ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4265/2016 от 01.09.2016 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33а-4265/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 01 сентября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Аняновой О.П.

судей Самыгиной С.Л., Щербаковой Ю.А.

при секретаре Фироновой Д.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чаплыгиной Н.Г. к ОМВД России по г. Валуйки и Валуйскому району Белгородской области о признании незаконным отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации,

по апелляционной жалобе Чаплыгиной Н.Г.

на решение Валуйского районного суда Белгородской области от 24 июня 2016

Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения административного истца Чаплыгиной Н.Г., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представителя административного ответчика ОМВД России по г. Валуйки и Валуйскому району Соколовой Т.И., возражавшей против ее удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Чаплыгина Н.Г. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она родилась <данные изъяты> в г. <данные изъяты>, являлась гражданской СССР.

11.08.1995 приобрела гражданство Российской Федерации в соответствии с пунктом «г» статьи 18 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» в консульстве Российской Федерации в Республике <данные изъяты>.

26.04.2016 обратилась в отделение № 1 УФМС России по Белгородской области с заявлением о документировании ее паспортом гражданина Российской Федерации.

Поскольку в установленный законодательством срок ее заявление разрешено не было, расценивает это как отказ в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.

Считает, что отказом в документировании ее паспортом гражданина Российской Федерации нарушены ее права гарантированные положениями статей 2,6,18,39,55 Конституции Российской Федерации.

Просила признать незаконным отказ отделения № 1 УФМС России по Белгородской области в выдаче ей паспорта гражданина Российской Федерации, возложить на административного ответчика обязанность выдать ей паспорт гражданина Российской Федерации.

Решением Валуйского районного суда Белгородской области от 24.06.2016 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе Чаплыгина Н.Г. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении ее административного иска.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее – КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232, пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Порядок выдачи (замены) паспорта гражданина Российской Федерации установлен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 30.11.2012 № 391 (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 17 Административного регламента выдача (замена) паспорта производится ФМС России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина.

Пунктами 23 - 30.3 Административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по выдаче (замене) паспорта, которыми являются: заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (приложение № 1 к Административному регламенту), заполненное от руки или машинописным способом гражданином, лично обратившимся за получением паспорта; свидетельство о рождении; две личные фотографии (идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи заявления о выдаче паспорта); документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте: документы воинского учета (при наличии соответствующего основания), свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака (при наличии указанного факта), свидетельства о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (при наличии), реквизиты квитанции об уплате госпошлины.

При обращении за получением паспорта в случаях, установленных пунктом 2.1 Административного регламента, гражданин дополнительно представляет также документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (заграничный паспорт) при приобретении гражданства Российской Федерации, а также если гражданин постоянно проживает или проживал за пределами Российской Федерации, пребывает на территории Российской Федерации и желает получить паспорт (пункт 29.1.Административного регламента).

В соответствии с пунктом 60 вышеназванного регламента, основанием для начала административной процедуры является подача заявления о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (приложение № 1 к Административному регламенту) и всех необходимых документов.

Отсутствие или неполнота обязательных для указания сведений в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (приложение № 1 к Административному регламенту); непредоставление документов, указанных в пунктах 23 - 30.3 Административного регламента, в том числе реквизитов квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины, является основанием для отказа в приеме документов (пункт 35 Административного регламента).

Если заявителем представлены не все документы, необходимые для выдачи (замены) паспорта, и (или) личные фотографии не соответствуют установленным пунктом 25 Административного регламента требованиям, сотрудник, ответственный за прием документов, или сотрудник многофункционального центра не принимает представленное заявление о выдаче (замене) паспорта, а гражданину предлагается представить недостающие документы и (или) новые фотографии (пункт 75 Административного регламента).

Как видно из материалов, представленных административным ответчиком в суд апелляционной инстанции, 26.04.2016 Чаплыгина Н.Г. обратилась в отделение № 1 УФМС России по Белгородской области с заявлением о документировании ее паспортом гражданина Российской Федерации, предоставив при этом: заявление, напечатанное в произвольной форме, которое не содержало обязательных для указания сведений в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, копию паспорта гражданина СССР, копию свидетельства о рождении.

Поскольку документы, предусмотренные Административным регламентом, Чаплыгиной Н.Г. не были представлены, процедура оформления паспорта не была начата, и письмом отделения № 1 УФМС России по Белгородской области от 10.05.2016 за № 1487 Чаплыгиной Н.Г. сообщалось о том, какие документы ей необходимо представить для оказания государственной услуги по выдаче паспорта.

В суде апелляционной инстанции Чаплыгина Н.Г. не оспаривала тот факт, что иные документы, кроме вышеуказанных, в том числе заявление о выдаче паспорта по форме № 1П (приложение № 1 к Административному регламенту), фотографии, заграничный паспорт, реквизиты квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины, она в органы УФМС не предоставляла, в том числе и после получения ее представителем письма отделения № 1 УФМС России по Белгородской области от 10.05.2016.

При таких обстоятельствах, поскольку Чаплыгина Н.Г. не предоставила заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (приложение № 1 к Административному регламенту) и все необходимые документы, действия отделения № 1 УФМС России по Белгородской области соответствовали вышеприведенным требованиям Административного регламента, а доводы административного истца о том, что ей было отказано в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации не нашли своего подтверждения.

Согласно пункту 37 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче (замене) паспорта являются: отсутствие у лица гражданства Российской Федерации; недостоверные сведения, указанные в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (приложение № 1 к Административному регламенту); отсутствие сведений об уплате государственной пошлины, содержащихся в Государственной системе о государственных и муниципальных платежах.

Решение о выдаче или замене паспорта принимает руководитель подразделения после проверки представленных документов (пункт 85 Административного регламента).

При рассмотрении дела доказательств, свидетельствующих о том, что такое решение принималось административным ответчиком, как того требуют положения статьи 226 КАС РФ не представлено, а судом не установлено.

Из вышеприведенных норм права следует, что административному истцу для начала административной процедуры, по крайней мере, необходимо представить документы, указанные в пункте 23 - 30.3 Административного регламента.

Доводы административного истца Чаплыгиной Н.Г., которые подтвердил в суде апелляционной инстанции свидетель Ч., оказывающий административному истцу помощь в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации, о том, что сотрудниками отделения № 1 УФМС России по Белгородской области в принятии документов отказывается под различными предлогами, в том числе и ввиду несоответствия дат ее рождения, указанных в свидетельстве о рождении и в паспорте СССР, правового значения при рассмотрении настоящего дела, в котором названные действия не оспариваются, не имеют.

Названные обстоятельства, в качестве оснований, препятствующих началу административной процедуры, отделением № 1 УФМС России по Белгородской области в письме от 10.05.2016 не указывались.

При таких обстоятельствах, конституционные права Чаплыгиной Н.Г., на чем она настаивает в апелляционной жалобе, отделением № 1 УФМС России по Белгородской области при рассмотрении ее заявления от 26.04.2016 нарушены не были.

Ссылка в апелляционной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 28.05.2013, не подрывает правильность выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку названный судебный акт принят по спору, возникшему при иных обстоятельствах.

Негативные последствия, о которых указывает Чаплыгина Н.Г. о том, что она до настоящего времени не документирована паспортом гражданина Российской Федерации, существуют вследствие того, что она, приобретя, как она утверждает 11.08.1995 гражданство Российской Федерации в Консульстве Российской Федерации в Республике <данные изъяты>, до настоящего времени за получением паспорта гражданина Российской Федерации, с соблюдением установленного законом порядка не обратилась.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309,310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Валуйского районного суда Белгородской области от 24 июня 2016 по административному делу по административному иску Чаплыгиной Н.Г. к ОМВД России по г. Валуйки и Валуйскому району Белгородской области о признании незаконным отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации оставить без изменения, апелляционную жалобу Чаплыгиной Н.Г. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи