Судья I инстанции Кулакова С.А. | УИД 38RS0032-01-2019-003482-53 |
Судья-докладчик Гусарова Л.В. | № 33а-4197/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2020 г. | г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе
председательствующего Гусаровой Л.В.,
судей Бутиной Е.Г., Харина Р.И.,
при секретаре Рыковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-212/2020 по административному исковому заявлению Фонда общественного контроля «В поле зрения» к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения
по апелляционной жалобе Фонда общественного контроля «В поле зрения» на решение Кировского районного суда г. Иркутска от
7 февраля 2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование заявленных требований указано, что общественными инспекторами ФОК «В поле зрения» выявлено здание – объект культурного наследия регионального значения: «Здание Главка «Востоксибстроя», бывший «Дом кузнеца», расположенное по адресу(адрес изъят) (регистрационный (номер изъят)), которое находится в неудовлетворительном техническом состоянии и в отношении которого собственником действия, направленные на его сохранение, не производятся. Основным собственником здания (нежилое помещение площадь. (данные изъяты) кв.м, кадастровый (номер изъят)) является Иркутская область.
По мнению административного истца, в соответствии со ст.ст. 3, 33, 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 73-ФЗ), Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп) Министерство осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью государственной собственности Иркутской области, в случае выявления нарушений - обязано принимать меры по их устранению; обеспечивает планирование и проведение реставрационно-восстановительных работ, капитального ремонта объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении областных государственных унитарных предприятий, оперативном управлении областных государственных учреждений, а также входящих в состав государственной казны Иркутской области. По данным Министерства, объект культурного наследия в 2017 году закреплен на праве оперативного управления за ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области» (далее по тексту – Фонд имущества), вопрос о проведении реставрации находится на рассмотрении Правительства Иркутской области. По мнению административного истца, Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее – Министерство) самоустранилось от исполнения обязательств собственника по сохранению объекта культурного наследия. Поскольку объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии, Министерство свою функцию по контролю за сохранностью, ремонту и восстановлению данного объекта не выполняет, тем самым допускает незаконное бездействие.
В соответствии со ст.ст. 9.2, 11 Закона № 73-ФЗ, Положения о Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 9 марта 2010 г. № 31-пп) Служба осуществляет государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством; в полномочия Службы входит выдача предписаний об устранении выявленных нарушений владельцу объекта культурного наследия, полномочия по привлечению к административной ответственности, предъявлению исков в суд о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, об изъятии из собственности указанных лиц. По сообщению Службы, в отношении объекта начата работа по оформлению охранного обязательства, в марте 2019 года охранное обязательство будет направлено всем собственникам (пользователям) помещений в здании-памятнике для принятия ими мер по сохранению объекта. По мнению административного истца, с момента введения в действие ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ и утверждения формы охранного обязательства Служба с 2015 по 2018 г.г. допускала незаконное бездействие, выразившееся в не подготовке охранного обязательства. С момента утверждения охранного обязательства каких-либо действий, мероприятий, направленных на охрану объекта, Служба не осуществляла. По информации Службы, в настоящее время подведомственным Службе учреждением – областным государственным автономным учреждением «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» (далее по тексту – ОГАУ «ЦСН») ведется работа по подготовке технического задания для осуществления процедуры по выбору подрядной организации на выполнение инженерного обследования объекта. Поскольку объект культурного наследия находится в неудовлетворительном техническом состоянии, а Служба свою функцию по контролю и государственному надзору за сохранностью объекта не выполняет, Служба допускает незаконное бездействие. Незаконными бездействиями административных ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку объект культурного наследия регионального значения находится под угрозой утраты.
На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и не обеспечении планирования и проведения реставрационно-восстановительных работ объекта культурного наследия регионального значения «Здание Главка «Востоксибстроя», бывший «Дом кузнеца», расположенного по (адрес изъят); возложить на Министерство обязанность произвести реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения «Здание Главка «Востоксибстроя», бывший «Дом кузнеца», расположенного по (адрес изъят); признать незаконным бездействие Службы, выразившееся в непринятии необходимых мер по сохранению культурного наследия регионального значения и не обеспечении государственного надзора за состоянием, содержанием и сохранением объекта культурного наследия регионального значения «Здание Главка «Востоксибстроя», бывший «Дом Кузнеца», расположенного по (адрес изъят).
Определением от 21 августа 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области».
Определением, отраженным в протоколе судебного заседания от
9 января 2020 г., к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГКУ «Центр по сохранению культурного наследия Иркутской области».
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от
7 февраля 2020 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, директор ФОК «В поле зрения» ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решении суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обосновании доводов жалобы указывает на непринятие судом во внимание, что Министерство, в силу возложенных на него статьей 1, пунктом 3 статьи 6, подпунктами 8-9 статьи 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, в любом случае обязано заботиться о сохранности государственного имущества Иркутской области и передача в оперативное управление такого имущества другому лицу не снимает обязанность по контролю за сохранностью этого имущества. Полагает, что многолетняя переписка между ведомствами и протоколы совещаний не могут свидетельствовать об отсутствии незаконного бездействия. Ссылается на отсутствие доказательств того, каким образом могло повлиять нахождение части помещений в собственности иного лица разработке проектно-сметной документации на ремонт здания, а также доказательства наличия каких-либо попыток по согласованию с другим собственником проектных или ремонтных работ. Указывает на то, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области не обеспечила государственный надзор за состоянием, содержанием и сохранением объекта культурного наследия регионального значения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерство имущественных отношений Иркутской области, Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, ОГАУ «ЦСН» просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя Фонда общественного контроля «В поле зрения» ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административных ответчиков Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО3 и Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области
ФИО4, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий.
Исходя из ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Как разъяснено в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ, регулирующей порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п.п. 1-3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются следующие требования: 1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст. 47.2 настоящего Федерального закона; 2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с п. 4 ст. 47.3 настоящего Федерального закона; 3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со ст. 47.4 настоящего Федерального закона; 4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со
ст. 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном п. 2 ст. 47.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 6 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в п. 11 настоящей статьи: 1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных ст.ст. 47.2-47.4 настоящего Федерального закона; 2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абз. 1 п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В силу ст. 9.2 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; 4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; 4.1) осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).
В силу ст. 10 Закона № 73-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом, осуществляют меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют.
Судом установлено, что здание бывшего Управления Забайкальской железной дороги (так называемый «Дом кузнеца») является памятником архитектуры; (адрес изъят) (паспорт памятника истории и культуры, выданный Главным Управлением по охране памятников Министерства культуры РСФСР).
Здание построено в 1901-1903 г.г.; включено в перечень памятников истории и культуры, поставленных на государственную охрану местного значения, как памятник истории под наименованием «Здание главка «Востосибстрой» (бывший дом ФИО5), (адрес изъят), здесь в 1905 году размещался Совет рабочих депутатов железной дороги (приложение к решению исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 24.06.1980 № 294 «О постановлении Совета Министров РСФСР от 24.01.1980 № 54 «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете Закона СССР и Закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры»).
Из материалов дела следует, что Иркутской области на праве собственности принадлежит помещение, назначение: нежилое, общая площадь (данные изъяты) кв.м этаж: (данные изъяты), адрес объекта: (адрес изъят) (запись о регистрации права
3 июня 2008 г. (номер изъят)).
Из представленных в материалы дела доказательств, объяснений участвующих в деле лиц следует, что помещение здания «Дома Кузнеца» находилось также в оперативном управлении Фонда имущества, одним из видов деятельности которого является содержание и эксплуатация объектов областной собственности, в которых размещаются органы государственной власти и иные областные структуры. Изъято из оперативного управления Фонда имущества (распоряжение министерства от 22 марта 2017 г. (номер изъят)), после чего вновь закреплено на праве оперативного управления (распоряжение министерства от 28 декабря 2017 г. (номер изъят), акт от 9 февраля 2018 г.), изъято 22 августа 2019 г. (на основании распоряжения министерства от 22 августа 2019 г. (номер изъят)). Распоряжением Службы от 22 августа 2019 г. (номер изъят) объект культурного наследия «Дом Кузнеца» закреплен на праве оперативного управления за ОГАУ «ЦСН».
Рассматривая требования административного истца к Министерству имущественных отношений Иркутской области, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Иркутской области (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 (номер изъят)) Министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению государственной собственностью Иркутской области, что в его полномочия входит контроль за использованием по назначению и сохранностью государственной собственности Иркутской области, принятие необходимых мер в случае выявления нарушений, обеспечение планирования и проведения реставрационно-восстановительных работ, капитального ремонта объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, оперативном управлении областных государственных учреждений, а также входящих в состав государственной казны Иркутской области.
Сохранение памятников, государственная охрана объектов культурного наследия относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Иркутской области, как органа государственной власти субъекта (ст. 9.2 Закона № 73-ФЗ).
Вместе с тем, исходя из п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, требования к содержанию, поддержанию в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта, его использованию, в частности по обеспечению его сохранности (подп. 4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ), предъявлены к лицам, указанным в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона. Спорный объект культурного наследия на праве оперативного управления закреплен за ОГАУ «ЦСН», на учреждение в силу п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ возложена обязанность по выполнению охранного обязательства.
Суд установил, что Министерством осуществлялась работа по проведению капитального ремонта (реконструкции) (а не ремонта отдельных помещений) объекта культурного наследия «Дом Кузнеца», как имеющего высокую степень износа, не соответствующего техническим и санитарным нормам. В 2014 году Министерством ставился вопрос о включении в государственную программу Иркутской области «Развитие культуры» на 2014-2018 г.г. данного объекта, однако указанная программа выделение средств на проведение работ по сохранению данного объекта не предусматривала.
В 2014 году Министерством подготовлена информация по результатам инвентаризации объектов областной государственной собственности, требующих проведения капитального ремонта (реконструкции) с включением объекта «Дома Кузнеца»: расчетная стоимость затрат 500 000 рублей, финансирование не выделялось. В 2014 году Правительством Иркутской области поручена Министерству организация расселения пользователей помещениями здания, Министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области – осуществить обследование технического состояния здания, запланировать соответствующие бюджетные средства и провести реконструкцию.
В 2015 году Министерство сообщало о предложении Министерства финансов Иркутской области решить вопрос разработки научно-проектной документации для проведения реконструкции объекта в пределах средств, предусмотренных для Фонда имущества на текущий год. При этом лимиты бюджетных обязательств, предусмотренные бюджетной сметой Фонда на 2015 год по ст. 226 (обследования и проектно-сметная документация) – (данные изъяты) рублей, ориентировочный расчет стоимости разработки научно-проектной документации для проведения полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Кузнеца» - (данные изъяты) рублей.
В 2016 году из-за угрозы обрушения несущих конструкций из здания выселены пользователи. По предварительному расчету ОГАУ «ЦСН», на выполнение проектных работ потребуется (данные изъяты) рубль. Объект включен в прогнозный план приватизации областного государственного имущества на 2017 год, но не одобрен Законодательным Собранием Иркутской области. В связи с чем в 2018 году Министерство неоднократно обращалось в Правительство Иркутской области с просьбой определить позицию по указанному объекту.
Установлено, что ОГАУ «ЦСН» во исполнение ведомственной целевой программы «Обеспечение сохранности использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Иркутской области» на 2019-2024 г.г.» 14 августа 2019 г. в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение (номер изъят) об осуществлении закупки на определение подрядчика путем проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение инженерного обследования объекта.
Закупочной комиссией принято решение о признании победителем ООО «Главленэксперт», которое признано победителем запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выполнению инженерного обследования объекта культурного наследия. 9 сентября 2019 г. между ОГАУ «ЦСН» и ООО «Главленэксперт» заключен договор (номер изъят) на выполнение инженерного обследования объекта культурного наследия, обязательства по которому подрядчиком в установленный срок (в течение 14 календарных дней с момента заключения договора) не выполнены, работы сданы 20 ноября 2019 г. (акт сдачи-приемки выполненных работ).
16 сентября 2019 г. ОГАУ «ЦСН» размещено извещение (номер изъят) об осуществлении закупки на определение подрядчика на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий объекта культурного наследия. Закупочной комиссией принято решение о признании запроса предложений в электронной форме несостоявшимися (протокол проведения запроса предложений в электронной форме от 27.09.2019).
Как следует из материалов дела, ОГАУ «ЦСН» с момента передачи объекта в оперативное управление заключены договоры на оказание услуг физической охраны и обеспечению контрольно-пропускного режима объекта, оказания услуг по уборке территории, на выполнение инженерно-геодезических изысканий на объекте культурного наследия, на выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию объекта культурного наследия, на выполнение инженерно-геодезических изысканий объекта культурного наследия, на выполнение инженерно-гидрометеорологических изысканий объекта.
В настоящее время ОГАУ «ЦСН» осуществляются мероприятия по регистрации права оперативного управления на вышеуказанные объекты областной государственной собственности в Управлении Росреестра по Иркутской области.
На основании указанных обстоятельств, приняв во внимание, что в целях обеспечения сохранности областной собственности объект культурного наследия передавался Министерством в оперативное управление Фонда имущества; учреждением в пределах выделенного финансирования выполнялись меры по текущему содержанию объекта, его охране, обеспечению безопасности на объекте; Министерством планировались ремонтно-восстановительные работы объекта, в частности, по разработке проектной документации, которые не были реализованы из-за полного отсутствия финансирования из областного бюджета на эти цели; планирование приобретения в собственность Иркутской области помещений в здании, являющемся объектом культурного наследия, собственником которых является А., суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования административного истца о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в непринятии необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и не обеспечении планирования и проведения реставрационно-восстановительных работ объекта культурного наследия; возложении обязанности произвести реставрационные работы объекта не подлежат удовлетворению.
Рассматривая административные исковые требования, предъявленные к Службе объектов культурного наследования, суд обоснованно отказал в их удовлетворении в силу следующего.
В соответствии с п. 1 Положения «О службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области» (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 № 31-пп) Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, осуществляющим на территории Иркутской области государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.
В силу ч. 6 ст. 11 Закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 3) выдавать предписания, в том числе: об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия;
4) привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений.
Судом установлено, что 27 марта 2012 г. департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области, пользователь (договор
(номер изъят) безвозмездного пользования недвижимым имуществом) выдано охранное обязательство Службе, наименование памятника: «Здание (Дом Кузнеца), где находился один из первых в городе Совет депутатов рабочих и служащих Забайкальской железной дороги. Здесь в годы Великой Отечественной войны располагался эвакогоспиталь № 1215», 1905 г.;
1941-1945 г.г. Категория охраны - объект культурного наследия регионального значения, решение облисполкома (номер изъят) от 24 июня 1980 г., регистр. (номер изъят) в Списке памятников истории и культуры г. Иркутска подлежащих государственной охране – 2000». Адрес памятника: (адрес изъят)
Согласно акту технического состояния памятника от 27 марта 2012 г. (приложение к охранному обязательству (номер изъят)) общее состояние архитектурно-конструктивных элементов памятника и их состояние в соответствии с результатами инженерного обследования конструкций здания в 1999 году требуются комплексные мероприятия по полному усилению и восстановлению здания. В целях сохранения памятника пользователь выполняет: получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия до 1 июля 2012 г.; выполнить инженерное обследование до 1 февраля 2013 г.; по итогам обследования разработать мероприятия по сохранению памятника с изготовлением необходимой проектной документации, представить на согласование в госорган – до 1 мая 2014 г.; выполнить ремонтно-реставрационные работы в соответствии с согласованной проектной документацией, предварительно получив письменное разрешение Службы до
1 декабря 2015 г.; представить отчет о выполненных работах не позднее трех месяцев по их окончанию.
В 2017 году в отношении Фонда имущества, как пользователя объекта «Дома Кузнеца», в рамках проверки соблюдения требований законодательства в области сохранения, использования и популяризации объекта культурного наследия регионального значения, заведено контрольное дело
(номер изъят). Из материалов контрольного дела судом установлено, что
13 октября 2017 г. проводилась документарная проверка пользователя объекта культурного наследия – Фонда имущества, в ходе которой установлено, что объект изъят из оперативного управления Фонда (распоряжение от 22.03.2017 (номер изъят)), в связи с чем выездная проверка не проводилась, основания для вынесения предписания отсутствовали.
Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия от 15 мая 2018 г., составленному специалистами Службы на основании задания
(номер изъят) от 14 мая 2018 г., произведен визуальный осмотр здания, являющегося объектом культурного наследия регионального наследия «Здание Главка «Востоксибстроя» (бывший Дом ФИО5)», начало XIX в. по (адрес изъят), общее состояние архитектурно-конструктивных элементов памятника удовлетворительное, при обследовании цоколей и отмостки около выявлены значительные трещины и вывалы штукатурки верхней части цоколя, а также деформация и контруклоны отмостки, состояние удовлетворение. Состояние стен и внешнего убранства удовлетворительное, имеются многочисленные мелкие трещины и отслоения штукатурного слоя; состояние стен дворовых фасадов удовлетворительное. Обследовалось внутренне состояние здание – удовлетворительное.
Приказом Службы от 5 июля 2018 г. (номер изъят) утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Здание главка «Востоксибстрой» (Бывший Дом ФИО5)».
Согласно охранному обязательству работы по сохранению объекта культурного наследия должны организовываться собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Закона № 73-ФЗ.
В соответствии с п. 25 охранного обязательства «дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия» - 1) выполнить работы по сохранению данного объекта культурного наследия, определенные Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области на основании акта технического состоянии объекта культурного наследия от 15 мая 2018 г. – на основании разрешения Службы выполнить первоочередные противоаварийные работы по ремонту фасадов здания, срок выполнения – в течение 24 месяцев со дня утверждения охранного обязательства приказом Службы; обеспечить проведение инженерного обследования здания, включая: обмерные работы, обследование здания, обследование грунтов основания фундаментов здания, с целью определения перечня работ по сохранению объекта культурного наследия. Срок выполнения – в течение 24 месяцев со дня утверждения охранного обязательства приказом Службы; 2) уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, с приложением фотографических изображений объекта, позволяющих зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия – не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что объект «Дом ФИО5» включен в перечень объектов культурного наследия, требующих проведения работ по сохранению, ведомственной целевой программы Иркутской области (приложение к приказу Службы от 8 июля 2019 г. (номер изъят)).
Приказом Службы от 12 декабря 2018 г. (номер изъят) утверждена ведомственная целевая программа Иркутской области «Обеспечение сохранности и использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Иркутской области, и государственная охрана объектов культурного наследия Иркутской области» на 2019-2024 г.г.
Приказом Службы от 8 июля 2019 г. (номер изъят) внесены изменения в ведомственную целевую программу, в том числе, в части ресурсного обеспечения ведомственной целевой программы.
14 августа 2019 г. в отношении объекта культурного наследия «Дом Кузнеца» ОГАУ «ЦСН» размещено извещение о закупке «выполнение инженерного обследования объекта культурного наследия регионального значения «Здание Главка «Востоксибстроя» (бывший Дом ФИО5)», расположенного по (адрес изъят).
Судом установлено, что 25 октября 2018 г. Службой утверждено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 22 августа 2018 г. (номер изъят) (на основании охранного обязательства, утвержденного приказом от 5 июля 2018 г. (номер изъят)).
В соответствии с ч. 5 ст. 17 ФЗ от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до оформления в порядке, установленном ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, применяются действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона охранно-арендные договоры, охранные договоры или охранные обязательства в отношении памятника истории и культуры, охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия.
Таким образом, до утверждения 5 июля 2018 г. Службой охранного обязательства в отношении Фонда имущества действовали ранее выданные административным органом охранные обязательства.
Оценивая предпринятые административным ответчиком меры в рамках осуществления государственного надзора и охраны объекта культурного наследия, суд обстоятельств, указывающих на бездействие административного органа, не установил, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении требований к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
Доводы апелляционной жалобы о непринятии судом во внимание, что Министерство, в силу возложенных на него обязанностей, в любом случае обязано заботиться о сохранности государственного имущества Иркутской области и передача в оперативное управление такого имущества другому лицу не снимает обязанность по контролю за сохранностью этого имущества, не влияют на законно постановленное решение суда.
При рассмотрении настоящего дела судом достоверно установлено, что Министерством на протяжении длительного времени как самостоятельно, так и совместно с ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области», ОГКУ «ЦСН» принимались меры, направленные на сохранение имущества, Министерством имущественных отношений в связи с нецелесообразностью ремонта отдельных помещений и необходимостью полной реконструкции здания, начиная
с 2016 года, последовательно осуществлялись действия, направленные на проведение проектных работ объекта, являющихся необходимым этапом проведения реконструкции здания, данные действия отражены в решении суда и им дана оценка.
Доводы о том, что многолетняя переписка между ведомствами и протоколы совещаний не могут свидетельствовать об отсутствии незаконного бездействия, не влияют на законно постановленное решение суда, поскольку направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств.
Указание в жалобе на то, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области не обеспечила государственный надзор за состоянием, содержанием и сохранением объекта культурного наследия регионального значения не нашло подтверждения в материалах дела, поскольку суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела установил, что здание памятника на момент вынесения первоначального охранного обязательства находилось в оперативном управлении Фонда имущества, в последующем было изъято, при этом установленные в выданном 5 июля 2018 г. охранном обязательстве сроки проведения работ не истекли.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, иное толкование закона и основаниями к отмене решения суда быть не могут.
Обжалуемое решение принято судом при правильном применении и толковании норм материального права, является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и проанализированы в необходимом объеме. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Иркутской области от
7 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу фонда общественного контроля «В поле зрения» без изменения.
Судья-председательствующий | Л.В. Гусарова |
Судьи | Е.Г. Бутина |
Р.И. Харин |