Судья: Родина Л.В. Дело <данные изъяты>а-42954/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Редченко Е.В.,
судей Вердияна Г.В., Перегудовой И.И.,
при секретаре Набиуллиной К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 декабря 2023 года апелляционную жалобу Ахметбекова Н. Е. на решение Воскресенского городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Ахметбекова Н. Е. к ГБУ Московской области «Мосавтодор» о признании незаконным решения от <данные изъяты> об отказе в выдаче согласия владельцем автомобильной дороги на строительство реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечения, примыкания к автомобильной дороге общего пользования, об обязании выдать согласие на присоединение к автомобильной дороге,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя Ахметбекова Н.Е. – Ермолаевой Г.С.,
установила:
Ахметбеков Н.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГБУ МО «Мосавтодор» о признании незаконным решение от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе в предоставлении Государственной услуги «Выдача согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Московской области». Просил обязать ГБУ МО «Мосавтодор» выдать Ахметбекову Н.Е. согласие на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге «Степанщино-Ратчино» 46Н-00573, объекта, не относящегося к объектам дорожного сервиса, содержащее обязательные технические требования и условия на основании заявления Ахметбекова Н.Е. № Р<данные изъяты> от <данные изъяты>
В обоснование требований указывалось, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый <данные изъяты>, площадью 271 754 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, ФГУП «Племенной завод «Ачкасово», в 400 м. к востоку от д. Степанщино, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
В связи с тем, что земельный участок административного истца граничит с автомобильной дорогой «Степанщино-Ратчино» 46Н-00573, находящейся в ведении ГБУ МО «Мосавтодор», полагая, что доступ к принадлежащему ему земельному участку возможен лишь при условии выполнения примыкания к указанной автомобильной дороге, в целях организации съезда-примыкания с указанной автомобильной дороги к принадлежащему ему земельному участку, Ахметбеков Н.Е. обратился в ГБУ МО «Мосавтодор» с заявлением от <данные изъяты> № Р<данные изъяты> о предоставлении Государственной услуги «Выдача согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения Московской области».
Оспариваемым решением Ахметбекову Н.Е. отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, поскольку в результате изучения представленных документов выявлено, что устройство нового примыкания к автомобильной дороге «Степанщино-Ратчино» IV технической категории противоречит п. 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования». Доступ на автомобильные дороги IV технической категории возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные не чаще, чем через 100 м. Расстояние до существующего пересечения (примыкания) составляет ориентировочно 5 метров.
Данное решение административный истец считал незаконным, поскольку существующий съезд, расстояние от которого до испрашиваемого примыкания составляет менее 100 метров, не является официальным, примыкание не согласовано с собственником автомобильной дороги - ГБУ МО «Мосавтодор», технические требования и условия, подлежащие обязательному выполнению, не выдавались, в связи с отсутствием результата их выполнения на протяжении нескольких лет. Указанный съезд, который по факту является грунтовой дорогой, используется для съезда с автомобильной дороги к зоне сельскохозяйственного производства, в том числе большегрузной сельскохозяйственной техникой, что влечет за собой вынос грязи и песка на проезжую часть автомобильной дороги, мойка колес не предусмотрена. Решение об отказе вынесено ГБУ МО «Мосавтодор» без учета этих обстоятельств. На расстоянии до 100 м. от места предполагаемого примыкания не имеется согласованных ГБУ МО «Мосавтодор» и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства съездов и примыканий. Кроме того, ГОСТ Р 52398-2005 не включен в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" № 384-ФЗ), и отсутствует в Распоряжении Правительства РФ от 04 ноября 2017 N 2438-р "Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации". Оспариваемое решение нарушает права административного истца на использование земельного участка для сельскохозяйственного производства, так как в отсутствие согласованных примыканий у него отсутствует фактический доступ к земельному участку, что не позволяет использовать его в соответствии с целевым назначением.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от <данные изъяты> в удовлетворении требований было отказано.
В апелляционной жалобе Ахметбеков Н.Е. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу пункта 1 статьи 20 данного Федерального закона строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Таким образом, как верно указал городской суд, при строительстве примыканий к автомобильной дороге применяются технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению.
К техническим требованиям при строительстве примыканий к автомобильной дороге относится, в том числе ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", который распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования и устанавливает их техническую классификацию.
В соответствии с пунктом 2.4 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2005 № 296-ст доступ на автомобильную дорогу – это возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52398-2005 автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса: автомагистраль, скоростная дорога, дорога обычного типа (нескоростная дорога).
К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»: имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой и доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м., для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м., категории V - 50 м. друг от друга.
Согласно статьи 20 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог (часть 1). В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание (часть 2). Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению) - часть 5.1.
Регламент предоставления услуги «Выдача согласия владельцем автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Московской области на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечения, примыкания (присоединения) к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области другой автомобильной дороги, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Московской области, а также стационарных торговых объектов общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров, присоединяемых к автомобильным дорогам, строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, прокладку, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области» утвержден распоряжением Генерального директора ГБУ МО «Мосавтодор» от 23 сентября 2022 года №158/2022-Р.
Согласно пункту 10.3.5 Регламента основанием для отказа в предоставлении услуги является случай, когда:
устройство примыкания, пересечения (присоединения) к автомобильной дороге не соответствует требованиям ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", ГОСТ Р 58653-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования", СП 34.13330.2021 "Автомобильные дороги", СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", "Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений", составленных к главе "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <данные изъяты>-89*".
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что с <данные изъяты>Ахметбекову Н.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый <данные изъяты>, площадью 271 754 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, ФГУП «Племенной завод «Ачкасово», в 400 м. к востоку от д. Степанщино, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
<данные изъяты>Ахметбеков Н.Е. через портал государственных и муниципальных услуг Московской области обратился в ГБУ МО «Мосавтодор» с заявлением № Р<данные изъяты> о получении государственной услуги «Выдача согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения <данные изъяты>».
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ГБУ МО «Мосавтодор» приняло оспариваемое решение от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе в предоставлении испрашиваемой заявителем услуги, поскольку устройство примыкания, пересечения (присоединения) к автомобильной дороге не соответствует требованиям ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", ГОСТ Р 58653-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования", СП 34.13330.2021 "Автомобильные дороги", СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", "Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений", составленных к главе "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*". Разъяснено, что в результате изучения представленных документов выявлено, что устройство нового примыкания к автомобильной дороге «Степанщино-Ратчино» IV технической категории противоречит п. 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования». Доступ на автомобильные дороги IV технической категории возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные не чаще, чем через 100 м. Расстояние до существующего пересечения (примыкания) составляет ориентировочно 5 метров.
Отказывая в удовлетворении требований, городской суд исходил из того, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, поскольку планируемый административным истцом съезд не соответствует установленным требованиям в части расстояния до ближайшего существующего примыкания иного объекта к автодороге обычного типа IV технической категории. Так, автомобильная дорога «Степанщино-Ратчино» внесена в Перечень дорог регионального и межмуниципального значения Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от <данные изъяты><данные изъяты> (п. 279 Перечня) и имеет следующие характеристики: идентификационный <данные изъяты> ОП МЗ 46Н-00573, учетный <данные изъяты>Н-00573, протяженность 10,060 км., дата включения в Перечень <данные изъяты>; в соответствии с частью 18 статьи 5 названного выше Федерального закона, постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», автомобильной дороге «Степанщино-Ратчино» присвоена IV техническая категория, что является общедоступной информацией и не отрицалось административным истцом. Следовательно, в силу вышеперечисленных требований законодательства планируемый административным истцом съезд не соответствует установленным требованиям в части расстояния до ближайшего существующего примыкания - автомобильная дорога с кадастровым номером <данные изъяты>, протяженность 2670 м., местоположение: <данные изъяты>, подъездная дорога к д. Чаплыгино, дата постановки на кадастровый учет: <данные изъяты>, правообладатель: городской округ Воскресенск Московской области, к автодороге обычного типа IV технической категории «Степанщино-Ратчино», поскольку составляет менее 100 метров.
Доводы административного истца о том, что на расстоянии до 100 м. от места предполагаемого примыкания не имеется согласованных ГБУ МО «Мосавтодор» и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства съездов и примыканий, признаны городским судом несостоятельнымии является несостоятельным. Кроме того, подъездная автомобильная дорога к д. Чаплыгино передана администрацией городского округа <данные изъяты> в безвозмездное пользование МБУ г.о. Воскресенск «Благоустройство и озеленение» на основании Постановления Администрации г.о. Воскресенск от <данные изъяты><данные изъяты> и Дополнительного соглашения <данные изъяты> к Договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от <данные изъяты><данные изъяты>А/БП.
