Дело №33а-4280/2018
Судья Кострюков П.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 19 декабря 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда
в составе:
председательствующего Курохтина Ю.А.,
судей: Корнеевой А.Е., Карнауховой И.А.,
при секретаре Кулешовой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Тамбовской области к Никоненко Анатолию Михайловичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
по апелляционной жалобе Никоненко Анатолия Михайловича на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия,
установила:
Межрайонная ИФНС России №3 по Тамбовской области обратилась в суд с административным иском к Никоненко А.М. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2012, 2013 и 2014 годы в размере 24478 руб. по сроку уплаты 01.10.2015, и пени по земельному налогу в размере 33,66 руб. за период с 02.10.2015 по 06.10.2015.
В обоснование заявленных административных требований указано, что административный ответчик является собственником земельных участков, расположенных по адресу: - Тамбовская область, г*** и соответственно является плательщиком земельного налога исчисленного на данные земельные участки. Административному ответчику был исчислен земельный налог за 2012, 2013, 2014 годы по сроку уплаты 01.10.2015 в общем размере 24478 руб. В установленный срок земельный налог уплачен не был. За несвоевременную уплату земельного налога за 2012 г., 2013 г., 2014 г. по сроку уплаты 01.10.2015, административному ответчику начислены пени в размере 33,66 руб. за период с 02.10.2015 по 06.10.2015. В связи с тем, что земельный налог и пени административным ответчиком не были уплачены, административному ответчику было направлено требование № *** по состоянию на 14.10.2015, в котором предложено в срок до 25.11.2015 погасить имеющуюся задолженность. Однако данное требование административным ответчиком не исполнено. 23.01.2018 определением мирового судьи участка №4 Ленинского района г. Тамбова был отменен судебный приказ от 27.05.2016 о взыскании в пользу налогового органа с Никоненко А.М. задолженности по уплате налогов.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 августа 2018 года административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Тамбовской области удовлетворен: с Никоненко А.М. взыскана задолженность по земельному налогу в сумме 24478 руб., пени по земельному налогу в сумме 33 руб. 66 коп. и государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 935 руб. 35 коп.
В апелляционной жалобе Никоненко А.М. просит изменить названное решение суда, снизив взысканные суммы с учетом налоговой амнистии.
Мотивирует тем, что недоимка по налогу за 2012 и 2013 годы образовалась после 01 декабря 2013 г. и после 01 декабря 2014 г., то есть по состоянию на 01 января 2015 года налоговому органу уже было известно о недоимки по налогу за 2012 и 2013 годы. Следовательно, недоимка за названный период подлежит амнистированию в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении обжалуемого решения по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ч.4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Никоненко А.М. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: - Тамбовская область, ***
В адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление от №*** от 20.05.2015 на уплату земельного налога за 2012,2013,2014 год.
Обязанность по уплате налога Никоненко А.М. не исполнена, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности и направлено требование №*** от 14.10.2015 об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком исполнения до 25 ноября 2015 года, которое также оставлено ответчиком без исполнения.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Тамбова № 2 -573/2016 от 27 мая 2016 года с Никоненко А.М. взыскана задолженность по налогам.
Данный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Тамбова от 23 января 2018 года.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административные исковые требования налогового органа, суд исходил из того, что не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате начисленного земельного налога за 2013,2014 гг. а следовательно налоговым органом обосновано начислены пени.
Судебная коллегия не может согласиться с данной позиций в части начисления налога и пени за 2013 год, поскольку судом при вынесении решения неверно применены нормы материального права, не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
При этом, судебная коллегия учитывает, что Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (часть 1 статьи 12).
В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Соответственно, по смыслу данной нормы датой образования недоимки является дата, определяющая срок уплаты того или иного вида налога.
Вопрос о возможности применения в данном деле положений Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ к взыскиваемой сумме как налога за 2013 г., так и пени судом первой инстанции не обсуждался. Хотя пеня является мерой налоговой ответственности, санкцией, применяемой налоговым органом при несвоевременной уплате основной задолженности, и соответственно, при безнадежности основной задолженности не подлежат взысканию и пени, начисленные в связи с её несвоевременной уплатой.
Поскольку в соответствии с положениями части 9 статьи 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц», действовавшего до 01.01.2015, срок уплаты земельного налога за 2013 г. для Никоненко А.М. наступил 01.11.2014 г., соответственно, недоимка по налогу лиц за указанный налоговый период признается безнадежной и не подлежит взысканию с налогоплательщика, как не подлежат взысканию и суммы пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой налога.
По мнению судебной коллегии, наличие судебного решения, принятого до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не исключает применение положений статьи 14 данного закона после даты его вступления в силу.
Приходя к выводу о необходимости применения положений статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», судебная коллегия исходит также из того, что пунктами 1 и 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлен принцип равенства налогообложения и налогоплательщиков, который должен соблюдаться и при определении круга лиц, подпадающих под действие закона «о налоговой амнистии». Вопрос о списании безнадежной задолженности, имевшей место за один и тот же налоговый период, не может быть поставлен в зависимость от различных дат направления налогоплательщикам налоговых уведомлений, тем более в случае, если более поздняя дата направления налогового уведомления не связана с виновным поведением налогоплательщика, препятствующим своевременному направлению такого уведомления в его адрес. Иной подход поставил бы в неравное положение налогоплательщиков, не уплативших налог за один и тот же налоговый период, имевший место до 01.01.2015, в адрес которых налоговые уведомления направлялись после окончания каждого налогового периода, и налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам за тот же самый период, которым уведомление было направлено через три года после окончания этого налогового периода.
Из положений статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что целью законодателя при принятии данного закона являлось упорядочение налогообложения и списание задолженности налогоплательщиков – физических лиц по налогу на имуществу, транспортному и земельному налогу, образовавшейся за налоговые периоды, срок уплаты налогов по которым имел место до 01.01.2015 года. Таким образом, задолженность налогоплательщиков за период 2011 – 2013 гг. охватывается действием данного закона, и налогоплательщики освобождаются от уплаты задолженности по налогам за указанный период.
То обстоятельство, что налоговое уведомление об уплате налога на имуществом за 2013,2014 г.г. было направлено в адрес Никоненко А.М. после 01.01.2015, не может ставить его в неравное положение с остальными налогоплательщиками, которым налоговые уведомления были направлены по окончании каждого налогового периода, и которые в силу статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» освобождаются от уплаты налога за указанный период.
Документов, свидетельствующих о том, что направление налогового уведомления в адрес Никоненко А.М. после 01.01.2015 было связано с его виновным поведением, препятствующим направлению данного уведомления до указанного срока, материалы дела не содержат.
Кроме того, статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорные налоговые периоды) не содержала положений об обязанности налогоплательщиков сообщать в налоговый орган о наличии в собственности объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в случае неполучения ими налоговых уведомлений. Пункт 2.1, предусматривающий такую обязанность был включен в текст статьи 23 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ, вступившим в силу с 01.01. 2015.
Таким образом, со стороны налогоплательщика Никоненко А.М. не имело место неисполнения каких-либо требований закона, кроме обязанности по уплате налога за 2013 г., на освобождение от которой и направлено действие закона «о налоговой амнистии».
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией административного истца, представленной в письменной форме по запросу суда апелляционной инстанции, об отсутствии оснований для применения «налоговой амнистии» к сумме пени, являющейся предметом спора по настоящему делу.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции в части взыскания земельного налога за 2013 г. и пени начисленной на данную сумму налога. Несмотря на то, что в содержании административного иска указано на взыскание задолженности за 2012 г., однако исходя из расчета приложенного как к административному иску, так и представленному в суд апелляционной инстанции, задолженность по земельного налогу за 2012 г. не усматривается и в общую сумму взыскания не включена.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 августа 2018 года по административному иску Межрайонной ИФНС России №3 по Тамбовской области к Никоненко Анатолию Михайловичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, изменить.
Взыскать с Никоненко Анатолия Михайловича задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 15446 руб., пени в размере 21,24 руб.
Взыскать с Никоненко Анатолия Михайловича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 617,84 руб.
В удовлетворении исковых требований к Никоненко Анатолию Михайловичу в части взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2013 год отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: