ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4208/20 от 16.12.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Орлова И.Н. Дело № 33а-4208/2020

Судья Кузнецова А.В. УИД 21RS0025-01-2020-002047-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2020 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Орловой И.Н., Ленковского С.В., при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Соловьеву Владиславу Владимировичу о взыскании задолженности по обязательным платежам, поступившее по апелляционной жалобе Соловьева В.В. и его представителя Соловьевой Г.М. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (далее ИФНС России по г.Чебоксары, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском, с учетом последующего уточнения, к Соловьеву В.В. о взыскании задолженности в сумме 18524,59 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 13372,38 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 3136,04 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 26,74 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 6,27 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 1955 руб.; пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28,16 руб.

Требования мотивированы тем, что Соловьев В.В. 01.12.2005 зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с изменением адреса регистрации 17.04.2015 регистрационное дело в электронном виде передано в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, 07.02.2018 – в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары. 14.06.2019 Соловьев В.В. утратил статус индивидуального предпринимателя. Налоговым органом Соловьеву В.В. за 2019 год были начислены указанные страховые взносы со сроком уплаты до 01.07.2019. Однако суммы страховых взносов им в бюджет не перечислены, в связи с чем, на сумму недоимки налоговым органом была начислена сумма пени. Помимо этого Соловьев В.В. являлся собственником транспортных средств: ... в связи с чем, ему исчислен транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 1 955 руб. (налоговое уведомление от 28 августа 2018 года № 28790654, срок уплаты до 3 декабря 2018 года). В установленный законодательством о налогах и сборах срок обязанность по уплате транспортного налога с физических лиц Соловьевым В.В. также не исполнена. Для добровольной уплаты задолженности налоговым органом Соловьеву В.В. были направлены требования от 30 января 2019 года № 22159 со сроком уплаты до 26 марта 2019 года и от 10 июля 2019 года № 190072 со сроком уплаты до 20 августа 2019 году, в которых налогоплательщику предложено уплатить имеющуюся задолженность. В установленный в требовании срок сумма задолженности налогоплательщиком в бюджет не перечислена. В связи с неисполнением вышеуказанных требований налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа. Определением от 13 ноября 2019 года судебный приказ был отменен ввиду поступивших от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ИФНС по г.Чебоксары Ладонина В.А. требования поддержала, представитель Соловьева В.В. Соловьева Г.М. требования не признала.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары от 6 августа 2020 года, с учетом определения об исправлении описки от 17 августа 2020 года, указанное административное требование ИФНС России по г.Чебоксары удовлетворено, с Соловьева В.В. пользу ИФНС по г.Чебоксары взыскана задолженность в общем размере 18524,59 руб., в том числе:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период за 2019 год в размере 13372,38 руб.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 3136,04 руб.;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 26,74 руб.;

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 6,27 руб.;

транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 1955 руб.;

пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28,16 руб.

Этим же решением с Соловьева В.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 740,98 руб.

Не согласившись с указанным решением суда Соловьев В.В. и его представитель Соловьева Г.М. подали апелляционную жалобу, в которых ставят вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Соловьева В.В. Соловьева Г.М. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель ИФНС по г.Чебоксары Ладонина В.А. просила оставить решение без изменения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим частичной отмене по следующему.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц урегулирован гл. 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Порядок уплаты страховых взносов с 1 января 2017 года урегулирован положениями гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 30 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» налогоплательщиками транспортного налога признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено самой ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из дела следует и судом установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в период с 1 декабря 2005 года по 14 июня 2019 года Соловьев В.В. имел статус индивидуального предпринимателя.

Статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1); в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

За 2019 года налоговым органом Соловьеву В.В. по сроку уплаты – 1 июля 2019 года были начислены страховые взносы в общем размере 16508,42 руб., в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 13372,38 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 3136,04 руб.

В связи с несвоевременной уплатой Соловьевым В.В. страховых взносов налоговым органом в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 26,74 руб.

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 6,27 руб.

10 июля 2019 года налоговый орган направил ответчику требование № 190072 о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность в срок до 20 августа 2019 года.

Данное требование ответчиком не исполнено.

Также из дела следует, что Соловьев В.В. имеет в собственности транспортные средства: <данные изъяты>, регистрационный знак , дата регистрации 14 ноября 2013 года и ..., дата регистрации 26 ноября 2015 года.

20 сентября 2018 года налоговый орган направил административному ответчику налоговое уведомление от 28 августа 2018 года № 28790654 об уплате, в том числе, транспортного налога за 2017 год (12/12 месяцев владения в году) в размере 1955,00 руб. с указанием на срок исполнения обязанности уплаты налогов не позднее 3 декабря 2018 года.

В связи с несвоевременной уплатой Соловьевым В.В. транспортного налога налоговым органом в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации также начислены пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 28,16 руб.

19 февраля 2019 года налоговый орган направил административному ответчику требование от 30 января 2019 года № 22159 о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность в срок до 26 марта 2019 года.

Данное требование ответчиком также не исполнено.

11 октября 2019 года Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 6 Московского района г.Чебоксары с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Соловьева В.В. задолженности по страховым взносам, транспортному налогу и пени в общей сумме 18524,59 руб.

23 октября 2019 года мировым судьей судебного участка № 6 Московского района г.Чебоксары вынесен судебный приказ о взыскании с Соловьева В.В. вышеуказанной задолженности.

Однако в последующем, определением мирового судьи судебного участка № 6 Московского района г.Чебоксары от 13 ноября 2019 года данный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от Соловьева В.В.

Разрешая настоящий публично-правовой спор, районный суд, проверив соблюдение налоговым органом срока и порядка взыскания налогов, правильность исчисления размера страховых взносов, транспортного налога и пени, пришел к выводу о наличии у Соловьева В.В. обязанности по уплате страховых взносов, транспортного налога и пени по ним, в заявленном к взысканию размере, и как следствие, удовлетворил административные исковые требования.

Судебная коллегия находит, что выводы суда в части наличия оснований для взыскания с Соловьева В.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, пени постановлены при неправильном определении юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, предоставляет право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 «Страховые взносы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В силу пункта 1 статьи 18.2 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении страховых взносов определяются в соответствии с главой 34 указанного Кодекса плательщики и следующие элементы обложения:

1) объект обложения страховыми взносами;

2) база для исчисления страховых взносов;

3) расчетный период;

4) тариф страховых взносов;

5) порядок исчисления страховых взносов;

6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Пунктом 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 4 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации доход учитывается для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункты 1 и 2 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из системного анализа указанных правовых норм следует, что возложение обязанности по уплате страховых взносов на индивидуального предпринимателя, применяющего систему налогообложения - единый доход на вмененный доход, обусловлено наличием объекта налогообложения, а именно, ведение гражданином предпринимательской деятельности.

Как видно из материалов дела, Соловьев В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 1 декабря 2005 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области с основным видом деятельности – торговля розничная строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах.

Суд первой инстанции исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, проверяя наличие законных оснований для взыскания страховых взносов с административного ответчика оставил без должной проверки объяснения представителя Соловьева В.В. Соловьевой Г.М., являющиеся по правилам части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из видов доказательств, о том, что административный ответчик с 28.06.2008 работает по трудовому договору в АО «...», сменил место жительства с ..., зарегистрирован с 07.06.2008 в г.Чебоксары, не знал о сохранении в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ввиду не предоставления никакой отчетности в налоговый орган со второго квартала 2006 года.

С целью проверки доводов представителя административного ответчика судебной коллегией, при проявлении активной роли суда (ч. 7 ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), с учетом разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» приняты новые доказательства.

Так, из приобщенного к материалам дела заявления о принятии уточненной декларации видно, что налогоплательщиком Соловьевым В.В., применяющим систему налогообложения – единый доход на вмененный доход, последняя декларация, подаваемая в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации подана в адрес руководителя межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области 30 апреля 2006 года.

Представленным паспортом Соловьева В.В. подтверждена регистрация его по месту жительства в городе Чебоксары по ул.... с 7 июня 2008 года.

Аналогичные сведения содержатся в адресной справке в отношении Соловьева В.В.

Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

По правилам пункта 5 статьи 5 того же Закона, в редакции, действовавшей до 1 июля 2011 г., индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о месте жительства в Российской Федерации, содержащихся в ЕГРИП, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.

В силу пункта 4 статьи 22.2 указанного закона в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в ЕГРИП соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (утратил силу 11.04.2016 года), датой снятия с учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Внесение изменений в сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места жительства индивидуального предпринимателя, осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров.

Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании сведений, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства. Датой постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.

Согласно Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (вступившим с силу с 1 января 2011 года) статья 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» была дополнена абзацем следующего содержания: в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя указанные сведения предоставляются органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства, в электронной форме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней со дня выдачи соответствующего документа либо регистрации указанных лиц по месту жительства.

Таким образом, с 1 января 2011 года обращение индивидуального предпринимателя в налоговый орган для постановки на учет по новому месту нахождения не требуется, снятие с учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе по прежнему места жительства и постановка на учет в налогом органе по новому месту жительства осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей внесение сведений о регистрации Соловьева В.В. по новому месту жительства произведены ИФНС по Красноглинскому району г.Самары 07.02.2018 и в тот же день (07.02.2018) Соловьев В.В. поставлен на налоговый учет в ИФНС по г.Чебоксары.

Налоговый орган полномочия, предоставленные 1 января 2011 года, по снятию с учета и постановке на учет налогоплательщика по новому месту жительства, не реализованы, постановка Соловьева В.В. на налоговый учет по месту его жительства произведена налоговым органом спустя более 9 лет, при том, что никаких требований от налогового органа в указанный период не поступало.

Судебная коллегия полагает, что при указанных обстоятельствах, подлежала применению правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о конституционно-правовом смысле отдельных норм статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», изложенная в определениях от 12 апреля 2005 года № и 12 мая 2005 года № 213-О.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о приемлемости жалоб Кошловской Т.М. и Андреева А.А., считающих неконституционным законоположение о возложении на индивидуальных предпринимателей обязанности уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа независимо от того, имеют ли они доходы от предпринимательской деятельности и осуществляется ли ими фактически эта деятельность, указал, что отнесение индивидуальных предпринимателей, подверженных такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, исходя из того, что уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

То обстоятельство, что закон не освобождает от уплаты страховых взносов лиц, которые, имея статус индивидуального предпринимателя, фактически не занимаются предпринимательской деятельностью, а в результате вынуждены нести расходы по уплате страховых взносов за счет иных своих доходов, не свидетельствует о нарушении прав названной категории граждан, поскольку предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе в установленном порядке прекратить свой статус в любой момент путем обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, которое может быть подано заявителем в регистрирующий орган непосредственно или направлено по почте (статьи 8, 9, 11 и 22.3).

Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Как видно из письма от 11.08.2017 № 21 Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары уведомила налогоплательщика Соловьева В.В. об отсутствии налоговых обязательств на дату запроса.

Согласно ответа на обращение Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары от 13 марта 2019 года № 03-013/06072 налогоплательщик Соловьев В.В. по состоянию на 12.03.2019 не стоит и не стоял на налоговом учете по месту жительства (регистрации) (л.д.37).

Следовательно, Соловьев В.В. будучи зарегистрированным на территории г.Чебоксары Чувашской Республики с 2008 года, имея подтверждающие документы с налогового органа по месту своего жительства (2017 год) об отсутствии обязанностей, возлагаемых Налоговых кодексом Российской Федерации на индивидуальных предпринимателей, по уважительной причине, носящей исключительный (экстраординарный) характер не мог своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Такое заявление подано его представителем только 14 июня 2019 года ввиду выявления данных обстоятельств.

Из объяснений сторон также установлено, что за периоды до 1 января 2017 года пенсионным органом решений о взыскании задолженности по страховым взносам не выносилось, судебными актами Московского районного суда г.Чебоксары по административным делам №№ ... в удовлетворении исков о взыскании задолженности за период до 1 января 2017 года по страховым взносам, пени отказано.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для взыскания с Соловьева В.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период за 2019 год в размере 13372,38 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 3136,04 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 26,74 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 6,27 руб., по делу не имеется, в связи с чем, в указанной части оспариваемое решение подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении иска.

Что касается задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени то основаниям их взыскания судом первой инстанции дана подробная и развернутая оценка, выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам дела и являются правильными. Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.

Не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального и процессуального права ввиду отказа в удовлетворении ходатайств стороны ответчика, в том числе, о вызове в качестве свидетеля покупателя транспортного средства, поскольку действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Уплата транспортного налога поставлена в зависимость и осуществляется именно по факту регистрации транспортного средства.

Таким образом, пока транспортное средство не снято с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является формальный, а не фактический владелец транспортного средства. Иные основания для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу) не установлены.

Согласно Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764, Государственная регистрация транспортного средства (далее - регистрация транспортного средства) осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства (далее - владелец транспортного средства).

Прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.

При этом исчисление транспортного налога в отношении прежнего собственника будет прекращено с месяца, следующего за месяцем снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Поскольку материалами настоящего дела подтверждается, что административный ответчик не снял с регистрационного учета транспортные средства при их отчуждении данное обстоятельство не освобождает его от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст.ст. 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Доказательств, подтверждающих, что административный ответчик был лишен возможности своевременно снять автомобили с регистрационного учета после заключения договора комиссии, либо что им предпринимались к этому какие-либо меры, материалы дела не содержат.

Таким образом, само по себе наличие договора купли-продажи автомобиля от 17 апреля 2017 года в отношении автомобиля ..., регистрационный знак ... в отсутствие подтвержденного факта снятия транспортного средства с регистрационного учета в связи с его отчуждением, основанием для отказа в удовлетворении заявленного налоговым органом требования являться не может.

При таких данных, требование налогового органа подлежало частичному удовлетворению, в связи с чем, в соответствии с ч.2. ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит частичной отмене, как вынесенное при неправильном применении норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с принятием по делу нового решения об отказе налоговому органу в удовлетворении заявленного требования о взыскании с Соловьева В.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, пени.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2020 года отменить в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, пени и принять в указанной части новое решение.

Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары в удовлетворении требований о взыскании с Соловьева Владислава Владимировича задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 13372,38 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 3136,04 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 26,74 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период со 2 по 9 июля 2019 года в размере 6,27 руб.

Изменить размер подлежащий взысканию с Соловьева Владислава Владимировича в доход местного бюджета государственной пошлины с 740 руб. 98 коп. на 400 руб.

В остальной части решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьева В.В. и его представителя Соловьевой Г.М. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий Т.Н. Евлогиева

Судьи: И.Н. Орлова

С.В. Ленковский