ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-422017 от 24.01.2017 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Петрик С.Н. дело № 33а-42 2017 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 января 2017 года город Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Бзегежевой Н.Ш.

судей – Сиюхова А.Р. и Соловьёвой О.М.

при секретаре – Киреевой И.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 12 августа 2016 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Заздравной А.В. к ведущему специалисту-эксперту Майкопского городского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея – государственному инспектору муниципального образования «Город Майкоп» по использованию и охране земель Тлевцежеву С.Р. и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея о признании незаконным предписания удовлетворить.

Признать предписание от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное ведущим специалистом-экспертом Майкопского городского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея - государственным инспектором муниципального образования «Город Майкоп» по использованию и охране земель Тлевцежевым С.Р., незаконным»,

заслушав доклад судьи Соловьёвой О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Заздравная А.В. обратилась в суд с административным иском к ведущему специалисту-эксперту Майкопского городского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея государственному инспектору муниципального образования «Город Майкоп» по использованию и охране земель Тлевцежеву С.Р.. Просит признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения требований земельного законодательства нецелевым использованием под нотариальную контору земельного участка по адресу: <адрес>, так как он отнесен к категории земель населенных пунктов – под жилую застройку индивидуальную.

В ходе подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 12.08.2016 удовлетворены административные исковые требования Заздравной А.В.. Суд исходил из того, что нотариальный кабинет зарегистрирован по адресу, где административный истец осуществляет деятельность, который принадлежит ей на праве собственности, целевое назначение не нарушено.

Не согласившись с решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 12.08.2016 отменить и отказать в удовлетворении административного искового заявления. Доводы жалобы сводятся к тому, что оспариваемое решение суда основано на неверном толковании законодательства, устанавливающего прямой запрет на использование земельного участка под иную деятельность, кроме как соответствующую виду разрешенного использования – под жилую застройку.

Заслушав доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности апелляционной жалобы ввиду следующего.

На основании пунктов 2.1 Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.06.2015 №147 в реестр нотариусов территориальным органом Минюста России вносятся сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, сведения о лицах, назначенных на должность нотариуса, изменения сведений о лицах, указанных в пункте 1.1 Порядка. В соответствии с пунктом 2.2 Порядка в реестре нотариусов содержатся, в том числе, сведения нотариальном округе, адрес государственной нотариальной конторы или адрес помещения для осуществления нотариальной деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой.

Приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ Соловьева А.В. (фамилия истца Заздравной А.В. до заключения брака ДД.ММ.ГГГГ) назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность нотариуса, занимающегося частной практикой по Майкопскому городскому нотариальному округу с юридическим адресом <адрес>, с правом ведения наследственных дел (л.д. 15).

Приказом НО «Нотариальная палата Республики Адыгея» от ДД.ММ.ГГГГ приказано считать юридическим адресом нотариуса Майкопского нотариального округа Республики Адыгея, занимающегося частной практикой Заздравной А.В., следующий: <адрес> (л.д. 14).

Согласно части 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (повторное, взамен свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> принадлежат Заздравной А.В. на праве собственности.

В силу статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 №4462-1 (далее - Основы законодательства РФ о нотариате) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее - реестр нотариусов), ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в порядке, им установленном.

На основании статьи 13 Основ законодательства РФ о нотариате наличие помещения нотариальной конторы является для нотариусов обязательным, связанным с их профессиональной деятельностью и с получением дохода от занятия этой деятельностью. При совершении нотариальной деятельности нотариус должен иметь помещение в пределах нотариального округа, в котором он назначен на должность.

Рассматривая жалобу, суд первой инстанции правильно исходил из того, что нотариус совершает нотариальные действия от имени РФ, нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует целей извлечения прибыли, согласно статье 1 Основ законодательства РФ о нотариате.

Поскольку часть 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности, то нотариус может использовать под нотариальную контору принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Административный ответчик Тлевцежев С.Р. в судебном заседании апелляционной инстанции признал, что ошибочно счел нотариальную контору административным зданием, однако считает свои действия правильными, поскольку принадлежащий спорный земельный участок оформлен под индивидуальное жилищное строительство. Между тем, он не смог пояснить суду, к какому виду должен быть отнесен принадлежащий истице земельный участок с жилым домом, в котором размещена нотариальная контора.

Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу положений статьи 85 (пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6) Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым;2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что спорный земельный участок относится к категории земель поселений с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

В Приложении к приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 указан Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Согласно Классификатору при описании общего вида разрешенного использования земельного участка «Жилая застройка» по коду этого вида «2.0» указано следующее: Размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. Далее содержится указание на то, что содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.7.1. Код разрешенного вида использования 2.7. «Обслуживание жилой застройки» описывает его как «Размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами, в том числе 4.1».

В свою очередь, код 4.1 «Деловое управление» описывает следующее содержание вида «Размещение объектов капитального строительства с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности)».

В настоящее время правовое регулирование вида землепользования для размещения нотариальной деятельности отсутствует, нет единого правового подхода, является ли разрешенное использование элементом правового режима земельных участков, или это лишь правовой способ определения его содержания.

Учитывая принципиальное положение части 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускающее использование жилого помещения для профессиональной деятельности, когда это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение, следует признать возможность использования в тех же целях и земельного участка под этим жилым домом.

Таким образом, поскольку законодательством Российской Федерации, а также законодательством Республики Адыгея для осуществления нотариальной деятельности не предусмотрено специального вида разрешенного использования земельного участка для нотариальной деятельности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нотариус имеет право использовать принадлежащий на праве собственности земельный участок для осуществления своей профессиональной деятельности.

При таких обстоятельствах судья первой инстанции пришел к правовому и обоснованному выводу о незаконности оспариваемого предписания от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому апелляционная жалоба административного ответчика не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 12 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись Бзегежева Н.Ш.

Судьи: подпись Сиюхов А.Р.

подпись Соловьёва О.М.

Копия верна:

Судья Верховного суда

Республики Адыгея Соловьёва О.М.