ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4229/2022 от 02.06.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Ефремова Т.С. Дело № 33а-4229/2022 (2а-65/2022)

64RS0004-01-2021-007910-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июня 2022 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.

судей Домниной А.В., Закарян И.В.,

при секретаре Мухиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Рящикова И.А. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании нормативно правового акта недействующим в части по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Рящикова И.А. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Домниной А.В., возражения административного ответчика Киселевой Л.И., заключение прокурора Дорониной Ю.К., обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Рящиков И.А. обратился в суд с административным иском к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, в котором с учетом уточнения заявленных административных исковых требований просил признать недействующим нормативный правовой акт - постановление администрации Балаковского муниципального района № 3320 от 29 сентября 2020 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы, нестационарных торговых объектов его нестационарного торгового объекта «Хот-Доги, прохладительные напитки», расположенного по адресному ориентиру: <адрес><адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 3320 от 29 сентября 2020 года утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района на 2021-2025 годы. Указанный нормативный правовой акт опубликован на сайте администрации Балаковского муниципального района Саратовской области. Административный истец считает его незаконным в части невключения административным ответчиком в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района его нестационарного торгового объекта «Хот-Доги, прохладительные напитки», находившегося в Схеме размещения, утвержденной постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 13 июля 2018 года № 2631 под номером 218 и расположенном по адресному ориентиру: <адрес>, нарушающим его права и законные интересы в предпринимательской деятельности. Рящиков И.А. является индивидуальным предпринимателем, имеющим нестационарный торговый объект, и является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, так как его нестационарный торговый объект не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района. В 2020 году ИП Рящиков И.А. был уведомлен административным ответчиком о том, что его нестационарный торговый объект расположен в охранной зоне теплосети и по этому основанию он не будет включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области. При этом доказательств того, что нестационарный торговый объект находится в охранной зоне теплосети, ему представлено не было. Нестационарный торговый объект находится за пределами охранной зоны теплосети, и эксплуатируется им 10 лет. За указанный период администрация Балаковского муниципального района Саратовской области не предъявляла ему претензии о нахождении торгового объекта в охранной зоне. Утверждая Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района в 2018 году и включая в нее объект, принадлежащий ИП Рящикову И.А., администрация Балаковского муниципального района Саратовской области получала согласие от публичного акционерного общества (далее - ПАО) «Т Плюс», являющегося правообладателем теплосети, на его размещение.

