Судья Кулакова С.А. 38RS0032-01-2020-000017-85
Судья-докладчик Бутина Е.Г. №33а -4195/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Гусаровой Л.В.,
судей Харина Р.И. и Бутиной Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-583/2020 по административному исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения
по апелляционной жалобе Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 марта 2020 г.,
установила:
в обоснование административного искового заявления указано, что в рамках осуществления надзора за соблюдением лесного законодательства установлено, что административным ответчиком не выполняется предусмотренная законом обязанность по проведению лесоустройства в отношении лесов, включенных в состав государственного лесного фонда. Таксационное описание лесных участков на территории Технического участка (совхоз Ангинский) площадью 4286 га, Технического участка № 6 (совхоз Бутаковский) площадью 3968 га, Технического участка № 7 (совхоз Бирюльский) площадью 5555 га Ангинского участкового лесничества, Технического участка № 4 (совхоз Качугский) площадью 3539 га, Технического участка № 9 (совхоз Манзурский) площадью 5594 га Верхоленского участкового лесничества отсутствует. Непринятие мер по таксации лесов более 15 лет ведет к затруднению осуществления контроля за территориями лесных участков, увеличивает риски возникновения и распространения лесных пожаров, очагов распространения вредителей лесных насаждений, бездействием министерства нарушены права Российской Федерации как собственника лесных ресурсов, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного административный истец, с учетом уточнения требований, просил суд признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженное в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства в виде таксации лесов на территории Качугского лесничества Качугского района Иркутской области, где таксационное описание отсутствует и срок проведения таксации лесов превышает 15 лет; обязать организовать проведение лесоустройства в виде таксации лесов на территории Качугского лесничества Качугского района Иркутской области, где таксационное описание отсутствует и срок проведения таксации лесов превышает 15 лет, в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 6 февраля 2020 г. в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 12 марта 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство лесного комплекса Иркутской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает те же доводы и обстоятельства, которые приведены в отзыве на административное исковое заявление. Указывает, что Министерство не допускало бездействия, напротив, предпринимало все исчерпывающие меры в целях предоставления необходимого финансирования на организацию проведения работ по лесоустройству на землях лесного фонда Иркутской области.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор, участвующий в деле, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области Федеральное агентство лесного хозяйства свою позицию относительно решения суда не высказали.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области, заинтересованного лица Рослесхоза, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, объяснения административного истца прокурора Мальхановой Е.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.
В соответствии с пунктом 4 части 1, части 3 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.
Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 названного кодекса, или использующими леса в соответствии с кодексом лицами (часть 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации). В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом о размещении заказов (часть 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (п.п. 1,8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).
Статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и таксация лесов, которая проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, являются составляющими лесоустройства.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 67 Лесного кодекса РФ).
Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее Лесоустроительная инструкция), которой установлены правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов назначаются в пределах хозяйственных секций для совокупности лесотаксационных выделов, характеризующихся общностью лесорастительных условий, структуры, состояния и древесными породами, объединенными единой целью хозяйства и единым возрастом рубки (п. 116 Лесоустроительной инструкции).
В соответствии с пунктом 31 Лесоустроительной инструкции установлена периодичность проведения таксации лесов составляет:
а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет;
б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;
в) для резервных лесов - 20 лет.
Судом установлено, что общая площадь Качугского лесничества составляет 2 293 379 га, в состав лесничества включены Ангинское участковое лесничество площадью 1 437 406 га, Верхоленское участковое лесничество площадью 855 973 га. Лесоустроительные работы на землях лесного фонда Качугского лесничества проводились по 3 таксационному разряду лесов.
Мероприятия по таксации лесов на лесных участках Качугского лесничества проводились: на территории Технического участка № 1 (совхоз Верхоленский) площадью 20 921 га, Технического участка № 2 (совхоз Магданский) площадью 21 747 га, Технического участка № 3 (совхоз Ленский) площадью 1 346 га, Технического участка № 8 (совхоз им. Фрунзе) площадью 4 290 га Верхоленского участкового лесничества в 1986 году; на территории Ангинской дачи площадью 920 257 га Ангинского участкового лесничества в 1991 году; на территории Бирюльской дачи площадью 503 340 га Ангинского участкового лесничества, Верхоленской дачи площадью 571 065 га, Качугской дачи площадью 109 981 га, Манзурской дачи площадью 117 490 га Верхоленского участкового лесничества в 1992 году; на территории Бирюльской дачи площадью 24 845 га Ангинского участкового лесничества в 2016 году; на территории Ангинской дачи площадью 6 732 га, Бирюльской дачи площадью 9 368 га Ангинского участкового лесничества, Верхоленской дачи площадью 14 386 га, Качугской дачи площадью 3 484 га, Манзурской дачи площадью 8 423 га Верхоленского участкового лесничества в 2018 году.
Лесоустроительные работе на землях лесного фонда Качугского лесничества выполнены по третьему таксационному разряду.
По информации начальника Качугского лесничества от 27 декабря 2019 г. № 1409 таксационное описание лесных участков на территории Технического участка № 5 (совхоз Ангинский) площадью 4 286 га, Технического участка № 6 (совхоз Бутаковский) площадью 3 968 га, Технического участка № 7 (совхоз Бирюльский) площадью 5 555 га Ангинского участкового лесничества, Технического участка № 4 (совхоз Качугский) площадью 3539 га, Технического участка № 9 (совхоз Манзурский) площадью 5594 га Верхоленского участкового лесничества отсутствует.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в Качугском лесничестве давность лесоустройства превышает 10 лет, что средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства. Также суд исходил из несостоятельности доводов административного ответчика об отсутствии финансовой возможности провести работы по лесоустройству.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы возражений на административное исковое заявление, которым судом дана надлежащая оценка.
Так, судом обоснованно указано, что виды мероприятий лесоустройства на территории Качугского лесничества определены статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации.
Неисполнении обязанностей по проведению лесоустройства на территории Качугского лесничества Качугского района Иркутской области может повлечь негативные последствия в нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также нарушению федерального законодательства и интересов Российской Федерации, поскольку не проведение лесоустройства на территории, указанного прокурором, Качугского лесничества Иркутской области, препятствует осуществлению мероприятий, направленных на защиту, воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также на предупреждение лесных пожаров, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Российская Федерация передала полномочия по проведению лесустроительных работ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Иркутская область самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий. Средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.
По указанным основаниям доводы Министерства лесного комплекса Иркутской области о том, что Министерство не имеет финансовой возможности для организации проведения необходимых работ по лесоустройству, не могут быть приняты во внимание.
Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 марта 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья-председательствующий | Л.В. Гусарова |
Судьи | Р.И. Харин |
Е.Г. Бутина |