Председательствующий: Изотенко Д.А. Дело № 33а-4280/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 07 июня 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО11 к Алуштинскому городскому совету о признании незаконным п. 1.30 решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 08 сентября 2017 года № 42/2, по апелляционной жалобе ФИО2 ФИО12 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 января 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя ФИО2 ФИО13 – Вольского ФИО14 поддержавшего доводы жалобы, пояснения представителя Алуштинского городского совета Республики Крым ФИО3 ФИО15 просившего отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
ФИО2 ФИО16 обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим п. 1.30 решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 08 сентября 2017 года № 42/2 «О сносе самовольных построек, расположенных в <адрес><адрес>». В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он является собственником указанного объекта недвижимости, а право собственности было зарегистрировано в установленном порядке.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 января 2018 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
ФИО2 ФИО17 не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 января 2018 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 11-13) следует, что ФИО1 является собственником нежилого здания расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 09 июня 2010 года, заключённого между ФИО7 и ФИО2 ФИО18.
Согласно указанному договору купли-продажи право собственности на данное недвижимое имущество было зарегистрировано за Гойда ФИО19 на основании решения исполнительного комитета Малореченского сельского совета города Алушты от 10 июня 2008 года № 204.
Указанным решением Малореченского сельского совета города Алушты объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, введён в эксплуатацию и передан в собственность ФИО7
Пунктом 1.30 решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 08 сентября 2017 года № 42/2 «О сносе самовольных построек, расположенных в <адрес><адрес>» принято решение о сносе самовольного построенного объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Административным истцом оспаривается законность указанного решения.
Оспариваемое административным истцом решение принято на основании пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной нормы органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения её на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляется механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведённых на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т.е. объектов, являющихся, согласно пункту 1 той же статьи, самовольными постройками, притом, что земельные участки, на которых они возведены, расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), либо на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей, и тем самым существенным образом ухудшающих комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье, создающих препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность, а также механизм самостоятельной реализации органами местного самоуправления указанных решений в отношении таких построек, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено.
При отсутствии какого-либо из условий, указанных в пункте 1 и абзаце первом пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение о сносе в отношении зданий, строений или других сооружений органами местного самоуправления принято быть не может.
Указанная норма устанавливает пределы реализации органом местного самоуправления своих полномочий связанных со сносом самовольной постройки.
Таким образом, орган местного самоуправления может принять решение о сносе самовольной постройки, только при наличии совокупности следующих обстоятельств: 1) земельный участок не выделялся для строительства указанного объекта; 2) земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Судебная коллегия с целью проверки полномочий Алуштинского городского совета на принятие оспариваемого решения неоднократно истребовала от административного ответчика доказательства подтверждающие нахождение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. В связи с необходимостью предоставления указанных доказательств неоднократно откладывались судебные заседания суда апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В нарушение указанных требований на момент вынесения апелляционного определения указанных доказательств административным ответчиком не представлено.
Из представленной административным ответчиком выкопировки из Правил землепользования и застройки на часть территории Муниципального образования городской округ Алукшта, земельный участок, на котором расположено спорное здание, расположен в зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (л.д.53).
Кроме того, решением Малореченского сельского совета города Алушты от 18 декабря 2011 года № 27-10 (л.д. 76) ФИО2 ФИО20 разрешена разработка проекта землеустройства по отводу в аренду земельного участка, площадью 0,0600 га, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанным же решением испрашиваемый земельный участок отнесён к категории: «земли жилой и общественной застройки».
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона N 38-3PK, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 был утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлены доказательства наличия у него полномочий на вынесение оспариваемого решения.
Кроме того, административным ответчиком нарушен порядок принятия оспариваемого решения.
Порядок принятия решения о сносе регламентирован Положением о порядке принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек, утверждённым решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 17 июня 2016года N20/51 и Положением о комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и состава комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённым постановлением администрации г. Алушты Республики Крым от 09 августа 2016 года N 2594.
Согласно пунктам 3.2, 3.4 3.5, 3.6 Положения о комиссии, при выявлении самовольных построек Комиссией составляется Акт выявления самовольной постройки, который направляется лицу, осуществившему самовольную постройку, или законному представителю данного лица.
При этом вручается лично под роспись Уведомление о необходимости добровольного сноса самовольной постройки лицом, её осуществившим, с указанием срока для её сноса.
В течение 10 дней после истечения срока, указанного в Уведомлении о необходимости добровольного сноса самовольной постройки лицом, её осуществившим, Комиссия проводит проверку его исполнения.
В случае если лицо, осуществившее самовольную постройку, не осуществило добровольный снос самовольной постройки в течение срока, указанного в Уведомлении, Комиссия в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока для добровольного сноса самовольной постройки направляет в Алуштинский городской совет протокол заседания Комиссии, в котором содержится предложение принять решение о сносе самовольной постройки либо об обращении в суд с иском о сносе самовольной постройки.
В силу пункта 2.2 Положения о порядке принятия решения о сносе самовольных построек в тридцатидневный срок со дня поступления в Алуштинский городской совет Республики Крым решения Комиссии с предложением принять решение о принудительном сносе самовольной постройки Алуштинский городской совет принимает решение: - о сносе самовольной постройки; - об обращении в суд с иском о сносе самовольной постройки.
Административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения правил установленных пунктами 3.2, 3.4 3.5, 3.6 Положения о комиссии, в том числе доказательств направления административному истцу уведомления о сносе самовольной постройки.
Кроме того, не представлено доказательств истребования у административного истца документов, подтверждающих законность возведения постройки.
Указанные нарушения являются существенными.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 января 2018 года, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 1 части 2 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В связи с тем, что основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований является недоказанность наличия полномочий у административного ответчика на принятие оспариваемого решения, а также нарушение порядка принятия решения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть заявленные требования в порядке административного судопроизводства, поскольку вопрос о самовольности постройки в данном случае не разрешается.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционную жалобу ФИО2 ФИО21 удовлетворить.
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 января 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным п. 1.30 решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 08 сентября 2017 года № 42/2 «О сносе самовольных построек, расположенных в <адрес><адрес>».
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
<данные изъяты>