Ссылки административного истца о том, что существующий съезд (примыкание) является надлежащим образом не обустроенной грунтовой дорогой, отклонены городским судом, поскольку не относятся к предмету спора. При этом Актом осмотра автомобильной подъездной дороги к д. Чаплыгино от <данные изъяты>, составленным представителями заинтересованных лиц, определена возможность строительства съезда с подъездной дороги к д. Чаплыгино с кадастровым номером <данные изъяты> к земельному участку административного истца с кадастровым номером <данные изъяты>, при получении собственником земельного участка технических условий на строительство съезда.
Утверждения административного истца о том, что ГОСТ Р 52398-2005 не включен в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Постановление Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" № 384-ФЗ), и отсутствует в Распоряжении Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>-р "Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации", в связи с чем расстояния между примыканиями, предусмотренное указанным ГОСТ Р 52398-2005 не применяется к указанным правоотношениям, не были приняты городским судом во внимание, поскольку ГОСТ Р 52398-2005 является действующим.
Городским судом отмечено, что отсутствие возможности выдачи согласия на устройство заявленного примыкания, согласно обжалуемому решению, обусловлено также и действующим нормативом ГОСТ Р 58653-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. «Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования», согласно подпункту 4.5.2 пункта 4.5 которого пересечения и примыкания на дорогах вне пределов населенных пунктов для дорог категории IV следует предусматривать не чаще чем через 100 м, категории V - не чаще чем через 50 м друг от друга. На дорогах категорий IV и V следует обеспечивать расстояние между пересечениями и примыканиями, достаточное для размещения очереди автомобилей перед пересечением таким образом, чтобы такая очередь не препятствовала движению по другому пересечению. Для расчета расстояния между пересечениями следует принимать длину очереди автомобилей, которая может быть превышена не более чем в 5% случаев.
Ссылки административного истца на ответ ГБУ МО «Мосавтодор» <данные изъяты>Петрову А.Н. (о том, что в рамках обследования автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения <данные изъяты> «Степанщино-Ратчино» было выявлено примыкание на км. 0+858 влево (55.251958, 38.538848), строительство или эксплуатация которого осуществляется с нарушением действующего законодательства) отклонены городским судом. С <данные изъяты> правообладателем земельного участка, кадастровый номер <данные изъяты>, является Ахметбеков Н.Е.; указанный ответ не является предметом рассмотрения в данном деле. Кроме того, «примыкание на км. 0+858 влево (55.251958, 38.538848)» было оформлено в установленном действующим законодательством порядке как сооружение дорожного транспорта – автомобильная дорога с кадастровым номером <данные изъяты>, протяженностью 2670 м., по адресу: <данные изъяты>, подъездная дорога к д. Чаплыгино, что следует из выписки из ЕГРН, согласно которой право собственности городского округа Воскресенск Московской области на данное сооружение дорожного транспорта было зарегистрировано <данные изъяты>.
Городской суд также указал, что положениями названного Федерального закона предусмотрено два вида примыканий: существующей автомобильной дороги к другой автодороге (статья 20) и примыкания в целях доступа к объектам дорожного сервиса (часть 6 статьи 22). Возможность строительства примыкания земельного участка, не являющегося автомобильной дорогой, к другой автомобильной дороге, не предусмотрена. Доказательств нахождения на принадлежащем административному истцу земельном участке объектов дорожного сервиса, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия соглашается с решением городского суда, поскольку оно основано на материалах дела и согласуется с требованиями действующего законодательства.
Оспариваемое решение принято уполномоченной организацией, в установленном порядке, при наличии к тому законных оснований - препятствия к выдаче согласия на присоединение к автомобильной дороге имелись. Учитывая, что в настоящее время на расстоянии 5 м от спорного присоединения имеется существующее и исторически сложившееся примыкание к автомобильной дороге "Степанщино-Ратчино" устройство нового примыкания будет являться нарушением требований вышеуказанных норм (в том числе ГОСТа) в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями.
При вынесении оспариваемого отказа ГБУ МО «Мосавтодор» были правильно применены положения технических регламентов.
На необходимость применения ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" при выдаче согласия на присоединение (примыкание) к автомобильным дорогам общего пользования неоднократно указывалась высшая судебная инстанция (определения от 24 декабря 2014 N 302-ЭС14-6736, от 10 июня 2021 N 309-ЭС21-7945).
Требование (о минимальном расстоянии между примыканиями не менее 100 м) обусловлено повышением уровня безопасности дорожного движения с исключением устройства дополнительных примыканий.
Доводы в апелляционной жалобе (в том числе о незаконности существующего примыкания, не соответствии его требованиям безопасности, невключении его в план капитального ремонта дорог) не опровергают вышеприведенные выводы.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воскресенского городского суда Московской области от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахметбекова Н. Е. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи