Председательствующий по делу Власенко А.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-426
18 апреля 2019 г. г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Манохина В.В., Новикова М.Ю.,
при секретаре Мусатовой Е.О.
с участием административного истца ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2019 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1 ФИО7 об оспаривании действий заместителя начальника отдела № 1 (г. Кубинка Одинцовский район Московская область) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1-й отдел ЗРУЖО), связанных с отказом во включении административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 с января 2016 года проходит военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцирующейся в п. Нахабино Красногрского района Московской обл., в должности <данные изъяты> военного оркестра.
С 8 октября 2015 г. по 29 августа 2017 г. он был зарегистрирован в принадлежащей его родной сестре на праве собственности комнате, жилой площадью 13,7 кв.м, в коммунальной квартире в г. Москве. 29 августа 2017 г. он снялся регистрационного учёта и зарегистрировался по адресу войсковой части №.
В целях реализации права на предоставление служебного жилого помещения он обратился с соответствующим заявлением в 1-й отдел ЗРУЖО.
Однако решением заместителя начальника 1-го отдела ЗРУЖО от 22 ноября 2017 г. № № ФИО1 отказано во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в войсковой части № со ссылкой на то, что он добровольно снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, которое расположено в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте. Данное решение получено административным истцом 10 января 2018 г. и им не оспаривалось.
После этого ФИО1 повторно обратился в 1-й отдел ЗРУЖО с заявлением о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы, в удовлетворении которого решением заместителя начальника 1- го отдела ЗРУЖО 5 декабря 2018 г. № № было отказано по таким же основаниям, как и изложенным в решении 1-го отдела ЗРУЖО от 22 ноября 2017 г.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным указанное решение 1-го отдела ЗРУЖО и обязать начальника этого жилищного органа включить его в список на предоставление служебных жилых помещений.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование жалобы указывает, что время прибытия от жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, до места дислокации воинской части по данным электронного путеводителя составляет 1 час 47 минут, что в случае объявления боевой тревоги не позволяет ему своевременно прибыть в воинскую часть.
Отмечает, что его действия по снятию в августе 2017 г. с регистрационного учета в квартире в г. Москве не являются добровольными, так как обусловлены просьбой об этом его сестры, которая является собственником этого жилого помещения и вправе им распоряжаться по своему усмотрению.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Из анализа указанных правовых норм следует, что обеспеченность военнослужащего жильем в соответствующем близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте не порождает у него права на получение служебного жилого помещения, следовательно, основания для включения такого военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений отсутствуют.
Из материалов дела видно, что ФИО1 12 января 2016 г. сроком на три года заключил с Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части № первый контракт о прохождении военной службы.
На момент заключения контракта он проживал в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое на праве собственности принадлежит его родной сестре.
При этом в указанном жилом помещении он был зарегистрирован по месту жительства в качестве члена семьи собственника жилого помещения с 8 октября 2015 г. по 29 августа 2017 г., а с указанной даты по настоящее время имеет регистрацию по адресу воинской части в п. Нахабино Красногорского района.
Согласно сведениям, содержащимся в сети «Интернет», п. Нахабино входит в состав Красногорского района, который имеет общую границу с г. Москва, расстояние между ними составляет примерено 45 километров, а время следования от места жительства ФИО1 в г. Москве до места службы на общественном транспорте составляет примерно 1 час 35 минут. При этом возможность регулярного перемещения между п. Нахабино и г. Москвой обеспечивается разветвленной транспортной инфраструктурой, позволяющей выбрать различные способы и маршруты движения.
При таких обстоятельствах наличие у ФИО1 до 29 августа 2017 г. права пользования жилым помещением в г. Москве свидетельствовало об обеспеченности его жилым помещением в близлежащем к месту его службы населенном пункте, в связи с чем отсутствовали основания для включения его в списки на предоставление служебных жилых помещений.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что предоставление ФИО1 служебного жилья необходимо в интересах боевой готовности части, не ставит под сомнение данный вывод, поскольку данных о том, что удаленность дислокации воинской части, где он проходит военную службу, не позволяет административному истцу своевременно прибывать на службу либо не в полной мере исполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности, в деле не имеется.
Кроме того, при поступлении на службу в войсковую часть № ФИО1 были известны условия прохождения службы в этой воинской части, что не явилось препятствием для заключения им 12 января 2016 г. контракта о прохождении военной службы.
Судебная коллегия также учитывает, что согласно представленной войсковой части № справки при приведении воинской части в различные степени боевой готовности, время прибытия военнослужащих по контракту на службу составляет 1 час 30 минут.
По вопросу о наличии у административного истца места для проживания после снятия его с регистрационного учета в квартире сестры судом первой инстанции также учтено, что согласно имеющимся в материалах дела документам административный истец в апреле 2012 года по договору купли-продажи стал собственником 1/2 доли в квартире, обшей площадью 46,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
В силу пп. 1 и 2 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения этих требований суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
С учетом изложенного, поскольку ФИО1, добровольно снявшись 29 августа 2017 г. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> и зарегистрировавшись по адресу воинской части, совершил действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, и создал условия для признания его нуждающимся в служебном жилом помещении, то эти намеренные действия административного истца свидетельствуют о злоупотреблении им правом на обеспечение служебным жилым помещением от военного ведомства.
При таких обстоятельствах и учитывая, что жилищным органом административному истцу обосновано отказано во включении в списки на предоставление служебных жилых помещений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что его требования об отмене решения заместителя начальника 1- го отдела ЗРУЖО 5 декабря 2018 г. и возложении обязанности включить в указанные списки не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного выше, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия.
определила:
решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 15 февраля 2019 г. по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО7 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: