, как видно из материалов дела и не оспаривалось административным истцом, данные требования не поступили в личный кабинет налогоплательщика. При этом представитель административного истца в суде первой инстанции подтвердила невозможность удалить из личного кабинета налогоплательщика какие-либо сведения. Следовательно, нельзя признать исполненной обязанность налогового органа по направлению требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для изменения или отмены решения суда; безусловные основания отмены решения суда (статья 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) не установлены.
В связи с изложенным, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция Томского областного суда
определила:
принять отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску от части заявленных требований по административному исковому заявлению к Песоцкому Павлу Сергеевичу в размере 33947,51 рублей за 2018 год – страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, пени в размере 3270,14 рублей.
Производство по административному делу в указанной части прекратить.
Решение Советского районного суда г.Томска от 8 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Советский районный суд г.Томска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 29 декабря 2021 г.