Судья Семенцов А.О. Дело № 33а-4180
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Пилипенко Е.В.
при секретаре Горовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Купреевой Г.П. об оспаривании действий управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока по апелляционной жалобе Купреевой Г.П. на решение Советского районного суда г.Владивостока от 22 января 2018 года, которым в удовлетворении требований Купреевой Г.П. отказано.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя Купреевой Г.П. – Манжуриной А.Ю., представителя УГА администрации г.Владивостока – Салыковой Л.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Купреева Г.П. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1605 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, вид разрешенного использования – для дальнейшей эксплуатации жилого дома. На указанном земельном участке расположен жилой дом 1920 года постройки, также принадлежащий административному истцу на праве собственности. Купреева Г.П. обратилась в администрацию г.Владивостока с заявлением о выдаче разрешения на строительство дома с целью реконструкции имеющегося жилого дома. 4 августа 2017 года УГА администрации г.Владивостока ей отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку объект, подлежащий реконструкции, расположен в зоне с особыми условиями использования территории «санитарно-защитной зоне предприятий»; земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, находится в водоохранной зоне водного объекта; часть земельного участка, где расположен объект капитального строительства, планируемый к реконструкции, расположена в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства. Административный истец считает данное решение незаконным и необоснованным. Ограничения, о которых говорится в решении, были установлены после постройки дома в 1920 году. Земельный участок и жилой дом используются по назначению. Вблизи земельного участка отсутствует какое-либо предприятие, для которого необходимо устанавливать санитарно-защитную зону. Если данная санитарно-защитная зона установлена для железнодорожного транспорта, то непонятно, каков ее размер и на основании чего она была установлена. Водный кодекс РФ не запрещает осуществлять жилищное строительство в водоохранной зоне. На земельном участке имеется охранная зона объектов электросетевого хозяйства, однако она не попадает на существующий объект капитального строительства, реконструкция планируется с учетом данной охранной зоны. Сведения, указанные в градостроительном плане, противоречат сведениям о границах охранной зоны, внесенным в документы государственного кадастрового учета. Административным истцом были представлены все необходимые для получения разрешения на строительство документы. Просит признать незаконным решение УГА администрации г.Владивостока № от 4 августа 2017 года об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязать УГА администрации г.Владивостока выдать разрешение на строительство в целях реконструкции объекта капитального строительства «индивидуальный жилой дом» по адресу: <адрес>.
Представитель Купреевой Г.П. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации г.Владивостока не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что по результатам рассмотрения обращения Купреевой Г.П. о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) установлено, что строительство индивидуального жилого дома не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №. Весь земельный участок находится в водоохранной зоне и санитарно-защитной зоне предприятий. В санитарно-защитной зоне запрещается размещать жилые дома. Жилой дом расположен в охранной зоне объектов сетевого хозяйства ОАО «...» (воздушная электролиния 35 кВ «...»). В пределах охранных зон объектов электросетевого хозяйства строительство, реконструкция зданий возможны только после получения заинтересованными лицами письменного разрешения сетевой организации о согласии осуществления данных действий. Земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне застройки индивидуальными жилыми домами и зоне объектов автомобильного транспорта. Основные виды разрешенного использования земельного участка, расположенного в зоне Т-3, исключают размещение индивидуального жилого дома. Доводы по водоохранной зоне не поддержал, они указаны необоснованно.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе Купреевой Г.П. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По делу установлено, что 1 августа 2017 года Купреева Г.П. обратилась в администрацию г.Владивостока с заявлением о выдаче разрешения на строительство в целях реконструкции принадлежащего на праве собственности индивидуального жилого дома.
4 августа 2017 года начальником УГА администрации г.Владивостока отказано в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, поскольку объект, подлежащий реконструкции, расположен в зоне с особыми условиями использования территории «санитарно-защитная зона предприятий», в которой не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома; весь земельный участок расположен в водоохранной зоне водного объекта; часть земельного участка расположена в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства ОАО «...» (воздушная электролиния 35 кВ «...»), реконструкция возможна только после получения заинтересованными лицами письменного разрешения сетевой организации (ее филиала, представительства или структурного подразделения) о согласовании осуществления данных действий.
Отказывая в удовлетворении требований Купреевой Г.П., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что письменное разрешение сетевой организации (ее филиала, представительства или структурного подразделения) о согласовании осуществления реконструкции представлено не было, в связи с этим в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома Купреевой Г.П. отказано правильно; по сведениям схемы планировочной организации земельного участка планируется строительство нового двухэтажного дома, превышающего характеристики старого дома более чем на 5 %, в связи с чем не принимается во внимание довод административного истца о том, что целью реконструкции является только приведение старого дома в соответствие с современными стандартами строительства.
Однако данные выводы постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи (часть 7 ст.51).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как усматривается из материалов дела, Купреева Г.П., являясь собственником индивидуального жилого дома 1920 года постройки, расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка площадью 605 кв.м с разрешенным видом использования для дальнейшей эксплуатации жилого дома обратилась в администрацию г.Владивостока за выдачей разрешения на строительство в целях реконструкции жилого дома.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, запрещающие размещение в санитарно-защитной зоне жилой застройки, включая отдельные жилые дома, на которые ссылается в оспариваемом ответе УГА администрации г.Владивостока, были приняты после возведения дома Купреевой Г.П.
Кроме того, установление санитарно-защитной зоны не исключает возможность использования земельного участка собственником по целевому назначению. Выполнение собственником индивидуального жилого дома реконструкции, капитального ремонта не противоречит использованию земельного участка в соответствии с его назначением. Иное означает запрет на сохранение собственниками жилых домов, расположенных в санитарно-защитной зоне, после установления зоны с особыми условиями использования территории.
То обстоятельство, что в представленной Купреевой Г.П. схеме планировочной организации земельного участка вопреки требованиям ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ отсутствует информация о виде покрытия въезда и парковки, не может служить основанием к отказу в выдаче заявителю разрешения на строительство (перепланировку) жилого дома, поскольку как въезд, так и место для парковки автомобиля находятся в границах принадлежащего Купреевой Г.П. земельного участка, а поэтому ни положения правовых норм, ни прав и законных интересов третьих лиц не нарушает.
Что касается доводов УГА администрации г.Владивостока о необходимости предоставить письменное разрешение сетевой организации, судебная коллегия также считает их необоснованными.
Пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. Разрешение сетевой организации о согласовании осуществления строительства (реконструкции) в указанный перечень не входит.
Как усматривается из заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, все необходимые документы были представлены Купреевой Г.П. в полном объеме.
Оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, не имелось.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение УГА администрации г.Владивостока является необоснованным, нарушающим права административного истца на реконструкцию принадлежащего на праве собственности индивидуального жилого дома.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем решение Советского районного суда г.Владивостока подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административных требований в части признания незаконным решения УГА администрации г.Владивостока об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Обсуждая вопрос о способе восстановления нарушенного права Купреевой Г.П., судебная коллегия приходит к выводу о том, что на УГА администрации г.Владивостока подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление Купреевой Г.П.
При этом административные исковые требования о возложении на административного ответчика обязанности выдать разрешение на строительство удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе подменять собой компетенцию УГА администрации г.Владивостока и принимать решение о выдаче разрешения на строительство.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г.Владивостока от 22 января 2018 года отменить, вынести по делу новое решение.
Административное исковое заявление Купреевой Г.П. к управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока удовлетворить частично.
Признать незаконным решение управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока от 4 августа 2017 года № об отказе в выдаче Купреевой Г.П. разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома. Обязать управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока повторно рассмотреть заявление Купреевой Г.П. о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Купреевой Г.П. отказать.
Председательствующий
Судьи