Считает нормативный правовой акт, принятый администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области противоречащим приказу Министерства экономического развития Саратовской области от 18 октября 2016 года № 2424, части 6 статьи 10 Федерального закона № 381 от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, Федеральному закону № 209 от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства», Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года № 208-р. В статье 1 ГОСТ 54608-2011, утвержденном Приказом Росстандарта от 08 декабря 2011 года № 748-ст «Об утверждении национального стандарта» указано, что он принят для добровольного применения, соответственно его нормы не являются обязательными. Решением Совета муниципального образования город Балаково № 144 от 24 июля 2020 года «О внесении изменений и дополнений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 27 октября 2017 года № 379 «Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования город Балаково» в пункт 3.10.2.1 Правил внесены изменения, указано, что не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), посадочных площадках городского пассажирского транспорта, в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 10 м от остановочных павильонов, 25 м - от вентиляционных шахт, 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых предприятий, 3 м - от ствола дерева». Положения абзаца 1 данного подпункта не применяются при размещении сооружений в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района. Как полагает административный истец, данное обстоятельство подтверждает, что муниципальное образование город Балаково Саратовской области допускает размещение нестационарных торговых объектов в охранных зонах инженерных коммуникаций, в случае нахождения их в Схеме размещения. Абзац 1 Правил утверждался на основании пункта 2.10.2.1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований», однако Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05 февраля 2016 года № 59 «О признании не подлежащим применению Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» методические рекомендации признаны недействующими, соответственно абзац 1 Правил благоустройства города Балаково является незаконным и не может применяться в качестве правовой нормы. То есть действующим и подлежащим применению остается только абзац 2 Правил благоустройства, допускающий размещение нестационарных торговых объектов в охранных зонах инженерных коммуникаций, в случае их нахождения в Схеме размещения, поскольку его не было в отмененных Методических рекомендациях, правовая норма, содержащаяся в абзаце 2, вводилась по инициативе Совета муниципального образования город Балаково. Таким образом, административный ответчик не имел права не включать нестационарный торговый объект ИП Рящикова И.А. в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы по основанию нахождения в охранных зонах инженерных коммуникаций, так как оно находилось в ранее утвержденной Схеме размещения. Согласно требованиям СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» и СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети. Строительные нормы и правила», вышедших вместо
СНиП 2.04.07-86, СП 124.13330.2012, актуализированная редакция СНиП 41-02-2003, установлены расстояния по горизонтали в свету при подземной прокладке тепловых сетей до фундамента зданий и сооружений. В соответствии с определениями, данными в пунктах 6 и 23 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384 «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», здания и сооружения являются объектами капитального строительства. Из этого следует, что охранные зоны тепловых сетей, указанные в СП 124.13330.2012, предусмотрены только для объектов капитального строительства. Доказательством отсутствия нарушения охранной зоны теплотрассы при размещении нестационарного торгового объекта является приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 ноября 2019 года № 698, утвердивший изменения № 1 к СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети», согласно которому у приложения «А», содержащего размеры охранных зон теплотрасс исключен статус «обязательное», дата введения - 21 мая 2020 года. Это означает, что размеры охранных зон теплосетей с этого момента применяются на добровольной основе и несоблюдение при размещении нестационарных торговых объектов рекомендованных размеров охранных зон теплосетей не является нарушением охранных зон теплосетей и вышеуказанного свода правил. Кроме того, административный истец полагает, что администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области нарушен порядок принятия обжалуемого нормативного правового акта, поскольку прокуратурой города Балаково в ходе проверки оспариваемого нормативного правового акта в период с 17 июня 2020 года по 01 июля 2020 года выявлено нарушение антикоррупционного законодательства, о чем административный ответчик был уведомлен, но до принятия оспариваемого нормативного правового акта не устранил выявленные нарушения. Абзацем 3 пункта 3 Порядка разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Приказом Минэкономразвития Саратовской области от 18 октября 2016 года № 2424 «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» установлено, что проект муниципального нормативного правового акта, предусматривающий утверждение и внесение в схему, в день его размещения в сети «Интернет» направляется на согласование организации, целью деятельности которой является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в торгово-промышленную палату области. Пунктом 3.5 Методических рекомендаций по организации и проведению ОРВ относит к числу органов и организаций, которых надлежит извещать о проведении публичных консультаций, в том числе уполномоченного по правам предпринимателей в субъекте Российской Федерации. Законом Саратовской области от 03 декабря 2014 года № 163-ЗСО «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Саратовской области» к основным задачам Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области отнесена защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. С 07 декабря 2016 года в должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области утвержден Петриченко М.П., осуществляющий свои обязанности до настоящего времени. Таким образом, проект оспариваемого нормативного правового акта должен направляться также данному уполномоченному лицу. Вместе с тем из содержания Сводного отчета от 06 июля 2020 года следует, что уведомление о проведении ОРВ направлялось только в Торгово-промышленную палату Саратовской области, что является нарушением порядка принятия нормативного правового акта.

Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2022 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционной жалобе ИП Рящиков И.А. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность, иск удовлетворить. Повторяет доводы своего иска, указывает, что постановление администрации Балаковского муниципального района № 3320 от 29 сентября 2020 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» является незаконным в части невключения административным ответчиком в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района его нестационарного торгового объекта «Хот-Доги, прохладительные напитки».

В судебное заседание иные лица не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 7 названного Федерального закона по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Согласно статье 10 данного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

В силу части 6 статьи 10 поименованного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Решением Совета муниципального образования город Балаково от 12 декабря 2005 года № 14 принят Устав муниципального образования город Балаково, в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 3 которого к вопросам местного значения муниципального образования город Балаково в соответствии с федеральным законодательством относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2015 года № 938, к компетенции администрация Балаковского муниципального района относится осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области, муниципальными правовыми актами Балаковского муниципального района.

Частью 2 статьи 30 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области установлено, что администрация Балаковского муниципального района исполняет в полном объеме полномочия администрации муниципального образования город Балаково, установленные (федеральными законами, законами Саратовской области. Уставом муниципального образования город Балаково,
а также иными муниципальными правовыми актами муниципального образования город Балаково.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Рящиков И.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 17 мая 2005 года.

Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 3238 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области с периодом действия с 01 октября 2015 года по 01 июля 2020 года, с последующими изменениями и дополнениями.

В редакции постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 13 июля 2018 года № 2631 в Схеме был поименован нестационарный торговый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером (порядковый номер в Схеме 218) -
киоск «хот-доги, прохладительные напитки», с адресным ориентиром: <адрес>.

19 декабря 2016 года ИП Рящиков И.А. обратился в отдел потребительского рынка и предпринимательства администрации Балаковского муниципального района <адрес> с заявлением о выдаче учетной карточки размещения объекта потребительского рынка (киоска) по адресу: <адрес>,
<адрес><адрес>, с указанием площади занимаемого участка 10 кв.м.

12 сентября 2017 года ИП Рящикову И.А. выдана учетная карточка размещения объекта потребительского рынка по адресу: <адрес>, - киоск, действительная до 09 сентября 2018 года.

18 сентября 2018 года административный истец обратился в отдел потребительского рынка и предпринимательства администрации Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением о переоформлении учетной карточки размещения объекта потребительского рынка (павильона) по адресу: <адрес>, в связи с чем 04 октября 2018 года ему выдана учетная карточка размещения объекта потребительского рынка по адресу: <адрес> киоск, действительная до 01 июля 2020 года.

Положением о порядке размещения и организации работы нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области, утвержденным постановлением от 25 мая 2015 года № 2303 и Порядком предоставления прав на размещение нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 мая 2018 года № 2001 установлено, что документом, подтверждающим право субъекта торговой деятельности на размещение нестационарных объектов является выданная администрацией «учетная карточка размещения объекта потребительского рынка» на срок не более чем срок действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденной постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
от 17 августа 2015 года № 3238.

На основании постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 19 мая 2020 года № 1592 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, принимая во внимание постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019)», срок действия учетных карточек продлевался до
31 декабря 2020 года.

29 сентября 2020 года администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области принято постановление № 3320 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района», которым утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области на период действия 2021-2025 годов, признано утратившим силу постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 17 августа 2015 года № 3238 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района».

В Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы
не включен нестационарный торговый объект - «хот-доги, прохладительные напитки», расположенный по адресному ориентиру в городе Балаково <адрес>, ранее предоставленный ИП Рящикову И.А.

Постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320 опубликовано в газете «Балаковские вести» № 39д (4461) 01 октября 2020 года.

В силу подпункта «а» пункта 1, пункта 2 статьи 26.3-3 Федерального закона
от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые, изменяющие или отменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз
(далее - обязательные требования). Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - оценка регулирующего воздействия) устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской
и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов (часть 5 статьи 46 Закона № 131-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 3 Закона Саратовской области от 24 февраля 2016 года № 14-ЗСО «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Саратовской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Саратовской области, муниципальных нормативных правовых актов» оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях, предусмотренных частью 5 статьи 46 Закона № 131-ФЗ, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами, и в соответствии с настоящим Законом.

Процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - субъекты) или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов и районного бюджета Балаковского муниципального района установлена Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Балаковского муниципального района обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденным постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 декабря 2016 года № 4645 (далее - Порядок).

Согласно пункту 1.2 Порядка оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ) подлежат проекты муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Балаковского муниципального района обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - проекты правовых актов).

Процедура проведения ОРВ состоит из следующих этапов: разработка проекта правового акта, составление сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта и их публичное обсуждение; подготовка заключения об ОРВ проекта правового акта (далее - заключение об ОРВ) (пункт 1.4 Порядка).

Публичное обсуждение проекта правового акта и сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта (далее - публичное обсуждение) включает в себя: размещение информационного сообщения о проведении публичного обсуждения, текста проекта правового акта и сводного отчета о проведении ОРВ проекта правового акта на официальном сайте органов местного самоуправления Балаковского муниципального района (далее - официальный сайт); анализ поступивших предложений по проекту правового акта (пункт 1.5 Порядка).

Материалами дела установлено, что согласно выводам заключений от 15 июля 2020 года № 384 об оценке регулирующего воздействия проекта постановления администрации Балаковского муниципального района «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района», от 30 сентября 2021 года № 625 об оценке регулирующего воздействия проекта постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области «О внесении изменений в постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района», в указанных проектах постановлений отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов данных субъектов и бюджета Балаковского муниципального района.

Информационные сообщения о проведении публичного обсуждения указанных проектов постановлений администрации Балаковского муниципального района, сводные отчеты о проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключения об оценке регулирующего воздействия проектов постановлений администрации Балаковского муниципального района размещены на официальном сайте администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.

В рассматриваемом случае, как верно установлено судом первой инстанции, постановление администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320 каких-либо запретов и ограничений для ведения предпринимательской деятельности административным истцом не содержит.

Таким образом, Рящиков И.А. не лишен права осуществлять законную предпринимательскую деятельность в иных местах и был заблаговременно уведомлен о том, что место размещения нестационарного объекта с адресным ориентиром: <адрес>, будет исключено из Схемы, однако каких-либо возражений от него в адрес административного ответчика не поступило.

Суд первой инстанции, верно установил, что проект оспариваемого нормативного правового акта направлен административным ответчиком в Торгово-промышленную палату области, что административным истцом не оспаривается.

При этом, вопреки доводам Рящикова И.А., уведомление уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области обязательным не является, таких требований действующее законодательство не содержит.

Доводы административного истца относительно того, что 25 июня 2020 года было направлено заключение прокуратуры города Балаково об отказе в согласовании спорной схемы ввиду нарушения антикоррупционного законодательства, аналогичны доводам административных исковых требований, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены ввиду следующего.

Согласно заключению прокуратуры города Балаково на проект постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
«Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» от 25 июня 2020 года № 30-2020, ряд нестационарных торговых объектов в том числе, киоск по <адрес> ( в Схеме) в проект постановления не включены, кроме того отсутствуют торговые ряды для дачников, летние площадки, которые ранее были предусмотрены Схемой. Учитывая изложенное, проект постановления содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

19 июля 2021 года прокуратурой города Балаково в адрес главы администрации Балаковского муниципального района <адрес> вынесено представление № 44-2021, в котором указано на не включение нестационарных торговых объектов в том числе, киоска по <адрес> ( в Схеме) в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района, утвержденную постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 3320 от 29 сентября 2020 года, с указанием требования о принятии незамедлительных мер по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно ответу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 13 августа 2021 года № 01-20/4434, понимая необходимость обеспечения возможного развития потенциала малого и среднего предпринимательства путем расширения сферы деятельности по реализации товаров через мелкорозничную и нестационарную торговую сеть, учитывая потребности предпринимателей в установлении дополнительных мест для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Балаково, в целях соблюдения прав предпринимателей на размещение нестационарных торговых объектов в местах, обладающих наибольшей востребованностью потребителей, администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области будет рассмотрен вопрос и приняты меры по расширению перечня мест размещения нестационарных торговых объектов и включению их в Схему размещения нестационарных торговых объектов в местах, соответствующих требованиям действующего законодательства.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Прокурор Гончаров Д.А. указал, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду и не противоречит положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушена.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно принятия администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области оспариваемого постановления от 29 сентября 2020 года № 3320 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Балаковского муниципального района» в пределах предоставленных полномочий с соблюдением процедуры его принятия, введения в действие и опубликования.

Основания для переоценки данных выводов судебная коллегия не установила.

Отказывая в удовлетворении требования ИП Рящикова И.А. по существу не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2021-2025 годы, нестационарных торговых объектов его нестационарного торгового объекта «Хот-Доги, прохладительные напитки», расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, суд первой инстанции исходил из того, что место под размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке по адресному ориентиру: <адрес> (ранее кадастровый ), расположено в охранной зоне коммуникаций, при этом фактическое местоположение нестационарного торгового объекта ИП Рящикова И.А. установлено на земельном участке с кадастровым номером .

Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

По существу доводы ИП Рящикова И.А. в суде первой и апелляционной инстанции сводятся к тому, что нестационарный торговый объект находится за пределами охранной зоны теплосети, эксплуатируется около 10 лет, и был включен
в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района в 2018 году по согласованию с ПАО «Т Плюс», являющегося правообладателем теплосети, на его размещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).

Особенностью охранных зон является порядок пользования земельным участком. Земельные участки в границах охранных зон у собственников не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ограничивающего или запрещающего те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон).

Согласно пункту 2 статьи 56 ЗК РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статьей 105 ЗК РФ установлен перечень видов зон с особыми условиями использования территории, к которым, в том числе отнесены, охранные зоны объектов тепловых сетей.

Правовой режим технических (охранных) зон тепловых сетей установлен приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» (далее по тексту - Типовые правила).

В соответствии с пунктом 4 Типовых правил, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее трех метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07- 86 «Тепловые сети».

Пунктом 5 Типовых правил установлен запрет на производство в пределах охранных зон действий, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе возведение временных сооружений.

В соответствии с пунктом 6.2 «ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08 декабря 2011 года №742-ст) не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей.

Судом первой инстанции верно установлено, что на дату утверждения оспариваемого постановления действовали Правила благоустройства на территории муниципального образования города Балаково в редакции, принятой решением Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области № 144 от 24 июля 2020 года.

В силу абзаца 1 подпункта 3.10.2.1 указанных Правил, не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), посадочных площадках городского пассажирского транспорта, в охранных зонах водопроводных и канализационных сетей, трубопроводов, а также ближе 10 метров от остановочных павильонов 25 м - от вентиляционных шахт, перед витринами торговых предприятий, 3 м - от ствола дерева.

При этом, в абзаце 2 данного подпункта установлено, что указанные положения не применяются при размещении сооружений в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района.

Таким образом, подпункт 3.10.2.1 Правил благоустройства в части допущения размещения сооружений в соответствии со Схемой противоречит приведенным выше положениям федеральных нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу.

Согласно абзацу 13 статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Постановления от 06 декабря 2017 года № 37-П, право лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

17 октября 2019 года ПАО «Т Плюс» в ответ на обращение администрации Балаковского муниципального района Саратовской области направило схемы земельных участков под планируемое размещение нестационарных торговых павильонов (НТО) с условно нанесенными тепловыми сетями, находящихся на обслуживании и в собственности филиала «Саратовский» ПАО «Т Плюс». Из приложенной к ответу схемы следует, что ПАО «Т Плюс» не согласовывает размещение нестационарного объекта на земельном участке с кадастровым номером 64:40:020403:140 с указанием на необходимость вынесения НТО за пределы охранной зоны - 3 метра от края строительной конструкции.

Из ответа ПАО «Т Плюс» от 13 января 2022 года № следует, что в районе многоквартирного <адрес> по <адрес> (между торцов домов и автодорогой по <адрес>) проложена в непроходных каналах подземная тепломагистраль Ду 300 мм, являющаяся собственностью ПАО «Т Плюс». В период с 2014 года по 2017 год на участке тепломагистрали Ду 300 мм по <адрес> были выявлены и устранены несколько дефектов с проведением вскрышных работ.

В сообщении от 20 января 2022 года в адрес администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ПАО «Т Плюс» указывает, что согласно данным публичной кадастровой карты кадастровый снят с учета. На земельном участке с кадастровым номером (<адрес><адрес>) отсутствуют объекты, находящиеся в охранной зоне тепловой сети в эксплуатационной ответственности филиала «Саратовский» ПАО «Т Плюс».
02 августа 2021 года устранено нарушение охраной зоны тепловой
сети 2 ДУ 400 мм на земельной участке с кадастровым номером (<адрес>).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>, теплотрасса магистральная № 3 с кадастровым номером находится, в том числе в пределах объектов недвижимости с кадастровыми номерами , .

При этом, согласно схеме расположения земельных участков на
<адрес>
и не оспаривалось сторонами в суде первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером территориально расположен в непосредственной близи с земельным участком с кадастровым номером на одной линии проходящей тепломагистрали.

Согласно заключению судебной экспертизы от 17 декабря 2021 года
, проведенной ООО «Экспертиза-Саратов» в рамках административного дела № 2а-1/2022, находившегося на рассмотрении Балаковского районного суда Саратовской области, об оспаривании постановления административного ответчика от 29 сентября 2020 года № 3320, земельный участок с кадастровым номером (порядковый номер в схеме 217) в соответствии со сведениями ЕГРН, расположен полностью в границах ЗОУИТ Охранная зона коммунальных тепловых сетей. Сооружение - Теплотрасса магистральная № 3.
В соответствии с фактическим осмотром местности и с чертежом земельный участок расположен на линии теплотрассы. На расстоянии 0,2 м от западной границы земельного участка, проходит подземный водопровод D500 мм.

При указанных обстоятельствах, учитывая преюдициальное значение обстоятельств, установленных в решении от 28 января 2021 по делу № 2а-1/2022, место под размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке по адресному ориентиру: <адрес> (ранее кадастровый ), расположено в охранной зоне коммуникаций.

Согласно сообщению отдела потребительского рынка и предпринимательства от 20 января 2022 года № 21 жалоб на предпринимательскую деятельность ИП Рящикова И.А. не поступало. Проверок сотрудниками отдела в отношении него не проводилось. Визуально определить фактическое месторасположение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером сложно. Адресному ориентиру, указанному в учетной карточке, местоположение нестационарного торгового объекта соответствовало. Комиссионные обследования на данной местности до настоящего времени не проводились.

Как указано в акте фактического местонахождения нестационарного торгового объекта от 10 января 2022 года, в результате обследования установлено фактическое местоположение нестационарного торгового объекта ИП Рящикова И.А. на земельном участке с кадастровым номером . Данный земельный участок относится к территории многоквартирного дома, адресный ориентир <адрес>.

Указанное фактическое местонахождение нестационарного торгового объекта административный ответчик ИП Рящиков И.А. в ходе рассмотрения дела не оспаривал. Доказательств обратного при рассмотрении дела представлено не было.

При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о правомерности не включения нестационарного торгового объекта по указанному адресу в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района, утвержденную постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2020 года № 3320 является верным. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции не установлены.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были учтены при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями статей 84 и 226 КАС РФ.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных частями 1, 2 статьи 310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рящикова И.А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: