Дело № №-4259/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 28 июля 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Астапенко С.А.
судей Морозковой Е.Е., Муратовой С.В.,
при секретаре Соболевой Н.Е.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации на решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 марта 2016 года по административному делу №а-1367/2016 по административному исковому заявлению Ю.Б. к главному государственному таможенному инспектору ОТО и ТК№ 2 МАПП Торфяновка Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России ФИО1, Выборгской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России о признании незаконным требования таможенного органа и обязании произвести таможенное оформление товара и выпуск его для личного пользования
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., представителя Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения Ю.Б. и его адвоката Андреева В.В., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Ю.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что 14 апреля 2015 года ввез на таможенную территорию Таможенного союза 5 штык-ножей времен I – II мировых войн, общей стоимостью <данные изъяты>. Вместе с товаром для таможенного оформления представил пассажирскую декларацию, где в графе 4 указал товар - штык-ножи в количестве <данные изъяты>.
В ходе таможенного контроля на таможенный пост было представлено искусствоведческое исследование от ДД.ММ.ГГГГ№ Управления Министерства культуры по Северо-Западному Федеральному округу, согласно которому штык-ножи являются культурными ценностями. Также таможенному органу было представлено заключение Управления Министерства культуры по Северо-Западному Федеральному округу, что данные культурные ценности прошли регистрацию в установленном порядке регистрационный N3 104 от 15.05.2015г., поставлены на учет в Министерстве культуры Российской Федерации. В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом была назначена экспертиза, которой также подтверждено, что штык-ножи являются культурными ценностями по времени их создания, подпадают под действие Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и относятся к категории антикварного холодного оружия, изготовленного до конца 1945 года.
Между тем, таможенное оформление товара завершено не было, товар не был выпущен для личного пользования, а был задержан, о чем составлен протокол задержания товаров и документов от ДД.ММ.ГГГГ.
Причиной задержания товара, явилось отсутствие разрешения МВД России и заключения (разрешительного документа), выданного МВД России по единой форме в соответствии с Приложением N1 к Решению Коллегии евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 г. N45, ограниченного к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.
Административный истец считает, что задержание товара, являющимся антикварным холодным оружием и отказ выпустить его для личного пользования по мотиву отсутствия разрешения МВД России не основан на законе и нарушает его права по владению и пользованию, принадлежащим имуществом. Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд:
- признать незаконными требование Выборгской таможни СЗТУ ФТС России, как условие выпуска товара - штык-ножей I - II мировых войн в количестве 5 штук, предоставить разрешение МВД России и заключение (разрешительный документ) по форме в соответствии с Приложением N1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 г. N45 на ввоз указанного товара, обязать Выборгскую таможню СЗТУ ФТС России произвести таможенное оформление указанного товара и выпуск его для личного пользования.
В ходе рассмотрения дела, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен главный государственный таможенный инспектор ОТО и ТК N2 МАПП Торфяновка Выборгской таможни СЗТУ ФТС России ФИО1; в порядке ч.2 ст.221 КАС РФ к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена Выборгская таможня СЗТУ ФТС России; в качестве заинтересованного лица - СЗТУ ФТС России.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 марта 2016 года административное исковое заявление Ю.Б., удовлетворено. Суд признал незаконными требование Выборгской таможни СЗТУ ФТС России, как условие выпуска товара - штык-ножей I - II мировых войн в количестве 5 штук, предоставить разрешение МВД России и заключение (разрешительный документ) по форме в соответствии с Приложением N1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 года N45 на ввоз указанного товара, обязал Выборгскую таможню СЗТУ ФТС России произвести таможенное оформление товара (штык-ножи I - II мировых войн в количестве <данные изъяты>) и выпуск его для личного пользования.
В апелляционной жалобе Выборгская таможня СЗТФ ФТС России просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель Выборгской таможни СЗТУ ФТС России по доверенности ФИО2, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила суд их удовлетворить.
Ю.Б. и его адвокат Андреев В.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Главный государственный таможенный инспектор ОТО и ТК N2 МАПП Торфяновка Выборгской таможни СЗТУ ФТС России ФИО1, представитель Северо-Западного таможенного управления ФТС России о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили.
В соответствии со ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт "в"), определение порядка продажи и покупки оружия (пункт "м") находятся в ведении Российской Федерации. Во взаимосвязи со статьями 18, 22 (часть 1), 35 (части 1, 2, и 4), 44 (части 2 и 3) и 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации это означает, что государство в лице федерального законодательства берет на себя обязательство обеспечивать в рамках соответствующего правового регулирования адекватную защиту общественной безопасности, жизни и здоровья людей, реализацию права собственности, а также сохранение исторического и культурного наследия, в том числе его превентивную защиту посредством конкретизации правового режима (определения законных оснований) оборота холодного оружия, представляющего (могущего представлять) культурную ценность, но не утрачивающего при этом поражающих свойств, которые позволяют отнести его к оружию.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон "Об оружии") к холодному оружию относится оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.
Изменениями, внесенными в Закон "Об оружии" Федеральным законом N 113-ФЗ от 10 июля 2012 года, часть первая статьи 1 Закона "Об оружии" дополнена абзацем, определяющим понятие старинного (антикварного) оружия. К старинному (антикварному) оружию относится огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации N 18-П от 17 июня 2014 года "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобой гражданки Н.В.", Федеральный закон "Об оружии" в действующей редакции определяет в качестве оружия, имеющего культурную ценность, оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в том числе старинное антикварное оружие, т.е. огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.
При этом, возможность обретения оружием статуса исторической, художественной, научной или иной культурной ценности была признана Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4-4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (статья 21). Применяющийся с 01 июля 1999 года ГОСТ Р 51215-98 "Оружие холодное. Термины и определения" конкретизирует соответствующие нормы Федерального закона "Об оружии" и распространяется на холодное оружие, на изделия хозяйственно-бытового и производственного назначения, а также использует понятие антикварного холодного оружия, которым признается оружие, изготовленное более 50 лет назад и исторического холодного оружия, которым признается оружие, изготовленное до 1891 года (пункты 3.24 и 3.25).
Таким образом, на законодательном уровне холодное оружие, имеющее культурную (историческую) ценность, рассматривается как обладающее не только соответствующими поражающими свойствами, но и особой историко-культурной ценностью, критериями которой служат дата изготовления ("возраст") либо творческое варьирование конструкции, внешнего вида или художественной отделки, а потому допустимость оборота такого оружия не может не зависеть от его культурного предназначения и, следовательно, не может не затрагивать и правоотношения, регулирование которых направлено на сохранение предметов, имеющих культурную ценность, а не только на обеспечение общественной безопасности и предупреждение незаконного распространения оружия.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты>. из Финляндии на таможенную территорию Таможенного союза, таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни (пос.Торфяновка Выборгского района Ленинградской области, № км автодороги «Скандинавия» Е18, № км. от города Выборга) прибыло легковое транспортное средство марки Hyundai №/Хундай №, государственный регистрационный номер № (идентификационный VIN №ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, под управлением Ю.Б.
После прохождения паспортного контроля Ю.Б. заполнил и предоставил вместе с товаром к таможенному оформлению пассажирскую таможенную декларацию (далее ПТД) от ДД.ММ.ГГГГ, где в графе 4 был указан товар - штык - ножи в количестве <данные изъяты>, общей стоимостью <данные изъяты>
В ходе таможенного оформления должностным лицом таможенного поста принято решение о назначении идентификационной экспертизы в отношении товара - штык-ножей в количестве 5 штук, с постановкой перед экспертом вопроса, является ли данный товар холодным оружием.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ№ таможенного эксперта Экспертно-Криминалистической службы регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> (далее ЭКС РФ ЦЭКТУ СПб), представленные на исследование предмета - штык-ножи отнесены к категории боевого холодного оружия колюще-режущего действия, свободный оборот холодного оружия запрещен.
В рамках таможенного контроля Ю.Б. таможенному органу было представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ Управления Министерства культуры РФ по СЗФО искусствоведческого исследования, согласно которого данные штык-ножи, являются культурными ценностями.
В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ№ таможенного эксперта ЭКС РФ ЦЭКТУ СПб, представленные на экспертизу предметы - штык-ножи относятся к категории культурных ценностей по времени создания; подпадают под действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; относятся к категории антикварного холодного оружия, изготовленного до конца 1945 года в соответствии с Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ N150 «Об оружии».
Согласно сообщению Управления Министерства культуры Российской Федерации по СЗФО в адрес таможенного поста МАПП Торфяновка, ввезенные в личное пользование Ю.Б. культурные ценности:
1) штык итальянский образца ДД.ММ.ГГГГ к винтовкам Манлихер-Каркано, итальянского производства, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ;
2) штык немецкий парадный, ДД.ММ.ГГГГ.г., производства Германия, ДД.ММ.ГГГГ
3) штык шведский образца ДД.ММ.ГГГГ. к винтовке системы Маузера обр. ДД.ММ.ГГГГ производства Швеция, конец ДД.ММ.ГГГГ;
4) немецкий штык образца ДД.ММ.ГГГГг., нового типа, производства Германия, конец ДД.ММ.ГГГГ;
5) штык шведский образца ДД.ММ.ГГГГ к винтовке системы Маузера обр. ДД.ММ.ГГГГ., производства Швеция, конец ДД.ММ.ГГГГ
зарегистрированы в установленном порядке, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из материалов дела, таможенное оформление товара, ввезенного Ю.Б. на таможенную территорию Таможенного союза завершено не было, спорный товар таможенным органом был задержан, о чём составлен протокол задержания товаров и документов от ДД.ММ.ГГГГ.
Причиной приостановления таможенного оформления спорных штык-ножей в количестве <данные изъяты>, принадлежащих Ю.Б. и в отказе выпуска данного товара в свободное обращение на территории РФ, явилось отсутствие у последнего на перевозимый товар разрешения МВД России и заключения разрешительного документа), выданного МВД России по единой форме в соответствии с Приложением N1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 г. N45, ограниченного к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.
На основании вышеуказанных норм, принимая во внимание заключение таможенного эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия соглашается с доводом суда первой инстанции о том, что спорные штык-ножи относятся к антикварному оружию (так как являются холодным оружием, изготовленным до конца ДД.ММ.ГГГГ).
В силу статьи 7 Закона "Об оружии", обязательное подтверждение соответствия оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия проводится на основании заключения государственной экспертизы, подтверждающего подлинность оружия, имеющего культурную ценность, либо соответствие копии старинного (антикварного) оружия или реплики старинного (антикварного) оружия конкретному образцу оружия, имеющего культурную ценность. Государственная экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.
Из статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" следует, что правоотношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии со статьей 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Статьей 17 Закона "Об оружии" установлено, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия иностранными юридическими лицами осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.
Согласно статьи 23 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
На основании части 4 статьи 13 Закона "Об оружии" (в редакции ФЗ N 113-ФЗ от 10 июля 2012 года) длинноствольное одноствольное старинное (антикварное) огнестрельное оружие, копии длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, реплики длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, старинное (антикварное) холодное оружие, списанное оружие регистрации не подлежит. Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеют право приобретать такое оружие без получения лицензии.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "Об оружии" (в редакции ФЗ N 113-ФЗ от 10 июля 2012 года) хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в органах внутренних дел не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия.
В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации N 18-П от 17 июня 2014 года "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобой гражданки Н.В." отмечено, что по смыслу взаимосвязанных положений Федерального закона "Об оружии" (статьи 3, 13, 20, 22 и др.) в редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2012 года N 113-ФЗ, который, как следует из пояснительной записки к нему, был направлен на приведение порядка оборота оружия, имеющего культурную ценность, в соответствие с законодательством о культуре и культурных ценностях, граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, вправе иметь в собственности гражданское оружие, включая холодное оружие, для использования в том числе в культурных и образовательных целях и правомочны приобретать, хранить, продавать, дарить его и т.д. При этом статья 13 названного Федерального закона, предусматривающая право граждан приобретать старинное (антикварное) холодное оружие без получения лицензии на его приобретение и регистрации в органах внутренних дел, по существу, подтверждает разрешенность оборота такого рода оружия.
Таким образом, учитывая положения Закона "Об оружии", суд пришёл к обоснованному выводу, что для ввоза на территорию Российской Федерации антикварного оружия не требуется получение разрешительного документа от МВД Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309-311, 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
(судья Гомзяков А.Г.)