ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4185 от 17.04.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Мокин Ю.В. Дело № 33А–4185

Докладчик: Михеева С.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 апреля 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Михеевой С.Н.,

судей: Копыловой Е.В., Бегуновича В.Н.,

при секретаре: Алексеевой Е.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михеевой С.Н. административное дело по апелляционной жалобе Отдела МВД России по городу Прокопьевску на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 12 февраля 2019 года;

по делу по административному иску прокурора города Прокопьевска в интересах Российской Федерации к Отделу МВД России по городу Прокопьевску о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Прокопьевска Кемеровской области оспаривает бездействие Отдела МВД России по городу Прокопьевску Кемеровской области, выразившиеся в непринятии мер по взаимодействию с отделом военного комиссариата по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району Кемеровской области по обеспечению прибытия граждан, в случаях невозможности вручения повесток на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, просит возложить обязанность при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на основании письменных обращений военного комиссариата в случае невозможности вручения повесток осуществлять установление фактического места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности в военкомат.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой города Прокопьевска Кемеровской области по обращению Военного комиссара г. Прокопьевска и Прокопьевского района Кемеровской области проведена проверка исполнения Отделом МВД России по г. Прокопьевску федерального законодательства по вопросу организации взаимодействия между Отделом военного комиссариата Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району и Отделом МВД России по г. Прокопьевску в части установления местонахождения и розыска граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Должностными лицами Военного комиссариата принимаются меры к вручению повесток гражданам для их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, однако, ряд подлежащих призыву граждан уклоняются от их получения.

В связи с невозможностью вручения повесток гражданам, на основании ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53–ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон N 53-ФЗ), Военным комиссариатом в адрес начальника Отдела МВД неоднократно направлялись письменные обращения, связанные с призывом на военную службу, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения от 03.05.2018 № 1/1592, от 14.05.2018 № 1/1664, от 14.05.2018 № 1/1672, от 22.06.2018 № 1/2087, от 27.06.2018 № 1/2087, от 10.07.2018 № 1/3025, от 13.07.2018 № 1/3192, от 19.10.2018 № 1/4458, от 02.11.2018 № 1/4501, получены обращения в Отделе МВД 04.05.2018, от 16.05.2018 вх.№ 5041, 18.05.2018, 27.06.2018 вх.№ 6655, 27.06.2018 вх.№ 6655, 16.07.2018 вх.№ 7405, 23.07.2018 вх.№ 7654, 19.10.2018, 07.11.2018 вх.№ 11778: и полученные на них ответы от 28.06.2018, от 20.07.2018, 30.07.2018, от 08.11.2018, не на все обращения получены ответы.

В полученных ответах указано, что в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» в исчерпывающий перечень обязанностей полиции не входят мероприятия по установлению местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечения их прибытия на указанные мероприятия. Установление местонахождения, розыск граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, сотрудниками полиции должен осуществляться только в случае возбужденного в отношении них уголовного дела.

В связи с изложенным, взаимодействие между Военным комиссариатом и Отделом МВД в части установления местонахождения и розыска граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не осуществляется, обращения Военного комиссариата остаются без исполнения. Полагает данные ответы необоснованными, а бездействие Отдела МВД незаконным.

Законом определено, что в основном мероприятия по организации призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют соответствующие военные комиссариаты и их структурные подразделения. Обязательным этапом в мероприятиях по призыву является вручение гражданину, подлежащему призыву, повестки. Бездействие Отдела МВД России по г. Прокопьевску по взаимодействию с Военным комиссариатом в части обеспечения прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не исполняющих воинские обязанности в ходе призыва на военную службу, и возврат без исполнения обращений военного комиссариата способствует уклонению военнообязанных граждан от призыва на воинскую службу, что негативным образом сказывается на обороноспособности государства. При таком положении ответчиком не исполнена установленная указанным законом обязанность, и этим существенным образом нарушаются права Российской Федерации.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 12 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Отдел МВД России по г. Прокопьевску просит решение суда отменить. Считает, что выводы суда являются неверными. Указывает, что следует руководствоваться Федеральным законом «О полиции», который содержит исчерпывающий перечень обязанностей полиции, обеспечение прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не входит в этот перечень, иные же обязанности могут быть возложены на полицию только путем изменений в данный Федеральный закон.

Кроме того, судом не учтено, что Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» не содержит обязанности полиции по вручению повесток, а данная обязанность закреплена в совместном приказе Министра обороны России, России, ФМС России от 10.09.2007 N2366/789/197 «Об утверждении инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности». В свою очередь утвержденная данным приказом форма обращения военного комиссариата разработана с учетом положений закона Российской Федерации «О милиции», в статье 9 которого указано, что одной из задач милиции общественной безопасности является розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. В связи с тем, что закон Российской Федерации «О милиции» утратил силу, а Федеральный закон «О полиции» содержит исчерпывающий перечень обязанностей полиции, касающихся розыска (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»), в который не входит розыск граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в этой связи считает, что указанный совместный приказ в данной части не действующим.

Функция органов внутренних дел по установлению местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную, а также вручение им повесток, закреплена лишь в Инструкции, противоречащей, на их взгляд, Федеральному закону «О полиции».

Прокурором г. Прокопьевска представлены возражения на апелляционную жлобу.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Отдела МВД России по г.Прокопьевску ФИО1, просившую решение суда отменить, представителя ФКУ Военный комиссариат Кемеровской области ФИО2, просившую решение суда оставить без изменения, прокурора Самойлова А.А., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений, рассмотрев дело в соответствии со ст. 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

Основными направлениями деятельности полиции в силу статьи 2 Федерального закона «О полиции», являются, в том числе, розыск лиц.

По вопросу касающемуся взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, применяется Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденная Приказом Министерства обороны РФ № 366, Министерства внутренних дел № 789, Федеральной Миграционной службы № 197 от 10.09.2007 года.

Согласно пункту 2 подпункта «а» названной Инструкции, военные комиссары субъектов Российской Федерации, министры внутренних дел, начальники главных управлений внутренних дел по субъектам российской Федерации в работе по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборов, и в обеспечении мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу, организуют взаимодействие военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации.

Пунктом 3 подпунктом «а» названной Инструкции предусмотрено, что военные комиссары районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований и начальники отделов (управлений) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации, организуют взаимодействие военных комиссариатов районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований и горрайонов внутренних дел по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу.

Начальники горрайонов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия, (пункт 5 «а»).

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что военным комиссаром военного комиссариата г. Прокопьевска неоднократно, в течение 2018г в адрес начальника Отдела МВД России по г. Прокопьевску направлялись письменные обращения об установлении местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, которым не представилось возможным вручить повестки о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении прибытия данных лиц на указанные мероприятия. Однако, указанные обращения военного комиссариата г. Прокопьевска и Прокопьевского района были оставлены без исполнения, поскольку по мнению начальника Отдела МВД России по г. Прокопьевску, Федеральный закон «О полиции» содержит исчерпывающий перечень обязанностей полиции и указанные мероприятия в данный перечень не входят.

В ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что должностными лицами Отдела МВД России по г.Прокопьевску в период весеннего и осеннего 2018г призыва на военную службу, принимались решения об отказе в розыске лиц, уклоняющихся от выполнения таких мероприятий. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, (л.д.10, 11-177, 182-250, том1; 11-79, том2).

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о бездействии Отдела МВД России по г.Прокопьевску, выразившегося в неисполнении требований законодательства в части неисполнения письменных обращений военного комиссара г.Прокопьевска и Прокопьевского района об установлении фактического нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, в связи с невозможностью вручения им повесток.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что такой обязанности у Отдела МВД России по г.Прокопьевску не имеется в силу Федерального закона «О полиции», являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Как отмечено выше, правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, (часть 1 статьи 3 ФЗ «О полиции»).

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе, а также Инструкцией, утвержденной приказом от 10.09.20017г № 366 предусмотрено взаимодействие указанных органов по данному вопросу и органы внутренних дел обязаны выполнять письменные обращения военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Доводы жалобы в части того, что названная Инструкция по мнению апеллянта противоречит Федеральному закону «О полиции», в связи с чем не может применяться, основаны на субъективном мнении, основаны на неправильном применении норм материального права.

Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана правильная юридическая оценка, оснований для удовлетворения жалобы судебная коллегия не усматривает.

Учитывая, что судом правильно установлены обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 12 февраля 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: