ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-42177/19 от 23.12.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Наумова С.Ю. Дело <данные изъяты>а-42177/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Соколовой Н.М., Бирюковой Е.Ю.,

при помощнике судьи Налапкине А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> административное дело по апелляционной жалобе Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) на решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному исковому заявлению Рябова С. С.ча о признании незаконным бездействия Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), о возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителей Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) ? Нестеровой Е.О., Коблова Д.С., Рябова С.С., его представителя ? Миролевича А.В.,

у с т а н о в и л а :

Рябов С.С. оспорил в суде бездействие Федерального агентства воздушного транспорта о признании Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) ссылался на то, что <данные изъяты> административный ответчик получил его заявление о замене свидетельства коммерческого пилота взамен утраченного с приложением всех необходимых документов, однако до настоящего времени заявление не рассмотрено.

Решением Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен. На Росавиацию возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Рябова С.С. путём выдачи свидетельства коммерческого пилота с указанием в нём всех отметок, которым он соответствует. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе Росавиация просит отменить решение суда, как незаконное.

Относительно апелляционной жалобы Рябов С.С. подал письменный отзыв.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации пилот может быть допущен к управлению воздушным судном только на основании свидетельства, выдаваемого Росавиацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее – Правила <данные изъяты>).

Пунктом 12 Правил <данные изъяты> предусмотрено, что для получения свидетельства взамен утраченного или пришедшего в негодность кандидат на получение свидетельства направляет в орган по выдаче свидетельств заявление о замене свидетельства. В заявлении о замене свидетельства указываются следующие данные: фамилия, имя, отчество (при наличии) и дата рождения кандидата на получение свидетельства; номер и дата выдачи утраченного свидетельства, а также наименование органа, выдавшего свидетельство (при наличии указанных данных); телефон кандидата на получение свидетельства и при направлении свидетельства по почте ? почтовый адрес для направления свидетельства. Со дня подачи заявления о замене свидетельства утраченное (пришедшее в негодность) свидетельство утрачивает силу.

Согласно пункту 13 Правил <данные изъяты> запрещено требовать от кандидата на получение свидетельства предоставления документов и совершения действий, не предусмотренных данными Правилами.

Срок проверки представленных документов и принятия решения о выдаче или замене свидетельства ? не более 3 рабочих дней со дня поступления представления (заявления на выдачу свидетельства). В случае выявления расхождения в сведениях, имеющихся у органа по выдаче свидетельств, и сведениях, указанных в представленных документах, орган по выдаче свидетельств проводит проверку с целью определения достоверности представленных сведений в течение 14 дней со дня поступления заявления на выдачу свидетельства. В этом случае решение о выдаче или замене свидетельства либо отказе в выдаче или замене свидетельства принимается по результатам указанной проверки (пункт 14 Правил <данные изъяты>).

В случае если представленные документы соответствуют требованиям данных Правил и свидетельствуют о соответствии кандидата на выдачу свидетельств требованиям федеральных авиационных правил, орган по выдаче свидетельств принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства (пункт 15 Правил <данные изъяты>).

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что Рябову С.С. по окончанию полного курса теоретической и лётной подготовки в ФГОУСПО «Бугурусланское лётное училище гражданской авиации имени Героя С. С. П.Ф. Еромасова» выдано <данные изъяты> свидетельство коммерческого пилота III <данные изъяты>, которое было утрачено, что послужило основанием для обращения в Росавиацию с заявлением о выдаче пилотского свидетельства взамен утраченного. Несмотря на то, что Рябов С.С. соответствует всем необходимым требованиям для замены утраченного свидетельства, решение о его выдаче на дату обращения административного истца в суд в нарушение приведенных выше норм административным ответчиком не принято.

Проанализировав положения ранее действовавшего и действующего в настоящее время законодательства, регулирующего спорные правоотношения по выдаче и замене свидетельств авиационного персонала, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правомерно признал незаконным оспариваемое бездействие, так как направленное заявителю <данные изъяты> решение не содержит ответа по существу поставленного вопроса о замене утраченного свидетельства коммерческого пилота, в нем указано лишь на необходимость представления документов для выдачи свидетельства в соответствии с Правилами <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>

Вместе с тем, с выводами суда о возложении на административного ответчика обязанности выдать свидетельство коммерческого пилота с указанием в нём всех отметок, которым он соответствует, и обратить решение суда к немедленному исполнению, согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации» (далее ? ФАП <данные изъяты>), утвержденными приказом Минтранса России от <данные изъяты><данные изъяты>, ранее выданные свидетельства сохраняют свою силу до окончания срока их действия или до их обмена на свидетельства, оформленные в соответствии с данными Правилами (пункт 3); свидетельство оформляется территориальным агентством воздушного транспорта, в которое поступило представление (заявление на выдачу свидетельства), независимо от места регистрации или места пребывания кандидата на получение свидетельства (пункт 4).

В материалах дела имеется свидетельство пилота коммерческой авиации III <данные изъяты>, выданное ФГОУСПО «Бугурусланское лётное училище гражданской авиации имени Героя С. С. П.Ф. Еромасова» <данные изъяты>Рябову С.С. со сроком действия до <данные изъяты> Сведений о замене данного свидетельства пилота материалы дела не содержат и в суд апелляционной инстанции административным истцом не представлено. Предложением предоставления необходимого срока для предъявления в суд апелляционной инстанции доказательств продления срока действия свидетельства, Рябов С.С. не воспользовался.

Следовательно, срок действия указанного выше свидетельства в соответствии с требованиями законодательства не продлевался.

Пунктом 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 этой статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 данного Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Правилами <данные изъяты> предусмотрено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил (пункт 3ункт 3); проверка соответствия знаний лица, претендующего на получение свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил осуществляется высшей квалификационной комиссией или территориальными квалификационными комиссиями, образованными Федеральным агентством воздушного транспорта. По результатам проверки знаний оформляется протокол проверки знаний (пункт 5); кандидат на получение свидетельства проходит проверку соответствия навыков требованиям, установленным федеральными авиационными правилами, которая осуществляется по обращению кандидата на получение свидетельства к лицу, имеющему право проверки навыков. По результатам проведения проверки навыков лицо, осуществившее проверку, выдает кандидату на получение свидетельства справку (пункт 6); проверка соответствия состояния здоровья кандидатов на получение свидетельств требованиям федеральных авиационных правил осуществляется центральной врачебно-летной экспертной комиссией, врачебно-летными экспертными комиссиями или лицом, назначенным органом по выдаче свидетельств для осуществления медицинского освидетельствования кандидатов на получение свидетельств. По результатам медицинского освидетельствования кандидату на получение свидетельства выдается медицинское заключение (пункт 7).

Согласно пункту 8 Правил <данные изъяты> для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

В заявлении на выдачу свидетельства указывается вид свидетельства, заявляемого к получению, фамилия, имя и отчество, телефон кандидата на получение свидетельства и при направлении по почте свидетельства ? почтовый адрес для направления свидетельства (пункт 9 Правил <данные изъяты>).

Пунктом 5 ФАП <данные изъяты> определено, что лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации выдаются виды свидетельств согласно приложению <данные изъяты> к данным Правилам, в том числе, свидетельство коммерческого пилота, свидетельство линейного пилота.

Из содержания пункта 11 ФАП <данные изъяты> следует, что должностное лицо органа по выдаче свидетельств, ответственное за оформление свидетельства, рассматривает представление (заявление на выдачу свидетельства) и прилагаемые к нему документы, проводит проверку, предусмотренную Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, и в случае соответствия лица требованиям федеральных авиационных правил принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства, о чем делает отметку на представлении (заявлении на выдачу свидетельства).

Таким образом, принятие решения по выдаче свидетельства коммерческого пилота относится к компетенции Федерального агентства воздушного транспорта.

Согласно пункту 7.28 Методических рекомендаций по подготовке программ по дополнительному профессиональному образованию и курсов повышения квалификации авиационного персонала и программ подготовки пилотов гражданской авиации, имеющих перерыв в летной работе, в образовательных учреждениях и авиационных учебных центрах гражданской авиации Российской Федерации, разработанных и направленных Федеральным агентством воздушного транспорта для руководства письмом от <данные изъяты><данные изъяты>.01-295, при перерыве в летной работе более 5 лет пилоты гражданской авиации проходят подготовку по специальной программе (приложение <данные изъяты>).

Указанное приложение <данные изъяты> содержит Типовую программу подготовки пилотов гражданской авиации, имеющих перерыв в летной работе, согласно которой она предназначена для восстановления на летной работе пилотов гражданской авиации, имеющих перерыв в летной работе более пяти лет (пункт 1.1).

Поскольку административный истец не представил в Росавиацию доказательств продления свидетельства и осуществления с 2004 года летной работы, то административный ответчик правомерно указал на необходимость представления документов для выдачи свидетельства коммерческого пилота, и суд первой инстанции необоснованно возложил на Росавиацию обязанность выдать Рябову С.С. свидетельство коммерческого пилота с указанием в нем всех отметок, которым он соответствует.

Нормативными правовыми актами, действовавшими в период выдачи Рябову С.С. указанного свидетельства, не предусматривалась бессрочность его действия, что подтверждается и единой формой свидетельств специалистов гражданской авиации, предусматривающей графу «Срок действия свидетельства».

Положением о классификации специалистов гражданской авиации СССР, утвержденным Министром гражданской авиации СССР <данные изъяты> (утратил силу в связи с изданием приказа Минтранса России от <данные изъяты><данные изъяты>), было определено, что продление срока действия свидетельств является подтверждением квалификации по классности (пункт 21.1); срок действия свидетельства устанавливается пилотам ? один год (пункт 21.2); продление срока действия свидетельства производится на основании результатов проверки знаний по специальным дисциплинам и практической работе в соответствии с требованиями данного Положения (пункт 21.3).

Исходя из изложенного, судебная коллегия признает правильным указание Росавиации на то, что срок действия свидетельства коммерческого пилота III <данные изъяты>, выданного административному истцу <данные изъяты> ФГОУСПО «Бугурусланское лётное училище гражданской авиации имени Героя С. С. П.Ф. Еромасова», истек.

Нормативные положения, предусматривающие, что замене подлежат свидетельства, утратившие силу в связи с окончанием срока их действия, отсутствуют.

Действительно пункт 12 Правил <данные изъяты> не устанавливает необходимости представления, кроме заявления кандидата на получение свидетельства, дополнительных документов, свидетельствующих о наличии у него права на выполнение функций члена экипажа гражданского воздушного судна, перечисленных в пункте 9 данных Правил, поскольку данная норма регулирует вопросы замены именно, действующих свидетельств, подтверждающих право заявителя на осуществление летной работы и сведения о выдаче свидетельства, которые имеются в Федеральной государственной информационной системе «Реестр авиационного персонала».

В письменном ответе Росавиации сообщено Рябову С.С., что в Федеральной государственной информационной системе «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала гражданской авиации» не содержится информации о выдаче ему ранее свидетельства коммерческого пилота.

Принимая во внимание длительный перерыв в летной работе административного истца (более 15 лет), судебная коллегия приходит к выводу, что ему не могло быть выдано свидетельство коммерческого пилота взамен утраченного на основании пункта 12 Правил <данные изъяты>.

В силу пункта 17 Правил <данные изъяты> в случае неполноты представленных документов, несоответствия представленных документов требованиям данных Правил, при наличии в представленных документах недостоверных сведений или сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил, орган по выдаче свидетельств направляет (выдает) заявителю мотивированный отказ в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.

Поскольку письменный ответ не мотивирован, то обжалуемое решение суда в части признания незаконным бездействия является правильным.

Вывод суда о ненаправлении ответа на заявление Рябова С.С. ошибочен.

Из представленного в материалы дела конверта следует, что письменный ответ от <данные изъяты> № Исх<данные изъяты> был отправлен заявителю посредством почтовой связи <данные изъяты>, почтовый идентификатор <данные изъяты>, возвращен отправителю по иным обстоятельствам <данные изъяты>

Исходя из изложенного, решение суда подлежит отмене в части возложения на Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) обязанности выдать Рябову С.С. свидетельство коммерческого пилота с указанием в нем всех отметок, которым он соответствует, с принятием в этой части нового решения повторно рассмотреть заявление о выдаче свидетельства коммерческого пилота взамен утраченного.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить в части возложения на Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) обязанности выдать Рябову С. С.чу свидетельство коммерческого пилота с указанием в нем всех отметок, которым он соответствует. В этой части постановить новое решение.

Обязать Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) повторно рассмотреть заявление Рябова С. С.ча о выдаче свидетельства коммерческого пилота взамен утраченного.

Решение суда в части обращения к немедленному исполнению отменить, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) ? без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи