ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4222/17 от 30.10.2017 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33а-4222/2017

Судья Кострюков П.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Тамбов 30 октября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Уварова В.В.,

судей: Курохтина Ю.А., Епифановой С.А.,

при секретаре: Кулешовой А.Ю.,

с участием прокурора Гущиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административно дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова, о возложении обязанности организовать работы по строительству проезжей части автодороги по проезду Медовому микрорайона «Радужный» г. Тамбова,

по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 июля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Октябрьского района г. Тамбова обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ с административным иском в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к городскому округу - город Тамбов в лице администрации г. Тамбова о возложении обязанности организовать работы по строительству автодороги по проезду Медовому микрорайона «Радужный» г. Тамбова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221.

Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова по результатам проверки установлено, что в рамках комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства в границах проезда Медового микрорайона «Радужный» г.Тамбова произведено строительство жилых домов. На данном участке отсутствует асфальтобетонное, а также щебеночное дорожное покрытие, затруднено движение транспортных средств, в том числе специализированных автомобилей: скорой медицинской и пожарной помощи. Жители по проезду Медовому микрорайона «Радужный» г.Тамбова неоднократно обращались в администрацию г.Тамбова по вопросу строительства автодороги, однако выполнить работы по строительству автомобильной дороги не представляется возможным, в связи с отсутствием финансирования.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 июля 2017 года административные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Тамбова удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация г. Тамбова обратилась в суд с апелляционной жалобой.

Указывает, что лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог на территории города Тамбова является муниципальное бюджетное учреждение «Дирекция городских дорог» (далее - МБУ «Дирекция городских дорог»), созданное администрацией города Тамбова в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Тамбова, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 20.05.2005 года № 1161 и решения Тамбовкой городской Думы от 04.05.2005г. года № 704, в целях решения вопросов местного значения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Так, в соответствии с п. 2.1 Устава МБУ «Дирекция городских дорог», целью создания Учреждения по предметам ведения муниципального образования городского округа – город Тамбов является выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог, организация строительства автомобильных дорог в пределах территории городского округа – город Тамбов. При этом, одним из основных видов деятельности МБУ «Дирекция городских дорог», является осуществление работ по реконструкции автомобильных дорог, организации строительства автомобильных дорог в пределах территории городского округа – город Тамбов. Реконструкция и строительство автомобильных дорог осуществляется в соответствии с утвержденным графиком, на средства бюджета городского округа – город Тамбов.

Постановлением администрации г. Тамбова от 06.05.2013 № 3828 « Об утверждении схемы расположения земельного участка под строительство автомобильных дорог в микрорайоне «Радужное» на кадастровой карте территории города Тамбова, предварительном согласовании земельного участка под строительство автомобильных дорог, утверждении акта выбора земель» утверждены схемы расположения земельного участка под строительство автомобильных дорог в микрорайоне «Радужное» на кадастровой карте территории г. Тамбова, предварительно согласован земельный участок под строительство автомобильных дорог в том числе по проезду Медовому площадью 990,0 кв.м, утвержден акт выбора земельного участка.

Постановление администрации г. Тамбова от 23.06.2014 № 5111 «О предоставлении» муниципальному казенному учреждению «Дирекция городских дорог» земельных участков для строительства автомобильных дорог в микрорайоне «Радужное», предоставлены МКУ «ДГД» из земель населенных пунктов в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки с кадастровыми номерами в т.ч. проезд Медовый с кадастровым номером ***.

Кроме того, в целях реализации Закона Тамбовской области от 23.12.2016 № 39-З «О бюджете Тамбовской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», государственной программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области на 2014 – 2020, утвержденной постановлением администрации области от 20.06.2013 г № 640 и в соответствии с постановление администрации области от 31.12.2010 № 1602 «О порядке предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов», заключено соглашение между Управлением автомобильных дорог Тамбовской области и администрацией города Тамбова «О предоставлении в 2017 – 2019 годах бюджету города Тамбова субсидий на строительство, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог общего пользования муниципального значения» от 27.02.2017 № 49. Согласно п. 2.2.6 соглашения от 27.02.2017 № 49 с соблюдением требований федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» МКУ «Дирекция городских дорог» представлен отчет «о выполненных и профинансированных работах из средств субсидий областного бюджета на строительство, реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения.

Вышеуказанная дорога включена в программу «Жилище», которая предусматривает дополнительное финансирование на строительство, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог общего пользования муниципального значения городского округа-город Тамбов, в том числе проезд Медовый микрорайона «Радужный» г.Тамбова.

Таким образом, считает, что администрацией города Тамбова, как органом местного самоуправления, предприняты все необходимые организационно-распорядительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения на территории города Тамбова, в том числе по строительству автодороги по проезду Медовому микрорайона «Радужный» г. Тамбова.

Отмечает, что в силу своих полномочий администрация города Тамбова не осуществляет фактическое выполнение действий по строительству автомобильных дорог на территории городского округа – город Тамбов.

Просит решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 июля 2017 года отменить.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями и осуществляют их самостоятельно (ч. ч. 1, 3 ст. 17 указанного Закона).

В п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4 мая 2005 г. № 704 (с измерениями и дополнениями) закреплено, что к вопросам местного значения городского округа – город Тамбов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15).

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» также установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, и что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 данного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Судом материалами дела установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова проверки было установлено, что на автодороге по проезду Медовому микрорайона «Радужный» г.Тамбова отсутствует асфальтобетонное, а также щебеночное дорожное покрытие, что затрудняет движение транспортных средств, в том числе специализированных автомобилей пожарной, скорой медицинской помощи. Отсутствие надлежащего дорожного покрытия нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из имеющихся в материалах дела сведений следует, что проектно-сметная документация на строительство автодороги по проезду Медовый микрорайона «Радужный» г. Тамбова разработана. Финансирование отсутствует. Данный проект включен на конкурсный отбор инвестиционных проектов на выделение субсидий на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Жилище».

Удовлетворяя административный иск прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц и возлагая на администрацию г. Тамбова обязанность организовать работы по строительству данной автодороги, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также из того, что бездействие администрации г. Тамбова нарушает законодательство в области безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Доводы представителя административного ответчика относительно принятия органом местного самоуправления всех необходимых организационно-распорядительных мер по обеспечению дорожной деятельности правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными.

Сведения о том, что приступить к строительству автодороги возможно при условии целевого выделения средств, никем не оспаривается. Сведений о выделении данных средств в материалах дела не имеется.

Отсутствие денежных средств не освобождает администрацию г. Тамбова от принятия необходимых мер по организации работ по строительству дорог местного значения и не может быть положено в основу решения суда об отказе в удовлетворении законного и обоснованного административного иска прокурора.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в судебном постановлении. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Тамбова Пономаревой Т.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи