Дело №33а- 4257/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 27 июля 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Астапенко С.А.
судей Лебедева А.В. и Морозковой Е.Е.
при секретаре Епифанцевой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по культуре Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 1 марта 2017 года об обязании совершить определённые действия.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., возражения на апелляционную жалобу прокурора отдела прокуратуры Ленинградской области Капсамун И.С., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Лужский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, которым просил: обязать обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия памятника археологии 10-13 вв. «Курган Мерево-5», расположенного в 0,3 км к востоку от д. Мерево, 0,1 км от склона коренного берега оз. Мерево.
Административный иск прокурора мотивирован тем, что в результате проведенной прокурорской проверки соблюдения законодательства в сфере защиты объектов культурного наследия на территории Лужского района установлено, что на территории МО Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района имеется объект культурного наследия: выявленный памятник археологии 10-13 вв. «Курган Мерево-5», расположенный в 0,3 км к востоку от д. Мерево, 0,1 км от склона коренного берега оз. Мерево.
Данный объект археологического наследия не имеет собственника. Административным ответчиком не приняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на объект археологического наследия, что доказывает бездействие ответчика по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного объекта.
Не обращение административного ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, в соответствии с которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Данный объект культурного наследия является бесхозяйным, что приводит к его дальнейшему разрушению.
Кроме того, невыполнение действий по постановке объекта культурного наследия на учет как бесхозяйного препятствует дальнейшему определению его балансовой принадлежности и надлежащему содержанию. Отсутствие указанных мер не исключает возможности утраты физической целостности объекта культурного наследия, а также ухудшения его технического состояния, что может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Определением Лужского городского суда от 19.12.2016 г. объединены в одно производство с настоящим делом административные дела: № 2а-2851/2016; 2а-2852/2016; 2а-2853/2016; 2а-2886/2016; 2а-2887/2016; 2а-2888/2016; 2а-2889/2016; 2а-2890/2016; 2а-2891/2016; 2а-2892/2016; 2а-2893/2016; 2а-2894/2016; 2а-2895/2016; 2а-2896/2016; 2а-2897/2016; 2а-2898/2016; 2а-2899/2016; 2а-2900/2016; 2а-2901/2016; 2а-2902/2016; 2а-2903/2016; 2а-2904/2016; 2а-2905/2016; 2а-2906/2016; 2а-2907/2016; 2а-2908/2016; 2а-2909/2016; 2а-2910/2016; 2а-2911/2016; 2а-2912/2016; 2а-2913/2016; 2а-2914/2016; 2а-2915/2016; 2а-2916/2016; 2а-2917/2016; 2а-2918/2016; 2а-2919/2016; 2а-2920/2016; 2а-2921/2016; 2а-2922/2016; 2а-2923/2016; 2а-2924/2016; 2а-2925/2016; 2а-2926/2016; 2а-2927/2016; 2а-2928/2016; 2а-2929/2016; 2а-2930/2016; 2а-2931/2016; 2а-2932/2016; 2а-2933/2016; 2а-2934/2016; 2а-2935/2016; 2а-2936/2016; 2а-2937/2016; 2а-2938/2016; 2а-2939/2016 по административным исковым заявлениям Лужского городского прокурора к администрации МО Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района об обязании обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о принятии на учет бесхозяйных объектов культурного наследия: памятника археологии средневековья «Курганная группа Мерево-11»; памятника археологии 13-14 в.в. «Жальничный могильник у д. Горушка»; памятника археологии 6-10 в.в. «Одиночный Курган Турово-14»; памятника археологии 5-8 в.в. «Курган Замошье-4»; памятника археологии 11-14 в.в. «Курганная группа Нелаи-1»; памятника археологии 11-13 вв. «Курганная группа Погородье» (Подгородье-1); памятника археологии 10-13 в.в. «Городище Подгорье» (Подгородье-2); памятника археологии «Курганная группа Павшино-4»; памятника археологии средневековья «Грунтовой могильник Раковно-3»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Заполье»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Бетково-1»; памятника археологии 8-10 в.в. «Курган Бетково-2»; памятника археологии 10-13 в.в. «Курганная группа Мерево-1»; памятника археологии 10-13 в.в. «Курган Мерево-4»; памятника археологии (неолит-ранний металл, средневековье) «Стоянка и селище Мерево-9»; памятника археологии (неолит-ранний металл) «Стоянка Мерево- 8» памятника археологии (неолит-средневековье) «Многослойное поселение Мерево-10»; памятника археологии средневековья «Жальничный могильник (с камнем с выбитым крестом) Мерево-7»; памятника археологии средневековья Камень с крестом Горушка»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Турово-1»; памятника археологии 5-8 в.в. «Курган Замошье-2»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курганная группа Турово-10»; памятника археологии 6- 1(в.в. «Курганная группа Турово-12»; памятника археологии 12-16 в.в. «Селище у дер. Турово»; памятника археологии 6-10 в.в. «Одиночный курган Турово-13»; памятника археологии 10-12 в.в. «Курган Павшино-2»; памятника археологии 12 в.в. «Курган Павшино-3»; памятника археологии 10-13 в.в. «Курган Турово-2»; памятника археологии средневековья «Одиночный курган Павшино-2»; памятника археологии (неолит-2 пол. 1 тыс. н.э.) «Стоянка Мерево-11»; памятника археологии 5-8 в.в. «Курганная группа Замошье-З»; и мятника археологии 6-10 в.в. «Одиночный курган Турово-15»; памятника археологии позднего средневековья «Селище Колодно-2»; памятника археологии средневековья «Одиночный курган Мерево-13»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курганный могильник Келло-1»; памятника археологии 11 тыс.н.э. «Курганный могильник Келло-2»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курганная группа Келло-3»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курганная группа Келло-4»; памятника археологии «Курган Келло-5»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Турово-4»; памятника археологии средневековья «Курган Турово-5»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курганный могильник Турово-7», расположенный 2.1 км от Турово»; памятника археологии средневековья «Одиночный курган Павшино-3»; памятника археологии 12-14 «Курганно-жальничный могильник Путятино»; памятника археологии 8- 9 в.в. «Сопка Затуленье-1»; памятника археологии 11-14 в.в. «Курганно-жатьничный могильник Затуленье-2»; памятника археологии 10-12 в.в. «Курганная группа Калищи»; памятника археологии 11-14 в.в. «Курганно-жальничный могильник Колодно»; памятника археологии 6-12 в.в. «Курган Турово-1»; памятника археологии 5-8 в.в. «Курган Турово-3»; памятника археологии 10-13 в.в. «Курган Раковно-1»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Турово-6»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курганный могильник Турово-8»; памятника археологии 11-14 в.в. «Курганно-жальничный могильник в дер. Запишенье»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курганная группа Турово-9»; памятника археологии 6-7, 10-13в.в. «Курганная группа Мерево-3»; памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Нелаи-2».
Представители сторон и заинтересованного лица Комитета по культуре Ленинградской области в суд первой инстанции не явились.
В письменном отзыве представитель Комитета по культуре Ленинградской области просил отказать прокурору в удовлетворении требований, поскольку перечисленные в административном иске объекты культурного наследия (археологического наследия) являются объектами федерального значения и относятся к федеральной собственности в силу прямого указания Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия). Объекты культурного наследия (археологического наследия), в отношении которых заявлены исковые требования (как выявленные объекты культурного наследия, так и объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия), являются собственностью Российской Федерации и не могут быть признаны бесхозяйными. Комитет полагал, что объекты культурного наследия (археологического наследия), в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, относятся к движимым вещам, а не к недвижимому имуществу.
Решением Лужского городского суда от 1 марта 2017 года административное исковое заявление Лужского городского прокурора удовлетворено. Суд обязал администрацию муниципального образования «Заклинского сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлениями о принятии на учет следующих объектов культурного наследия (археологического наследия):
Памятника археологии 10-13 в.в. «Курган Мерево-5», расположенного в 0.3 км к востоку от д. Мерево, 0,1 км от склона коренного берега оз. Мерево;
Памятника археологии средневековья «Курганная группа Мерево-11», расположенного на северном берегу оз. Мерево, напротив д. Мерево-2, в 0,3 км В от стоянки 1;
Памятника археологии 13-14 в.в. «Жальничный могильник у д. Горушка», расположенного 1,5 км ЮЮВ д. Горушка, в урочище Старый Хутор;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Одиночный Курган Турово-14», расположенного 1,5 км СЗ от Турово, 1 км ЮЗ м/л «Чайка», 0,3 км ВЮВ р. Луга, 80 м ЮЮВ ЛЭП;
Памятника археологии 5-8 в.в. «Курган Замошье-4», расположенного в 2 км СЗ д. Замошье, 0,1 км от Ю берега озера Жеребут, в сосновом лесу;
Памятника археологии 11-14 в.в. «Курганная группа Нелаи-1», расположенного в центральной части д. Нелаи, вокруг часовни, 0,5 км к Ю от оз. Нелайского;
Памятника археологии 11-13 в.в. «Курганная группа Погородье», расположенного д. Подгородье, 2 км ССВ деревни, 50 м Ю южного берега оз. 11 Подгородненского, к С от лесной дороги в д. Замошье;
Памятника археологии 10-13 в.в. «Городище Подгородье», расположенного ЮВ околица д. Подгородье, на краю террасы правового берега р. Луга, 0,2 км от реки;
Памятника археологии 10-12 в.в. «Курганная группа Павшино-4», расположенного 0,6 км С д. Павшино, на правом берегу р. Оредеж;
Памятника археологии средневековья «Грунтовый могильник Раковно-З», расположенного д. Раковно, правый берег Раковенского ручья, на холме;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Заполье», расположенного В д. Заполье, 0,2 км севернее берега оз. Мерево, в сосновом лесу;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Бетково-1», расположенного 0.5 км ЮЗ д. Бетково, 0,3 км ЮВ оз. Мерево, на коренном берегу, на лугу;
Памятника археологии 8-10 в.в. «Курган Бетково-2», расположенного 80 м 3 д. Бетково, на краю коренного берега оз. Мерево, на опушке леса;
Памятника археологии 10-13 в.в. «Курганная группа Мерево-1», расположенного 1 км З д. Мерево, 80 м Ю коренного берега протоки, соединяющей оз. Мерево с р. Луга, в сосновом бору;
Памятника археологии 10-13 в.в. «Курган Мерево-4», расположенного 0,3 км СЗ д. Мерево, на второй надпойменной террасе южного берега оз. Мерево, в сосновом бору;
Памятника археологии (неолит-ранний металл, средневековье) «Стоянка и селище Мерево-9», расположенного 0,3 км СЗ д. Мерево, на ЮВ берегу оз. Мерево, на оконечности мыса;
Памятника археологии (неолит-ранний металл) «Стоянка Мерево-8», расположенного С оз. Мерево, напротив д. Мерево, на мысу;
Памятника археологии (неолит-средневековье) «Многослойное поселение Мерево-10», расположенного северный берег оз. Мерево, напротив д. Мерево-2, в 0,3 км В от стоянки 1;
Памятника археологии 7-14 в.в. «Жальничный могильник (с камнем с выбитым крестом) Мерево-7», расположенного 1,3 км ЮЗ оз. Мерево, 1 км Ю оз. Мерево, в еловом лесу, 800 м южнее шоссе Луга-Оредеж, напротив д/л «Восход»;
Памятника археологии средневековья «Камень с крестом у дер. Горушка», расположенного 1,5 км к ЮЮВ д. Г орушка;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Турово-1», расположенного 5,5 км СВ от Турово, 0,6 км 3 п/л «Зеленый огонек», 0,8 км С шоссе Луга- Оредеж, на 3-й надпойменной террасе;
Памятника археологии 5-8 в.в. «Курган Замошье-2», расположенного 1,5 км СЗ д. Замошье, 0,18 км от Ю берега озера Жеребут, в поле;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курганная группа Турово-10», расположенного 5 км СВ от Турово, 1 км 3 п/л «Зеленый огонек», 190 м к ЮЮЗ от р. Луга;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курганная группа Турово-12», расположенного 2,5 км С от Турово, справа от лесной дороги, на краю надпойменной террасы р. Луга, в сосновом лесу;
Памятника археологии 12-16 вв. «Селище у д. Турово», расположенного 0,5 км СЗ северо-западной окраины д. Турово, слева от дороги в п/л, на склоне, у ЮВ озера, на поле;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Одиночный курган Турово-13», расположенного 1,5 км СЗ от Турово, 1 км ЮЗ м/л «Чайка», 0,3 км ВЮВ р. Луга, 40 м ЮЮВ ЛЭП;
Памятника археологии 10-12 в.в. «Курган Павшино-2», расположенного В окраина д. Павшино;
Памятника археологии 12 в. «Курган Павшино-3», расположенного 1 км 3 от д. Павшино, на краю левого берега р. Оредеж;
Памятника археологии 10-13 в.в. «Курган Турово-2», расположенного 1,65 км С от Турово, 1,3 км Ю р. Луга, в хвойном лесу;
Памятника археологии средневековья «Одиночный курган Павшино- 2», расположенного 0,5 км С западной окраины д. Павшино;
Памятника археологии (неолит-2 пол. 1 тыс. н.э.) «Стоянка Мерево-10», расположенного СЗ берег оз. Мерево, напротив оз. Мерево, на мысу между заливом озера и протокой Перевалока;
Памятника археологии 5-8 в.в. «Курганная группа Замошье-З», расположенного 1,7 км СЗ д. Замошье, 80 м от Ю берега озера Жеребут, в еловом лесу;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Одиночный курган Турово-15», расположенного 4 км СВ от Турово, 3,5 км ЮЗ д. Мерево, 0,6 км Ю р. Луга, 0,5 км 3 ручья;
Памятника археологии позднего средневековья «Селище Колодно- 2», расположенного СВ край д. Колодно, к З от могильника;
памятника археологии средневековья «Одиночный курган Мерево- 13», расположенного 1,7 км 3 д. Мерево, 0,4 км ССЗ д/л «Молодежный», 0,6 км ЮЮВ реки Луга, 0,8 км С шоссе Луга-Оредеж;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курганный могильник Келло», расположенного 0,3 км СЗ д. Келло, 0,4 км ССЗ оз. Мерево, на берегу, в смешанном лесу;
Памятника археологии 2 пол. 1 тыс.н.э. «Курганный могильник Келло-2», расположенного 0,5 км 3 д. Келло, 0,4 км ССЗ оз. Мерево, на моренной гряде, в сосновом лесу;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курганная группа Келло-3», расположенного 0,9 км З от д. Келло, 1 км С оз. Мерево, на моренной гряде, в сосновом лесу;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курганная группа Келло-4», расположенного 1,4 км 3 д. Келло, 1 км С оз. Мерево, на моренной гряде, в сосновом лесу;
Памятника археологии «Курган Келло-5», расположенного 0,3 км. д. Келло, 0,4 км СЗ оз. Мерево, на высоком коренном берегу, в смешанном лесу, 0,25 м ЮЗ группы Келло-1;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Турово-4», расположенного 1,9 км СВ от Турово, у дороги, 80 м С ручья;
Памятника археологии средневековья «Курган Турово-5», расположенного 1 км ЮЮЗ от Турово, 0,6 км Ю п/л, в лесу;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курганный могильник», расположенный 2.1 км ССВ от Турово, на 3-й надпойменной террасе, 0,5 км ЮВ от р. Луги;
Памятника археологии средневековья «Одиночный курган Павшино- 3», расположенного 0,8 км СЗ д. Павшино;
Памятника археологии 12-14 в.в. «Курганно-жальничный могильник Путятино», расположенного 0,8 км З д. Путятино, у дороги в д. Каменка;
Памятника археологии 8-10 в.в. «Сопка Затуленье-1»,
расположенного 1 км ЮЮВ д. Затуленье, Ю берег оз. Затуленское;
Памятника археологии 11-14 в.в. «Курганно-жальничный могильник Затуленье-2», расположенного 1 км З д. Каменка, С дороги в д. Затуленье, между берегом реки Оредеж и ручьем;
Памятника археологии 10-12 в.в. «Курганная группа Калищи», расположенного 2,1 км СЗ д. Калищи, 1 км Ю левого берега р. Оредеж, на возвышенности;
Памятника археологии 11-14 в.в. «Курганно-жальничный могильник Колодно», расположенного СВ край д. Колодно, 0,3 км от берега оз. Колоденское;
Памятника археологии 6-12 в.в. «Курган Турово-1», расположенного 1.5 км С от Турово, 1,5 км ЮВ р. Луга, в хвойном лесу;
Памятника археологии 5-8 в.в. «Курган Турово-3», расположенного 1 км от Турово, 2 км от правового берега р. Луга, км от дороги в хвойном лесу;
Памятника археологии 10-13 в.в. «Курган Раковно-1», расположенного 0,25 км ЮЗ д. Раковно, 0,3 км СВ правового берега р. Луга, на берегу ручья;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Турово-6», расположенного 2,2 км С от Турово, 0,5 км. Ю р. Луга, край 3-й надпойменной террасы;
памятника археологии 6-10 в.в. «Курганный могильник Турово-8», расположенного 2,2 км СВ от Турово, 0,7 км Ю р. Луга, на ее 3-й террасе, 70 м к ЮВ от лесной дороги;
Памятника археологии 11-14 в.в. «Курганный жальничный могильник в дер. Запишенье», расположенного 0,25 км Ю д. Запишенье, 0,7 км С д. Заполье, 1 км С оз. Мерево, вдоль дороги Запишенье-Заполье, в лесу;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курганная группа Турово-9», расположенного 3,5 км СВ от Турово, 0,8 км Ю р. Луга, на ее 3-й террасе, 40 м от лесной дороги;
Памятника археологии 6-7, 10-13 в.в. «Курганная группа Мерево-3», расположенного 0,1 км СЗ д. Мерево, на коренном берегу оз. Мерево, в сосновом бору;
Памятника археологии 6-10 в.в. «Курган Нелаи-2», расположенного 1,6 км ССВ д. Нелаи, 210 м С оз. Нелайского.
На поставленное судом решение Комитетом по культуре Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, вследствие несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. В жалобе поддерживается правовая позиция, изложенная в суде первой инстанции.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 18 Закона об объектах культурного наследия после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. Историко-культурная экспертиза выявленного объекта, на основании которой определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, до настоящего времени не проведена.
В части 4 статьи 64 Закона об объектах культурного наследия указано, что объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, относятся к выявленным объектам культурного наследия.
Соответственно, на данный момент решение об отнесении объекта культурного наследия к той или иной категории историко-культурного значения не принято, и как следствие этого является бесхозяйным имуществом, так как собственник его неизвестен.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Пункт 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в том числе имущество необходимое для сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Статья 9.3 Закона об объектах культурного наследия относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственную охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Пунктом 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, предусмотрено принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, вышеперечисленные объекты культурного наследия не находятся ни в собственности Ленинградской области, ни в собственности Российской Федерации. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах собственности на спорные объекты культурного наследия. Спорные объекты культурного наследия находятся на территории муниципального образования Заклинского сельское поселение Лужского муниципального образования Ленинградской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что именно администрация муниципального образования Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области несет обязанность по осуществлению государственной регистрации права на недвижимое имущество и оформлению требуемой по закону документации.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует закону.
Доводы административного ответчика о том, что административный истец не представил доказательства, того, что объект является недвижимым имуществом, не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку российское законодательство практически не использует термин «движимые памятники истории и культуры», заменяя его термином «культурные ценности».
Исходя из совокупности доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность на администрацию Заклинского сельского поселения обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия.
В статье 20 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» перечислено движимое имущество: предметы старины, произведения изобразительного и декоративно - прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Приказом Министерства культуры СССР от 12 февраля 1986 года № 53 утверждена Инструкция о порядке учета и хранения движимых памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан. Инструкция, в частности, устанавливает примерный перечень объектов движимого имущества, являющихся памятниками истории и культуры. К их числу относятся: археологические материалы; этнографические памятники, в том числе предметы народного быта; естественно-исторические материалы; нумизматические коллекции или отдельные уникальные предметы нумизматики, бонистики, сфрагистики, геральдики из различных материалов; детали архитектуры, архитектурной керамики, стенописей и мозаики; живопись, графика, скульптура (картины, эскизы, рисунки, акварели, пастели, миниатюры, экслибрисы, гравюры, скульптурные произведения всех видов и т.п.); иконы и предметы религиозных культов; произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные из различных материалов; авторские произведения мастеров народных художественных промыслов; научные и бытовые приборы; художественное холодное и огнестрельное оружие; редкие музыкальные инструменты; мемориальные предметы государственных и общественных деятелей, выдающихся представителей науки и культуры.
Статья 3 Основ законодательства о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 года № 3612-1 дает понятие культурных ценностей - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Спорные объекты, как движимое имущество в указанных актах не перечислены, в связи с чем, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что спорные объекты культурного наследия являются недвижимым имуществом.
Как указано в статье 6 Закона об объектах культурного наследия под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Таким образом, охрана объекта культурного наследия включает в себя учет объектов культурного наследия и принятие иных мер предусматривающих финансовое и иное материально-техническое обеспечение, которое невозможно без соответствующей регистрации объекта культурного наследия.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, на законность постановленного судом решения не влияют и его отмену не влекут.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
определила:
Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 1 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по культуре Ленинградской области без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
(Судья Михайлов В.В.)